Поиск

Предмет: Литература

Уровень образования: Средний.

Тип урока: урок – размышление.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока:

  1. обучающие – совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста, умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел.
  2. развивающие - развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
  3. воспитывающие - воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия, милосердие, доброту.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, презентация), практические (работа с текстом).

Личностные УУД : иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах.

Регулятивные УУД: прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией.

Познавательные УУД: формировать познавательную цель, находить нужную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать и аргументировать   свою точку зрения на события, поступки героев, понимать смысл текста, авторскую позицию.

Оборудование: рассказ И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютерная презентация о И.А.Бунине,  лапти. 

Ход урока.

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Примечание

 

I. Организационный

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 Творчество какого писателя мы с вами изучаем?

Подготовка к восприятию материала урока.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель–создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Компьютерная презентация.

(слайд 1)

II. Слово учителя.

 

Предлагаю вам прослушать поэтическое произведение писателя – стихотворение «Мать».

- С каким прозаическим произведением И.А. Бунина связано стихотворение?

Подготовка к восприятию основного материала.

С рассказом «Лапти»

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

(слайд 2)

III. Стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

Постановка цели урока

Тема нашего урока: «В чем красота души человеческой?»

-    Какие чувства возникли в вашей душе после первого восприятия текста?

   - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. Что такое лапти? Из чего их делают?

Лапоть–крестьянская обувь, сплетённая из лыка. Лыко- кора молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемая на слои и узкие полосы.

-Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа?

 

Цель: проанализировать рассказ и ответить на вопрос «В чем красота души человеческой?»

 - Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем анализировать отрывки.

Чувство сострадания, боли, желания помочь мальчику.

 Случай о том, как лапти помогли спасти кому-то жизнь.

 

Знакомство с темой и целями урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Лапти

IV. Осмысление содержания.

Стадия осмысления и стадия вызова.

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

Размышление над прочитанным.

- Какой эпизод рассказа произвел на вас наибольшее впечатление?

- С какими героями вы познакомились?

- Обратите внимание на то, что только один персонаж наделен именем. Почему?

- Вряд ли кто-то из вас слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

 

Федор в переводе с греческого означает Бог.

- Чем прекрасен этот человек?

 

 

 

- Что просит больной ребёнок?

- Что, по-вашему, символизирует красный цвет?

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?  

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

-Посмотрите на картины худ. Н.П.Богданова-Бельского. Вы видите крестьянских детей, обутых в лапти.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

- Каким вы его себе представляете? 

- Действительно, Бунин пишет: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…».

- Рассмотрите портреты И.Н.Крамского «Полесовщик», В.Г.Перова «Странник» с изображением старцев. Похож Нефед на них? Чем?

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

-Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями?

 

-Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»?

- По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Для больного мальчика получить необычные красные лапти – это путь к выздоровлению.

-Осознавал ли крестьянин опасность задуманного?

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст, в такой ужас?

Вам встретилось необычное слово – зипун. Что оно означает?

- Какое качество характера проявляется в этом отрывке?

- Знал ли Нефед, что в такую погоду может не добраться до Новоселок?

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нем?

Пересказ учащимися отрывков текста.

Больной ребенок, Нефед, барыня, муж.

Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

 

 

 

 

Нефед – это значит не Бог.

Душой, поступками, состраданием, самоотверженностью, силой духа.

 

Больной ребёнок просит красные лапти.

Тревогу, горе

 

У крестьянских детей.

 

Рассматривание иллюстраций с изображением крестьянских детей.

 

 

 

Нефёд был слугой.

Устное словесное рисование: с чёрными волосами, с бородой, в старой одежде, добрый, трудолюбивый.

Ученики рассматривают иллюстрации..

 

На старца Перова.

 

Добрые. Барыня доверяет ему, советуется с ним, она называет его Нефёдушкой.

Значит,    надо добывать. Значит, душа желает.

Мальчик бредит, сам того не зная, просит лапти.

Он хорошо знал, что в такую погоду опасно выходить в дорогу.

Пойдёт, чтобы спасти ребёнка.

Любовь к мальчику, преданность  барыне заставила его идти в соседнее село.

Чтение отрывка со слов:

- Еще подумал…

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова ни говоря, натянул зипун …

Старинный полушубок.

 

Самоотверженность, сила воли и сила духа, настойчивость, вера в свои силы, целеустремленность.

Наверное, знал, а может быть, догадывался.

Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Самоотверженный человек

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Коммуникативные УУД:  участвовать в коллективном обсуждении;  аргументировать свое мнение;  осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):  строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.); наблюдение, слушание.

(Слайд 3)

(Слайд4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

V.Стадия рефлексии.

 

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Да. Ради жизни мальчика.

Рассказ о доброте, человечности, о самоотверженности, о любви к ближнему, о жизни и смерти.

Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Личностные: формирование рациональной самооценки,

Регулятивные: самоанализ.

 Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

 Познавательные: произвольное построение  речевых высказываний в устной  форме.

VI.Вывод.

-Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие. Нефёд, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

-Прочитаем афоризмы о доброте, любви к ближнему и поясним их содержание.

Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы жив ни один человек.

Л.Н.Толстой

 

Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.

Л.Н.Толстой

 

Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать.

Саади.                                                                                         

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго

Ученики поясняют содержание афоризмов.

Регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

Познавательные: умение строить высказывание.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении, , умение полно выражать свом мысли.

(Слайд 7)

VII. Итог урока.

 

- Что понравилось сегодня на уроке?

- А урок мне бы хотелось закончить стихотворением Т. Кузовлевой:

  Путь к милосердию долог,

  Но милосердие необходимо

  Беспомощным людям и взрослым,

  Особенно детям.

  Не жалейте сердца:

  пусть недолго бьется, беспокойное, оно

  Все ж от своего земного долга

  Сердце отступиться не должно:

  От тревог за всех, кто рядом дышит,

  И от дум, что отгоняет ночь,

  И от страха: вдруг да не услышать

  Чью-то просьбу тихую – помочь.

- Оценки за урок.

Понравился  рассказ и его главный герой Нефёд.

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

выделение нравственного аспекта поведения, соотношение поступков и событий с этическими принципами.

Познавательные: сравнение, оценивание.

VIII. Домашнее задание. Написать отзыв по рассказу «Лапти» Регулятивные УУД: самоконтроль.