Цель:
- дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
- закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
- развивать речь, мышление и любознательность детей;
- развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей;
- формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.
Материал и оборудование: кукла, 3 стола, тарелки с водой (по количеству детей), губки (по количеству детей), салфетки (по количеству детей), картинки, отображающие последовательность мытья рук (на компьютере), таз с холодной водой, таз с теплой водой, мыло, полотенце, таз с водой, жидкое мыло, приспособления для пускания мыльных пузырей, мыльные пузыри.
Содержание:
Воспитатель с детьми входят в группу. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто же к нам пришел.
Открывает дверь, вносит в группу куклу Машу.
Воспитатель: К нам пришла кукла Маша. Маша, а почему ты такая расстроенная? Такая грязная? Что случилось?
Маша мне хочет рассказать (подносит куклу к уху, имитируя разговор с куклой).
Ребята, у Маши случилась беда. Она шла на день рождения к своему другу Мишке и вся испачкалась, потому что споткнулась и упала в лужу. Она просит нас о помощи и спрашивает откуда вообще эти лужи появляются? Поможем Маше? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а откуда же появилась у нас лужа? Как вы думаете? (ответы детей).
А где у нас прячется дождик? (ответы детей).
Правильно. Видишь, Маша, дождик прячется в тучке. Когда тает снег, то появляется много-много луж. Особенно много луж весной. Давайте мы сейчас присядем и покажем Маше, как же появляются лужи, откуда же идет дождик. Давайте присядем, и Маша с нами присядет. Садитесь за стол.
Воспитатель и дети садятся за стол. Куклу Машу тоже садят на стульчик.
Воспитатель: Давайте возьмем в руки губки. Губка - это наша тучка. Смотри, Маша. Сначала наши тучки легкие, в них нет воды, ни капельки (сжать губки). А в тарелочках у нас с вами моря, реки, озера, океаны, из которых тучка набирает капельки. Давайте с вами опустим нашу тучку в тарелочку, наберем в нее водичку. Тучка наполняется водой (воспитатель и дети окунают губки в тарелки с водой), а затем поднимается вверх (поднимают) и становится какой (ответы детей), если она до этого была пустой, легкой? (ответы детей). Правильно, тяжелой. И вот из тучки начинает капать дождик (выжимают губки над тарелками). Смотрите, какие капельки, смотри и ты, Маша. А какие капельки? (большие, маленькие, холодные, теплые). Давайте еще раз (повторяют). Смотрите, сколько у нас лужиц появилось! Видишь, Маша, как появляются лужи.
А теперь положим тучки, вытрем руки салфетками.
А сейчас нам нужно помочь Маше вымыть руки, умыть лицо. Но сначала давайте подумаем, как же мы это будем делать?
Воспитатель показывает на компьютере картинки, отображающие последовательность мытья рук. Вместе с детьми рассматривает изображения и проговаривает действия.
Воспитатель: Ну что, пойдем поможем Маше, помоем руки, умоем лицо.
Воспитатель подводит детей к столу.
Воспитатель: У нас есть два тазика с водой. Потрогайте, в этом тазике какая вода? (холодная). А в этом какая? (теплая).
Дети окунают руки поочередно в тазики с водой и говорят, что они чувствуют.
Воспитатель: Вытрете ручки и скажите мне, какой водичкой мы будем мыть Маше ручки и лицо? (ответы детей). А почему? (ответы детей). Но холодная водичка тоже очень полезная. Ее можно использовать для закаливания, чтобы укреплять наш организм и быть здоровыми. Теперь помоем Маше ручки, умоем лицо.
Воспитатель моет кукле ручки, умывает лицо, вытирает полотенцем. Все действия сопровождает потешкой "Водичка, водичка..".
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая Маша чистая стала и веселая, и хочет с вами поиграть! Поиграем? (ответы детей). Проходите, посадим Машу на стульчик.
Дети встают в круг.
Проводится подвижная игра "Капля раз, капля два..."
Воспитатель: А вы знаете, ребята и Маша, я хочу открыть вам еще один секрет. Что при помощи воды и мыла мы можем с вами не только стирать, мыть руки и умываться, мы можем с вами сделать еще кое-что.. Пойдемте посмотрим.
Подходят к столу с тазиком с водой.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас находится в тазике? (ответы детей). Ребята, давайте понюхаем, чем же пахнет вода? Имеет ли она запах? (ответы детей). Правильно, вода не имеет запаха. А посмотрите, какого цвета водичка? (ответы детей). Правильно, водичка не имеет цвета, можно сказать она "бесцветная". Давайте повторим "бесцветная" (дети повторяют). Давайте мы теперь в нее добавим мыла (добавляет жидкое мыло). Теперь размешаем водичку. Что у нас с вами получилось? (ответы детей). Правильно, мыльные пузыри, которые вы так любите пускать, и Маша тоже. Покажем Маше, как мы умеем пускать мыльные пузыри?
Воспитатель раздает детям приспособления для пускания пузырей, и они пускают мыльные пузыри.
Воспитатель: Смотрите, сколько пузырей, маленьких, больших! Ой, ребята, а давайте подарим Маше и ее другу Мишке мыльные пузыри, чтобы его день рождения был веселым, интересным, радостным!
Дарим кукле Маше мыльные пузыри.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу сказать о том, что вода очень важна в нашей жизни. Воду мы пьём, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения и животным тоже нужна вода. А как вы думаете, если случится пожар, что поможет нам его потушить? (ответы детей). Конечно вода. Поэтому воду надо беречь, выключать кран, когда умоетесь, не бросать мусор в озера, реки...
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш верный друг?
Смоет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без воды!
Правильно, без ВОДЫ!
