Поиск

Занятие 1.

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения изобразительного искусства.

Задачи:

1.Накапливать опыт восприятия музыкальной культуры разных эпох.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, развивать музыкальное мышление.

3. Воспитывать эстетические чувства.

4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления образным словом, в рисунке.

Ход.

Муз.рук: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами в музыкальном зале, за столами с альбомными листами и красками. Вы уже догадались, что мы будем делать?  Правильно, мы будем с вами рисовать. А рисовать будем музыку.

На дворе у нас зима. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые одежды:

- Вот север, тучи нагоняя,

  Дохнул, завыл – и вот сама

  Идёт волшебница зима.

                                               А.Пушкин

Это стихотворные строки о зиме. Но зимнюю природу можно услышать не только в стихах. Её изображают художники в своих картинах.

Рассматривание зимних репродукций, иллюстраций.

Муз.рук: -Белая берёза под моим окном

                 Принакрылась снегом точно серебром.

                 На пушистых ветках снежною каймой

                 Распустились кисти белой бахромой.

- Ребята, зимнюю природу можно изобразить через музыку. А музыку, как известно, пишут композиторы. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть целый цикл пьес «Времена года». И сегодня я хочу вам предложить послушать «Зиму». Кладём руки на колени, закрываем глаза и внимательно слушаем, какая зима видится вам при звуках этой музыки?

Прослушивание I части концерта А.Вивальди «Зима».

Дети: - Зайчик прыгает, белочка перебегает с ветки на ветку, деревья от ветра и холода мерзнут…

Муз.рук: - Ребята, музыка, как и мы с вами,  имеет характер, настроение. (Мы с вами бываем радостными и грустными, бываем вредными и добрыми) Какое настроение было в этом музыкальном произведении?

Дети: - Резкая, злая, холодная, прыгающая.

Муз.рук: - В этой музыке мы с вами слышим картину суровой, ненастной, вьюжной зимы. Вы слышали звуки вьюги, резкие порывы ветра, метёт снег, сыплются колкие снежинки. Вся природа скованна стужей, и слушатель как бы замирает в оцепенении.

Я включаю музыку ещё раз, чтобы услышать тревожную и жалобную скрипку.

Звучит музыка, по ходу звучания обращаю внимание детей на порывы ветра, как внезапно налетает вьюга и всё яростнее звучит музыка.

Муз.рук: - Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

-Закоченев над свежими снегами,

Под резким ветром, дующим в дуду,

Бежать, притопывая сапогами.

И ёжась, и дрожа на холоду.

Даю слово воспитателю для выбора цветовой гаммы к этой музыке…

ТЕМА: «Зимнее настроение»

Занятие 2.

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Накапливать опыт восприятия музыкальной культуры разных эпох.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, развивать музыкальное мышление.

3. Воспитывать эстетические чувства.

4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления образным словом, в рисунке.

Муз.рук: - Ребята, сегодня мы с вами будем слушать и рисовать музыку зимы. Она бывает разной. Давайте вспомним, какой была зима на прошлом занятии.

Слушаем отрывок -  «Зима» А. Вивальди  (Iч. Allegro).

Муз.рук: - Какое у зимы настроение?

Дети: - Зима колючая, вьюжная, злая.

Муз.рук: - Верно. Послушайте, как передают нам это музыкальное настроение стихи.

- Буря мглою небо кроет,

  Вихри снежные крутя;

  То, как зверь, она завоет,

  То заплачет, как дитя..

                                 А.Пушкин

- Ребята, зима может быть и другой.  Давайте положим руки на колени, закроем глаза и представим себе зиму.

Прослушивание медленной части  Largo из концерта А.Вивальди «Зима».

Муз.рук: - Какую вы услышали зиму в этом фрагменте? (ответы детей) Как будто на солнце сверкают снежинки, они мерцают, словно волшебный зимний наряд природы. Красивая, добрая, хорошая, снежинки кружатся, потом быстро кружатся, много снега наметает.

А какое у неё настроение? (грустное, нежное, светлое, красивое) Посмотрите иллюстрации и картины художников.

Рассматривание слайдов.

Воспитатель: - Ребята, что вы видите на этих иллюстрациях?

Какая зима?

Муз.рук.: - Послушайте, как рассказывает о зиме поэт А.С.Пушкин:

- Пришла, рассыпалась; клоками

  Повисла на суках дубов;

  Легла волнистыми коврами

  Среди полей, вокруг холмов;

  Брега с недвижною рекою

  Сравняла пухлой пеленою;

  Блеснул мороз. И рады мы

  Проказам матушки зимы.

-Давайте ещё раз прослушаем фрагмент музыкального произведения. И начнём рисовать.

Использованная методическая литература:

  1. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»

  2.  Н.А.Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка»