Массаж — это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, способствует появлению необходимых двигательных навыков, которые приведут к нормализации произносительной стороны речи.
Логопедический массаж, как часть комплексной системы коррекционных мероприятий, следует за артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.
Массаж в работе логопеда используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикании, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику,способствуя коррекции произносительной стороны речи.
Приёмы логопедического массажа дифференцируются в зависимости от патологических симптомов в мышечной системе при речевых нарушениях.
Целью логопедического массажа, который проводится до артикуляционной гимнастики, является создание и закрепление прочных кинестезий, создающих предпосылки для совершенствования артикуляционной моторики у детей.
Задачами логопедического массажа является:
- нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
- устранение патологической симптоматики, таких как гиперкинезы и др.;
- стимуляция положительных кинестезий;
- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
- увеличение силы мышечных сокращений;
- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
При проведении массажа необходимо знать перечень абсолютных противопоказаний массажа:
- острые лихорадочные состояния;
- кровотечения и кровоточивость;
- кожные заболевания (грибковые и инфекционные);
- атеросклероз периферических и мозговых сосудов;
- воспаление лимфатических узлов;
- активная форма туберкулёза;
- аллергия;
- опухоли и послеоперационный период;
- ссадины кожи, нейродермит, экзема и др.
Логопедический массаж можно проводить руками ( через чистый хлопчатобумажный носовой платочек) и с помощью специально разработанных зондов.
Скляренко Э.И. (1996г.) были разработаны дизартрические зонды для восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии.
Новикова Е.В. (2000г.) разработала технологию зондового массажа и набор зондов для нормализации речевой моторики. Применяются при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба.
Логопедический массаж прост, доступен, эффективен, а личностно-ориентированный подход в работе с ребёнком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.
«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» М.Е. Хватцев.
Использование такого массажа в комплексе коррекционной работы улучшает у ребёнка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.
Таким образом, можно сказать, что логопедический массаж является одним из методов лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей.