Поиск

Тема Содержание наблюдений
Сентябрь
Неживая природа

1. Ежедневно отмечать состояние погоды (холодно или тепло;         ветрено или тихо; пасмурно или солнечно).

2. Наблюдать за цветом неба: ясное, появляются облака, всё небо   затянуто облаками.

3. Учить устанавливать связь между явлениями: идёт дождь – земля мокрая, образуются лужи; светит солнце – лужи высыхают.

4. Наблюдать за дождём: какой дождь – тёплый или холодный.

5. Наблюдать за ветром: сильный ветер – деревья раскачиваются, срывает листья; тихий ветерок – чуть шевелятся листочки и веточки, нет ветра – деревья стоят спокойные.

Растительный мир

1. Рассмотреть знакомые деревья: берёзу, клён, тополь: спросить, какие листья были на дереве летом, какого цвета стали появляться осенью. Сравнить листья по форме, окраске.

2. Осматривать клумбу с цветами, познакомить с ноготками, астрами, бархатцами. Рассмотреть цветы; форму, на что похож, какого цвета. Оттенка, дать понюхать. Составить букеты для украшения крупы.

3. Экскурсии на огород: предложить помочь собрать урожай морковки, свеклы, помидоров. Учить детей сравнивать овощи. Сделать вывод, что овощи выросли и созрели потому, что мы за ними ухаживали.

4. Научить детей определять признак зрелости овощей, угостить детей морковкой, капустой и т.д.

5. Привлекать к сбору семян цветов, овощей, трав, другого природного материала.

6. Познакомить со съедобными грибами – белый, подберёзовик, подосиновик.

Животный мир

1. Наблюдать за птицами на участке (отметить, что их стало меньше), объяснить, что некоторые улетели на юг: скворцы, ласточки, стрижи.

2. Наблюдать за воробьями, воронами, голубями. Учить сравнивать птиц по цвету, величине, способу передвижения. Дать понятие «пернатые».

Октябрь
Неживая природа 1. Обратить внимание детей на состояние погоды: становится холоднее, реже выглядывает солнце, часто дует холодный ветер.

Неживая  природа

2. Понаблюдать за облаками, предложить детям пофантазировать, на что похожи эти облака. Отметить, в какую сторону движутся облака (быстро, медленно).

3. Сравнить осенний и летний дождь: осенний – холодный, моросящий, сопровождающийся холодным ветром.

4. Обратить внимание на почву: от частых дождей она сырая, на улицах грязно.

Растительный мир

1. Обратить внимание на красоту деревьев. Отметить, какого цвета листья на клёне, берёзе, рябине.

2. Собрать букеты из листьев, сравнить их между собой, украсить букетами группу.

3. Наблюдать за листопадом: откуда и куда падают листья. Предложить походить по листьям, послушать, как они шуршат (почему?).

4. Осмотр огорода: наблюдать за перекапыванием грядок. Объяснить, для чего это делается.

5.Наблюдение за работой воспитателей и младших детей по подготовки цветника к зиме: срезкой и укрыванием роз, многолетников.

6. Продолжать знакомить с овощами и фруктами, учить определять степень их зрелости, различать по внешнему виду, на ощупь, вкус.

7. Обратить внимание на увядающую, сохнущую траву, цветы.

Животный мир

1. Наблюдать за жизнью обитателей «Уголка природы» ( рыбками, птицами, черепахами).

2. Привлекать к уходу за рыбками, птицами: насыпать корм ложечкой, помыть кормушки.

3. Рассказать детям, что рыбы прячутся осенью на дно, так как вода становится холоднее, а в аквариуме всегда тепло. Почему?

4. Подготовить корм для птиц, кормушки. Рассмотреть разные семена, объяснить, какие из них любят птицы.

                                                           Ноябрь
Неживая природа

1. Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Учить выделять    характерные признаки осени: на улице холодно, идут частые дожди, меняется окраска листьев, они опадают, солнце редко появляется, не греет. Люди одеваются теплее.

2. Используя вертушки, флажки, самолётики, наблюдать за силой ветра, его направлением. Сделать вывод; игрушки вертятся, летают, если на улице ветрено.

3. Наблюдать за облаками, тучами (в пасмурные дни облака тяжёлые, серые, низко нависают).

4. Обратить внимание на заморозки:  земля твёрдая, лужи покрываются корочкой льда, на траве – иней.

5. Наблюдать, что вечером рано темнеет, на небе видны месяц и звёзды.

Растительный мир

1. Обратить внимание, что ветви на деревьях голые, листья все опали.

2. Учить узнавать берёзу, клён, тополь по стволу, его цвету.

3. Обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву.

4. Наблюдение за комнатными растениями, познакомить детей с бегонией вечноцветущей, сравнить её с другими знакомыми растениями.

5. Наблюдать за пересадкой комнатных растений. Показать детям корень растения, объяснить, что корень питает всё растение, впитывая из земли влагу. Поэтому растения нужно поливать, не допускать пересыхания почвы.

Животный

мир

Отметить, что птиц осталось мало, многие улетели на юг.

 Посмотреть, какие остались: воробьи, вороны, голуби, синицы.

Предложить покормить их.

Показать детям снегирей, прилетевших к рябине, объяснить, что это их любимое лакомства. Понаблюдать, как клюют рябину снегири.

Наблюдать за поведением птиц в «Уголке природы»: тревожатся, кричат, если нет корма, воды.

Вынести кормушки на участок. Воспитывать желание ежедневно подкармливать зимующих птиц.

Побеседовать с детьми о том. Как звери к зиме готовятся.

Декабрь
Неживая природа

1. Наблюдение за погодой. Учить устанавливать связь между погодой одеждой.

2. Обратить внимание на изменения в природе: часто идёт снег, покрывает землю, крыши домов, скамейки.

3. Наблюдать за снегопадом: как падает – быстро или медленно летят снежинки? Объяснить: снег идёт из снеговых туч.

4. Во время сгребания снега лопатами усвоить с детьми свойства снега: белый, легкий в мороз – рассыпчатый: если внести снег в  тепло – он тает, превращается в воду.

Растительный мир

1. Привлечь внимание детей к деревьям и кустарникам (после снега стоят запорошенные).

2. Внимательно рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега. Обратить внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толще, чем сверху, ветки около ствола толстые, на конце тонкие, на ветках нет листьев.

3. Учить различать по стволу и веткам берёзу, клён, тополь.

4. Наблюдать за ростом зелени, посаженных корнеплодов в «Уголке природы».

Животный

 мир

1. Продолжать воспитывать бережное отношение к птицам. Систематически подкармливать птиц.

2. Наблюдать за воробьями, воронами, голубями, учить сравнивать их по величине, голосам.

3. Понаблюдать за кошкой, её поведением при появлении птиц: подкрадывается, старается поймать птичку.

4. Поиграть в подвижную игру «Воробушки и кошка», «Воробьи и вороны».

Январь

Неживая

природа

1. Ежедневно отмечать состояние природы, в «Уголке природы» выставлять соответствующую картинку.

2. Продолжать наблюдение за снегопадом: отметить, когда сыплет густо, крупными хлопьями, когда падает редкими снежинками. Полюбоваться, как снег блестит на солнце, при луне.

3. Поймать снежинку на варежку и на ладошку, объяснить, почему снежинка растаяла.

4. Провести опыт, показывающий таяние снега в тепле. Спросить, почему снег в тепле растаял? Что осталось в посуде?

5. Предлагать детям расчищать дорожки от снега; сгребать его в кучи для снежных построек.

6. Вечером в ясную погоду обратить внимание на луну и звёзды, полюбоваться красотой вечернего неба.

Растительный

мир

1. Рассмотреть деревья в зимнем уборе. Полюбоваться ими.

2. обратить внимание на ель, сосну: у них зимой зелёные иголки.

3. Познакомить детей с традесканцией, сравнить её с бальзамином.

4. учить детей ухаживать за комнатными растениями, обратить внимание, что цветы лучше и ярче на солнечном окне.

5. Наблюдать за всходами овса.

Животный

мир

1. Продолжать наблюдение за птицами на участке: узнавать синицу, снегиря. Сравнивать птиц по голосам, внешним признакам.

2. Во время подкормки птиц замечать, как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют его.

3. Обратить внимание на внешний вид и поведение птиц в «Уголке природ», постоянно подкармливать их зеленью, выращенной из корнеплодов, овса. Воспитывать бережное отношение к обитателям живого уголка.

Февраль
Неживая природа

1. Учить отвечать на вопросы: какая сегодня погода? и т. д.

2. Наблюдать с детьми за метелью. После неё обойти участок, найти сугробы. Откуда они появились? Объяснить детям, что такое метель: идёт снег и дует сильный ветер, разметая снег во все стороны, поднимая его с земли, крыш.

3. Провести опыт по превращению воды в лёд в морозную погоду. Дать детям потрогать его (холодный, твёрдый). Залить вечером дорожку на участке. На следующий день предложить походить, поскользить по ней. (Почему на дорожке образовался лёд?).

4. Обратить внимание детей на появление сосулек на крышах, (Объяснить, почему они появились).

5. Понаблюдать за солнцем: становится ярче, теплее; погреть на солнышке ладошки, щёки.

Растительный мир

1. Срезать несколько веточек берёзы, тополя. Наблюдать за распусканием почек. Сделать вывод, что деревья зимой отдыхают, они живые; в тепле сразу же распускаются листочки.

2. Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их.

3. Посадить с детьми лук в «Уголке природы», наблюдать за ростом зелени.

4. Уход за комнатными растениями.

Животный

мир

1. Предложить детям самостоятельно описать внешний вид птиц, прилетающих на участок кормушке, их повадки.

2. Наблюдать за аквариумными рыбками, рассмотреть их внешний вид, окраску. Объяснить детям, что тело у них покрыто чешуёй, есть хвост, плавники, с помощью которых они передвигаются.

3. Учить правильно, кормить рыб, наблюдать, как они хватают ртом корм.

4. Сравнить на картинках животных, птиц, рыб (чем они похожи, чем отличаются).

Март
Неживая природа

1. Обратить внимание на первые признаки весны. Солнышко ярко светит и греет.

2. Продолжать наблюдать за сосульками. Послушать капель. Почему с сосулек капает вода? Из чего они образовались?

3. Обратить внимание на яркую голубизну весеннего неба.

4. Рассмотреть снег, отметить, что он стал рыхлый, тёмный. Постройки из снега оседают, исчезают. Отчего это происходит? Куда делся снег?

5. В конце месяца отметить появление проталин, луж, ручейков. Предложить пустить по ручейку лодочки, наблюдать, как они движутся по воде.

6.Обратить внимание на увеличение продолжительности дня: утром, когда идём в садик, - светло, и вечером позже темнеет.

Растительный мир

1. В конце месяца показать детям появившуюся зелёную траву, найти ещё места, где она проросла.

2. Вносить в группу веточки деревьев, кустарников, которые дети нашли на участке. Наблюдать за появлением листочков, сравнивать их. Почему в комнате листочки распускаются быстрее?

3. Обратить внимание на зацветающие комнатные растения: бальзамин, герань, бегонию. Объяснить, что с наступлением весны и комнатные растения начинают лучше расти, зацветают. Посадить к 8 Марта черенки бальзамина.

Животный

мир

1. Наблюдать за оживлённым поведением птиц: громко чирикают, каркают, звонко поют синички, предложить подражать голосам птиц.

2. Посмотреть, как птицы ищут что-то на проталинах. Что они ищут?  (корм, насекомых).

3. Наблюдать за грачами. Рассказать, что грач прилетает первый, начинает искать старые гнёзда, строит новые.

Апрель
Неживая природа

1. Ежедневно наблюдать изменения в состоянии погоды (солнце припекает, становится теплее, люди меняют одежду на более лёгкую).

2. Обратить внимание на снег: его стало совсем мало, только в тенистых местах (сбоку от веранды, сарая). Появилось много луж, ручейков. Почему на участке много воды?

3. Обратить внимание на почву: она мокрая, липнет к обуви, вся пропитана талой водой.

4. Обратить внимание на небо, рассматривать с детьми облака (на что они похожи?)

Растительный мир

1. Обратить внимание на появление травы, её становится больше.

2. Найти на территории детского сада места, где появилась мать-и-мачеха. Рассказать детям, что эти цветы распускаются в солнечную погоду, а в пасмурную – стоят закрытыми.

3. Рассмотреть цветущие деревья: вербу, иву. Потрогать мягкие бутоны.

4. Рассмотреть набухающие почки у тополя, берёзы, сирени, где быстрее распустятся листочки.

5. Наблюдать за появлением на клумбе ростков многолетних растений.

Животный

мир

1. Повесить на участке скворечник, наблюдать, когда прилетит к нему скворец, следить за его поведением.

2. Наблюдать за повадками воробьёв – купаются в лужах, весело щебечут, дерутся.

3. Обратить внимание на появление жуков. Осторожно рассмотреть божью коровку, солдатика: найми головка, усики, ножки. Сколько их? Наблюдать, как ползает, поднимает и разворачивает крылья перед полётом.

4. Рассмотреть появившихся бабочек. Сравнить их по окраске; отметить, как летают, складывают крылышки, когда садятся. Рассмотреть появившихся бабочек. Сравнить их по окраске; отметить, как летают, складывают крылышки, когда салятся. Предложить полетать, как бабочки.

Май
Неживая природа

1. Ежедневно отмечать состояние погоды (тепло, солнечно, дует тёплый ветер).

2. Понаблюдать за солнцем в полдень: Поднимается высоко, припекает, становиться жарко.

3. Наблюдать за весенним дождём (тёмная туча застилает небо, начинается ливень, часто гремят грозы).

4. Обращать внимание на форму облаков.

5. Отмечать состояние почвы, песка: после дождя они мокрые, образуются лужи; появляется солнце, всё высыхает, песок становится рассыпчатым.

6. Предложить детям игры с песком, природным материалом.

Растительный мир

1. Отметить появление листьев на всех деревьях, кустарниках, сравнить листья клёна, берёзы, тополя, липы.

2. Рассматривание цветущих деревьев и кустарников: вишни, яблони, сирени, черёмухи, шиповника.

3. Привлечь детей к посадке лука на грядке, семян гороха, редиса, к уходу за грядками (полив).

4. Отметить появление цветков и новых листьев у высаженных на клумбы растений.

5. Рассматривать и сравнивать появившиеся всходы гороха, редиса, свеклы, моркови, лука.

6. Наблюдение за развитием растений в «Уголке природы»: появились цветы, молодые побеги, проследить за их пересадкой.

7. Рассмотреть одуванчики, полюбоваться полянкой

Животный

мир

1. Продолжать наблюдение за птицами: послушать пение скворцов, ласточек, синиц, проследить за их полётом.

2. Рассматривание жуков, бабочек6 проследить, как ползают, летают, машут крыльями, садятся на цветы (собирают нектар).

3. Наблюдение за лягушкой: рассмотреть её внешний вид, окраску, как передвигается (прыгает, вытягивая задние лапки).

Лето
Неживая природа

1. Продолжать наблюдать погоду. Обращать внимание на солнце, ветер, осадки.

2. Отметить, что солнце летом сильно греет – становится жарко. Устанавливать зависимость от погоды одежды людей (жарко – лёгкая одежда с коротким рукавом, можно раздеться, позагорать; прохладно – все одевают кофты, (колготки, брюки).

3. Организовать игры с водой, песком (выносить камушки, ракушки, бассейны, тазики, мелкие игрушки). Отмечать, что некоторые предметы, игрушки тонут, другие плавают. Закреплять знания о свойствах воды: смачивает предметы, смывает с них грязь.

4. Во время купания в бассейне обратить внимание, что вода приятно освежает тело.

5. В конце лета уточнить общие представления о летних явлениях.

Растительный мир

1. Экскурсии на луг. Обратить внимание на красоту растительного мира: среди травы много цветов. Ознакомить с колокольчиком, ромашкой, васильком, незабудкой. Определить их красоту и форму. Воспитывать бережное отношение к растениям (не рвать больших букетов, учить любоваться ими в природе).

2. Экскурсии в лес: рассмотреть деревья, учить узнавать ель, сосну, берёзу, клён, рябину, липу, сравнить их листья. Подвижная игра «к этому дереву беги!».

3. Проследить за одуванчиком – когда отрываются и появляются пушинки, с прикреплёнными к ним плодиками (объяснить, что это – семена одуванчика, они разлетаются в разные стороны, куда упадёт – на том месте вырастет одуванчик). Познакомить с лесными грибами, ягодами.

4. Наблюдать за развитием и ростом цветов на клумбах (познакомить с настурцией, календулой, позой, космеей, садовой ромашкой).

Животный

мир

1. Рассматривание разноцветных бабочек: осторожно наблюдать, как они порхают, отметить расцветку их крыльев.

2. Рассматривание кузнечиков, стрекоз, сравнивание их с другими насекомыми.

3. Экскурсия на водоём: обратить внимание на появление мелких рыбок, рассмотреть, как они плавают (шевелят плавниками, хвостом).

4. Наблюдать, как плавают лягушата, рассмотреть их внешний вид. Отметить, как они сидят, прыгают, ловят мух и комаров.

5. Послушать в лесу звонкое пение птиц (узнавать их по голосу: кукушку, синицу, сороку и т. д.).

  

Примечание. К каждому тематическому разделу подбирается соответствующая  художественная литература (рассказы, стихотворения, загадки, пословицы и т. д.).