Поиск

 

Фонетико-фонематичекие нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям, эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях и пропусков звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые- взрывными, звонкие- глухими, шипящие- свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие осных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания ( темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя , как смысловое содержание так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков

На втором месте по распространенности-нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения (Л). (Р). (Рь) и переднеязычных( Т. Д. Н). Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей со стертой формойдизартрии определяется не только артикуляторной сложностью звуков,

но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры (Р)  и  (Рь), вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей со стертой формой дизартрии задерживается и слуховая дифференциация звуков отсутствующих, заменяемых или искажаемых в произношении.

У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия наряду с дефектами  звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

    У детей со стертой формой  дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная , невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.  Это еще больше усугубляет нарушения звукопроизношения, так как  неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс артикуляции.

    При овладении звукопроизношения сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую  функциональную систему, в которой слуховые и  двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи.

    У дошкольников со стертой формой дизартрии нечеткие артикуляционные образы приводят к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Речедвигательный  анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия усной речи

Методика преодоления фонетических нарушений

у дошкольников со стертой формой дизартрии

Учитывая тесную связь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушения  моторных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у  дошкольников со стертой формой  дизартрии коррекцию необходимо начинать  с ручной и артикуляционной моторики.

   Основное внимание уделяется  формированию кинестетической основы движения рук и артикуляционных движений.

Упражнения по развитию кинестетической основы движения рук

1.  Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянуть вверх.

2.  Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянуть влево.

3.  Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.

4.  Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5.  Кисть правой (левой) руки сжать в кулак на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.

6.  Сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо.

7.  Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный (или наоборот).

8.  Воспроизвести графическую схему с закрытыми глазами.

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений

    Упражнения по определению положения губ:

1.  Произвести звук  (И) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

2.  Произнести звук (У) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

3.  Произнести перед зеркалом сочетания звуков (ИУ0, (УИ).

4.  Произнести звуки (И), (У) без зеркала.

5.  Определить звуки (И), (У) по беззвучной артикуляции логопеда.

6.  Произнести слова ( например :  Ира,  утро,  иней,  умный,  игры и т.д), определить, произнесение каких слов начинается с растянутого или (вытянутого) положения губ.

7.  По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например: Инна,  Уля,  искра,  улей и т.д.).

8.  По беззвучной артикуляции определить последний звук.

Упражнения по определению положения кончика языка                          (поднят или опущен):

1.  Произнести перед зеркалом звук  (И) и определить местоположение

кончика языка.

2.  Произнести перед зеркалом звук  (Д) и определить местоположение

кончика языка.

3.  Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И…Д) и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).

4  Произнести звуки (И.  Д) без зеркала, определить положение кончика

5.  Определить звук по беззвучной артикуляции (И или Д).

6.  Произнести слова, например: дом,  иволга,  дача,  дом,  ива и т.д.

Определить, при произнесении каких слов кончик языка поднимается вверх  (опускается вниз).

7.  Рассмотреть картинки , назвать их, разложить в два ряда: в первом ряду со  звуком (И), во втором со звуком (Д). определить кончик языка опущен и где  поднят.

Упражнения  по различению узкого и широкого кончика языка:

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках (Н)  и (Л), так как при их произнесении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам.

Упражнения по развитию статики артикуляторных движений:

Эти упражнения направлены на активизацию:

1)   двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц: открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5, закрыть;

2)   крылонебной наружной мышцы:  приоткрыть рот , выдвинуть нижнюю  челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение  5-7 секунд, вернуть в исходное положение;

3)   мышц смеха  и щечных мышц : растянуть губы в улыбке, обнажив при этом нижние и  верхние резцы, удерживать под счет 1 до 5-7. Вернуть в исходное положение;

4)  шилоязычной мышцы: положить кончик языка на верхнюю губу под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение;

5)   подъязычно-язычной,  челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной  мышц: беззвучно, длительно на выдохе тянем звук (И); беззвучно произносить звук (И), одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка ( это упражнение способствует расширению средней и задней части  спинки языка и является своеобразным массажем при паретичном состоянии мышц боковых краев языка;

6)   подбородочно-язычной (передние пучки) мышц: подуть на кончик языка высунутого из ротовой полости ;

7)   продольных нижних мышц: придать языку положение  «мостика» :

прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.

    Логопедическая  работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка и научных данных об этапах  развития  фонематических функций в онтогенезе. Основное внимание направлено на развитие дифференциации фонематических и  фонетических признаков.