Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 


Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению.  Для современной общеобразовательной школы характерна  неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.

Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся подготовки (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович,  Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина,  В.В.Давыдов,А.В.Запорожец,Е.Е.Кравцова,А.К.Маркова,Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.)

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова,  М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р.Д.Тригер,  Н.С.Пантина, О.С.Филиппова и др.).

В   дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению. Дети приобретают   самые   необходимые   знания и начальные умения в различных  видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти    всех  дисциплин   начальной школы -  рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе  с тем подготовка к нему осуществляется   косвенно, через другие занятия.  В.М.Лыков,  исследовавший   проблему обучения   письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Он выделяет рисование, лепку, аппликацию как  наиболее   эффективные занятия для подготовки    детей   к   овладению   графикой   письма.

Однако   движения, совершаемые   в  процессе   письма, не    могут быть воспроизведены  ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс графического письма вовлекает в работу    другие   движения   пальцев, зрительное   восприятие тоже подчинено   иным    целям,  чем   в   изобразительной   деятельности.

В исследованиях ученых подчеркивается, что  дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной  показывают, что в практике   логопедической   работы  недостаточно используются упражнения, направленные   на   развитие   графомоторных   навыков  у детей  с  общим   недоразвитием   речи   при подготовке детей к школе, т.к. в программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению   детей дошкольного возраста  отсутствует раздел  работы по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ,  систематизации упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста. Сложность   механизма   письма  и  значимость   дошкольного  периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы  по  формированию  графомоторных  навыков  в  специализированном    дошкольном   учреждении, дают все основания считать  тему исследования актуальной в области коррекционной педагогики.

Графомоторные  навыки  являются составной частью моторных способностей человека.  Их  развитие   базируется на основе формирования и совершенствования    тонкокоординированных     движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной   координации.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень  развития  координации  движений руки;  нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения  ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

 Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать  руку, способствовать  формированию графомоторных  умений и   навыков.

Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:

1) формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки,  

 2) формирование    зрительно – пространственной    ориентировки,

3) формирование   зрительно – моторной    координации.

В общепринятых программах, по которым работают современные дошкольные учреждения, недостаточно полно используются упражнения и задания, направленные на формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи, так как в программах по обучению и воспитанию отсутствует раздел по формированию графомоторных навыков. Следовательно, усложняется процесс формирования графомоторной деятельности у детей данной категории. 

На современном этапе подготовки ребенка – дошкольника к обучению  ведутся  разработки учебных пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей и прописей. Но, несмотря на это, возникает необходимость  адаптации изданий, так как практика недостаточно ориентирована: не учитывается категория детей с речевым нарушением, не просматривается сложность заданий, систематизация и их последовательность.  Только поэтапная, целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи поможет   развить  и   сформировать   графические    навыки   письма.

Экспериментальное исследование проводилось на базе  МБДОУ «Детский сад № 223» комбинированного вида города Новокузнецка с февраля по март 2013 года. В исследовании принимали участие 10 детей, имеющие общее недоразвитие речи III уровня.

Для исследования были использованы методики   М. М. Безруких,Л.А. Венгера, М.М.  Кольцовой, Т.А. Ткаченко, О.А.Шаяхметовой  и др.

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

В ходе первого этапа была проведена исследовательская работа по следующим направлениям:

         I серия заданий - определение ведущей руки.

Цель: определить   ведущую руку.

II серия заданий - обследование тонкокоординированных движений руки.

Цель: выявить уровень развития тонкокоординированных движений рук (движений пальцев, кисти руки).

III серия заданий - обследование  оптико – пространственного восприятия.

Цель: выявить уровень развития оптико – пространственного восприятия  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

IV серия заданий – обследование зрительно – моторной координации.

Цель: выявить уровень сформированности зрительно – моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В процессе работы был проведен анализ  психологической   и методической литературы по  формированию графомоторных навыков  у дошкольников; дана характеристика формирования графомоторных навыков детей с нормальной речью и детей с речевой патологией; изученынаправления работы по  формированию графомоторных навыков  у детей; проведено  исследование и обоснование  выбора методик; проанализированы результаты исследования и сделаны  выводы.

Большую группу детей, испытывающих трудности в формировании графомоторных навыков, составляют дошкольники  с общим недоразвитием речи, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы.

При решении проблемы формирования графомоторных навыков  у детей с ОНР значимым и продуктивным является регулярная работа по всем компонентам графомоторных навыков.

Дифференцированный подход в процессе воздействия должен осуществляться с учетом:  ведущей руки, уровня сформированности  тонкокоординированных  движений  пальцев  и кисти   руки; развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно - моторной координации.

Таким образом, анализ результатов, полученных при экспериментальном исследовании, позволил сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  недостаточно  развиты тонкокоординированные движения рук (движения пальцев, кисти); оптико-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация, а значит, графомоторные навыки  сформированы на низком уровне.

После проведения обследования, 10 обследуемых детей были условно разделены на 2 равные группы: контрольную и экспериментальную, в каждой группе по 5 человек.

Контрольная группа занималась по традиционной методике.  Для экспериментальной группы была уточнена последовательность работы по формированию графомоторных навыков, разработан комплекс упражнений.

Формирующий этап исследования был основан на результатах проведенного обследования, в ходе которого было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  недостаточно  сформированы графомоторные навыки (недостаточно сформированы тонкокоординированные движения кисти  руки; зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация).

Целью формирующего эксперимента являлось  уточнение последовательности работы по формированию графомоторных навыков, разработка и апробирование комплекса упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

По результатам констатирующего эксперимента, было выявлено, что работу по формированию графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

I. Формирование тонкокоординированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Работа по формированию графомоторных навыков  у детей экспериментальной группы была проведена в следующих направлениях:

-совершенствование тонкокоординированных движений руки (движений пальцев, кисти руки);

-развитие зрительно – пространственной ориентировки;

-развитие зрительно – моторной координации.

Каждое направление формирования графомоторных навыков включало в себя упражнения и задания  трех уровней  сложности: от простого к  сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. 

Формирование графомоторных навыков в рамках нашей работы  велось на индивидуальных и подгрупповых   логопедических занятиях. Занятия проводились 2 раза в неделю.Длительность непрерывной работы для детей старшего дошкольного возраста составляла не более 15 минут.

         Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания, и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

         Для эффективности занятий по формированию графомоторного навыка, учитывались следующие условия:

  1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
  2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.
  3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.
  5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.
  6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.
  7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  8. Формирование тонкокоординированных движений:
  9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки:

         На логопедических занятиях была создана положительная эмоциональная обстановка, дети с удовольствием посещали занятия, предложенные задания и упражнения выполняли с большим интересом. Упражнения входили в структуру занятия логопеда по обучению грамоте.

Работа включала в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап

Задачи:

- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

- отработка силы пальцев и кистей рук;

- формирование ритмической организации во взаимосвязи с речью;

- формирование зрительно-пространственной ориентировки;

- формирование умения ориентировки в окружающем пространстве;

- формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

Подготовительный этап включал в себя два направления, формирование тонкокоординированных движений кистей и пальцев руки и формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Формирование тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук осуществлялось по средствам развития кинестетического и динамического праксиса, регуляции мышечного тонуса и развития координации движений.

Формирование зрительно-пространственной ориентировке осуществлялось в формировании ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги.

На первом уровне сложности у детей вырабатывалось умение выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её, детям предлагались упражнения на развитие кинестетического праксиса.

         На данном этапе детям предлагался комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кошка», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Осы», «Жук», «Слон». (Приложение..) 

Выполнять упражнения предлагалось с ведущей руки, потом дополнительная рука, если ребенок справлялся, предлагалось выполнить упражнение  двумя руками одновременно. Каждая заданная поза удерживалась под счет до 5 секунд. Упражнения вырабатывались до автоматизма.

Второй уровень сложности включал в себя упражнения на формирование  динамического праксиса.

Цель: Формировать способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагались динамические упражнения с включением обеих рук:  «Дерево»,  «Птичка», «Очки», «Флажок»,

«Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». (Приложение ..)

Для формирования ритмической организации движений была дана пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стишками: «Моя семья», «Этот пальчик», «Мизинчик». (Приложение ..)

Третий уровень сложности состоял из упражнений на регуляцию мышечного тонуса и упражнения на формирование координации движений.

Цель: Формировать функциональные возможностей кистей и пальцев рук, отработка силы пальцев  кистей рук, формировать координацию движений.

Упражнения подразумевали продуктивную деятельность детей. Лепка из пластилина: «Катание шарика», «Слепи снеговика»,  «Гусеница», «Ежик»;работа с бумагой(«Гармошка»). Упражнения на скручивание («Смотай клубок») и нанизывание («Собери бусы»). (Приложение..)

В этом направлении на всех трех уровнях сложности предлагаются упражнения на формирование ориентировки листе бумаги.

Цель: Формировать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо), зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.

         На первом уровне сложности детям давались графические диктанты, с 2-3 ступенчатой инструкцией. Диктанты выполнялись в тетрадях  в крупную клетку. Ребенку предлагалось начать рисовать узор, соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз) («Узор 1», «Узор 2», «Узор 3»). Упражнения выполнялись на слух. (Приложение..)

         Второй уровень сложности состоял из более сложных графических диктантов («Кораблик», «Ракета», «Машина»). Соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно. (Приложение ...)

На третьем уровне сложности были представлены самые сложные  графические диктанты («Лошадка», «Олень», «Лебедь»). Ребенок выполнял работу по представленной последовательности действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз). (Приложение ..)

         Основной этап

Задачи:

-формирование  зрительно-моторной координации на листе бумаги;

-формирование  умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии;

- формирование умения рисовать круги;

-формирование умения рисовать квадрат и треугольник.

Основной этап был направлен на формирование зрительно-моторной координации.

Первый уровень сложности был направлен на развитие умения копировать предложенный образец, состоящий из вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий.

Детям предлагались  упражнения направленные на воспроизведение вертикальных («Белочка», «Яблочко»), горизонтальных («Дерево», «Грибок») и перекрестных прямых линий («Ежик», Бабочка»). Детям был предоставлен образец заданной линии с указанием направления, ориентируясь на него дети продолжали рисунок. (Приложение ..)

Второй уровень сложности состоял из упражнений направленных на формирование умения воспроизводить на листе бумаги полукруга («Волна») и круга («Улитки», «Черепашки», «Снеговик»). Дети обводили рисунок по точкам в заданном направлении. Данные упражнения помогали формировать умения копировать предложенный образец, состоящий из кругов. (Приложение ...)

Упражнения на формирование умения воспроизводить на листе бумаги квадрата и треугольника относились к третьему уровню сложности.

Цель: Формировать умения копировать предложенный образец, состоящий из квадратов и треугольников.

        Детям предлагались следующие упражнения: «Домики», «Кораблики», «Звездочки», «Дойди до звездочки». Дети рисовали по точкам рисунки, состоящие из квадратов и треугольников. (Приложение ...)

         Заключительный этап

Задачи:

-формирование зрительно-моторной координации на листе бумаги;

-формирование умения копировать предложенный образец;

-формирование умения воспроизводить графический образ по представлению.

На данном этапе продолжалась работа по формированию зрительно-моторной координации.

Цель: Закреплять умения копировать предложенный образец, состоящий их всех видов фигур и линий (вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий, круг, овал, квадрат, треугольник), а также формировать умения воспроизводить графический рисунок по образцу.

На первом уровне сложности предлагались упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам («Шапка - шарфик – рукавички», «Цветочная поляна», «Заяц», «Ежик»). (Приложение..)

На втором уровне сложности предлагались упражнения, в которых  было необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. («Рыбки и бабочки», «Домики и Кораблики»). (Приложение ..)

Третий уровень сложности включал в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению.

Детям предлагалось выполнить упражнения на самостоятельное рисование по представлению: «Домик», «Цветок», «Солнышка»,  «Елочка». (Приложение ...)

Таким   образом, предложенная нами  последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствовала формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи  III уровня.

Для проверки  эффективности работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня нами был проведен контрольный эксперимент.

Для этого необходимо:

 1. Сравнить и проанализировать уровень сформированности графомоторных навыков  до начала и после проведения эксперимента.

  2. Оценить эффективность проведенной  работы.

Для оценивания эффективности  проделанной  работы с детьми  были использованы те же пробы, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении графомоторными навыками, вследствие недостаточной сформированности функциональных возможностей кисти и пальцев рук (тонкокоординированных движений), зрительно-пространственного восприятия, зрительно – моторной координации.

Работа на констатирующем этапе исследования была направлена на  обследование тонкокоординированных движений руки, зрительно –  пространственной ориентировки и зрительно – моторной координации детей 6 летнего возраста, которое показало, что необходимо разработать и апробировать  программу по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Анализ констатирующего эксперимента показал, что у 50 % дошкольников (5 детей) тонкокоординированные движения руки сформированы на среднем уровне, а у 50 % детей (5 детей) имеют низкий уровень развития. Высокого уровня выявлено не было.

Зрительно- пространственная ориентировка у 60% обследуемых сформирована на среднем уровне, у 40% на низком уровне.

         Зрительно - моторная координации у 60 % детей сформирована на средним уровне, 40% обследуемых показали низкий уровень.

Обследование показало, что необходимо организовать специальное работу по формированию графомоторных навыков.

Была уточнена последовательность работы по формированию графомоторных навыков.

            После проведения целенаправленной работы, уровень развития графомоторных навыков у детей экспериментальной группы вырос во всех направлениях.

         Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что тонкокоординированные движения руки у 60% детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне. У 40% детей тонкокоординированные навыки сформированы на среднем уровне. Низкого уровня выявлено не было.

         Зрительно – пространственная ориентировка у 40% детей экспериментальной группы сформирована на высоком уровне, у 60% на среднем уровне.

         Зрительно – моторная координация у 40% детей экспериментальной группы сформирована на высоком уровне, у 60% на среднем уровне. Низкого уровня не выявлено.

Таким образом, мы можем говорить о том, что поэтапная, целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи оказалась успешной.

В процессе работы был проведен анализ  психологической   и методической литературы по  формированию графомоторных навыков  у дошкольников; дана характеристика формирования графомоторных навыков детей с нормальной речью и детей с речевой патологией; изученынаправления работы по  формированию графомоторных навыков  у детей; проведено  исследование и обоснование  выбора методик; проанализированы результаты исследования и сделаны  выводы.

Большую группу детей, испытывающих трудности в формировании графомоторных навыков, составляют дошкольники  с общим недоразвитием речи, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы.

При решении проблемы формирования графомоторных навыков  у детей с ОНР значимым и продуктивным является регулярная работа по всем компонентам графомоторных навыков.

Дифференцированный подход в процессе воздействия должен осуществляться с учетом:  ведущей руки, уровня сформированности  тонкокоординированных  движений  пальцев  и кисти   руки; развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно - моторной координации.

        Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности графомоторных навыков у обследуемых детей  не соответствует  норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок  при  выполнении заданий.

         Нами была уточнена последовательность работы по формированию графомоторных навыков, разработан и апробирован специальный комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

              Анализ  полученных результатов в ходе контрольного эксперимента показал, что динамика количественных и качественных изменений у детей экспериментальной группы  в формировании  графомоторных навыков стала выше после проведения целенаправленной коррекционной  работы по формированию графомоторных навыков.

Список литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи [Текст] / Аксенова М.//Дошкольное воспитание. – 1990. -№ 8. –с. 62 – 65
  2. Антакова – Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук [Текст]/                      Л.В. Антакова -Фомина - М.: Просвещение, 1974.
  3. Антонова А.В.Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие [Текст] / А.В.Антонова – М., 1997.
  4. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма [Текст] / М.М. Безруких – М.: Просвещение, 2003. – с. 96
  5. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] / М.М. Безруких – М.: ВЛАДОС, 2003.- с.45
  6. Безруких М. М. «Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего уче­ника?» [Текст]: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 240 с.
  7. Безруких М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / М.М. Безруких, С. П. Ефимова  — Тула: Арктоус, 1997.— 88 с.
  8. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- М.: Издательство АСТ, 2000. – с.25
  9. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина, Г.М.Вартапетова Логопед, 2005 - №3
  10. Венгер Л. А. Психология [Текст]:  Учебное  пособие  для   учащихся   педагогических   училищ / Л. А.Венгер, В. С.Мухина — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  11. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей [Текст] / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубынина – М.: Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.
  12. Дудьев В. П. Психомоторика[Текст]: Словарь-справочник / В.П. Дудьев - М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- 366 с.
  13.  Журба Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова  - М.: Медицина, 1981. -  272 с.
  14. Иванникова О. О формировании графических навыков [Текст] / О.О. Иванникова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – с.65- 70
  15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова – М., 1973.
  16. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений к комплекту "Домашние тетради для закрепления произношения звуков" / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко - М.: Гном-Пресс, 2000.
  17. Коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] /  Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
  18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова – М., 1973.
  19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев  — СПб.- Речь 2003 — 330с.
  20. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова -Санкт – Петербург, 1999.
  21. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – М.: Владос, 2007. – 703 с.
  22. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (Коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. – 190 с.
  23. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: Дельта, 1997. – 256с.
  24. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия  – М.:АПН РСФСР, - 1950.
  25.  Матыцин В.П. Готовь руку к школе [Текст] / В.П. Матыцин -  Тверь, 1993.- с. 65
  26.  Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков [Текст] / Г.Г. Мисаренко // Логопед.- 2004.- № 2.- с. 4-15
  27.  Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с                 общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст] / И.Н. Моргачева – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 212с.
  28.  Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений [Текст] / В. В. Москаленко – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.
  29. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Н.В. Новоторцева – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240с.
  30.  Подготовка руки к письму. Подготовительная группа [Текст] /М.А. Фисенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
  31. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:   Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
  32.  Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.О. Смирнова  — М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
  33.  Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи [Текст]: Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 32 с.
  34.  Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников [Текст] / К.Утехина //Дошкольное воспитание. – 1998. - № 5. – с. 12 -17
  35. Федосова Н. Готовим ребенка к письму [Текст] / Н. Федосова                       // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – с. 80 -83
  36. Филиппова С.О.  Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений  на эффективность формирование графических навыков [Текст] / С.О. Филиппова – СПб.: Детство – Пресс, 2004. – 94с.
  37.  Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Просвещение, 1994, с. 65
  38. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина – М.: Академия, 2003