Поиск

Цели: расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»; формирование грамматических категорий языка; развитие мелкой  и артикуляционной моторики; развитие связной речи, логики, психических процессов.

Оборудование: картинки с разными видами транспорта, шарики Су-джок, камешки Марблс, зеркала, перчатки для упражнений биоэнергопластикой, запись музыкальной разминки, мнемотехническая схема.

Задачи:  

I. Коррекционно – образовательные:

1. Уточнить, закрепить и активизировать словарь  по теме “Транспорт”. 2.Формировать практический навык образования сложных слов: молоковоз,  цементовоз, бетоновоз, мусоровоз, бензовоз.

3. Совершенствовать грамматический строй речи: формировать навыки согласования числительных со словосочетанием (прилагательное +существительное), образования относительных прилагательных.

4. Развивать навыки связной речи (отвечать на поставленные вопросы, продолжать и составлять предложения)

5. Закрепить  знаний детей о правилах дорожного движения.

II. Коррекционно - развивающие задачи:

1. Формировать умения совместно выполнять движения пальцами рук и органами артикуляции.

2. Формировать  умение правильного речевого дыхания.

3. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память,воображение.

4. Развивать мелкую и общую моторику.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным  знаниям.

3. Формировать навыки сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

  1. Организационный момент

Логопед.  Ребята, посмотрите, какой у нас сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.

   Здравствуй, солнце золотое, (скрещенные руки вверх)

   Здравствуй, небо голубое, (ладошки вверх).

   Здравствуй утро, здравствуй день (наклоны головой)

   Нам здороваться -  не лень! (руки развести в стороны)

   Этими словами (руки скрестить на груди)

   Здороваемся с вами! (руки вытянуты вперед)

 

II.        Основная часть.

 

Логопед. Сегодня, я вас  познакомлю со своим давним сказочным другом – гномом Говорушкой. Живет он в Волшебной стране. Гномы этой страны добывают под землей драгоценные камни, а гном Говорушка хотел показать нам драгоценные камни. Ребята, хотите отправиться в гости к гному?

Дети. Да!

 Слышен звук смс на компьютере.

Логопед. Ой, ребята, мне на электронную почту пришло звуковое письмо. Это от гнома Говорушки. Неужели что-то случилось? Давайте, послушаем его!

На экране появляется изображение гнома. Звук: «У меня случилось несчастье. Злой волшебник  украл все мои драгоценные камни и спрятал в большом сказочном городе. А я совсем не могу ориентироваться в городах. Помогите, пожалуйста, отыскать мои драгоценности. В этом  вам поможет карта  города. (изображение карты города).

Логопед. (изучает карту). Так все понятно. Нам с вами надо проехать в сказочном городе 5 остановок и на каждой выполнить необычное задание, только тогда мы доберемся до места, где спрятаны драгоценности гнома.

Ну что, ребята, поможем гному Говорушке отыскать его драгоценные камни.

Логопед. Но сначала нам надо попасть в сказочный город. Сели на стульчики, закрыли глаза. Я произнесу волшебные слова:

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем - о котором не забудем.

Открываем глаза, ребята. Ну, вот мы и в сказочном городе.

1. Логопед.  Остановка «Стартовая»

 Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт».

Игра  «Едет, летает, плавает»

Логопед: Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть.

Дети, по одному, берут картинки,  называют,   выставляют их на доску (Это  - самолет. На самолёте можно лететь. Это – поезд. На поезде можно ехать.  т.д.

Логопед: Назовите  картинки одним словом. (Транспорт.)

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Как называется транспорт, перевозящий грузы? (Грузовой) Людей? (пассажирский.)

Образование сложных слов:

Есть еще транспорт, который выполняет определенную  работу. Он называется специальный. Давайте соединим два слово в одно и узнаем названия специального транспорта:

Игра «Собери слово»

Молоко возит - …(молоковоз)                                   Мусор возит - …

Цемент возит  - …                                                   Бетон возит - ….

Логопед:  И так, отправляемся на машине дальше!

Координация речи с движением

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

 Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 Логопед: Мы с вами прибыли на остановку:

2. «Транспортный парк»  Формирование грамматического строя речи.

Согласование числительных со словосочетаниями (прилагательное +существительное)

В транспортном парке стоит много техники. Но больше всего здесь синих автобусов, давайте сосчитаем их. Дети считают: один синий автобус, два синих автобуса и т.д.

Образование относительных прилагательных.

 Игра «Что из чего?». Посмотрите,

Колеса сделаны из резины – это резиновые колеса

Кабина сделана из железа – это …     Окна сделаны из стекла – это …

Руль сделан из пластмассы – это …     Сиденья сделаны из кожи – это …

Двери сделаны из металла – это …

Логопед. Дальше мы с вами отправимся на автобусе.

Музыкальная разминка «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим. ( повороты в стороны)

И из окошечка глядим, всё глядим. (повороты головой вправо - влево)

Глядим назад, глядим вперед, вот так вот, вот так вот. (повороты головой назад – вперед)

Ну, что ж автобус не везет, не везет. (пожимания плечами)

Колёса закружились, вот так вот, вот так вот. (вращения руками сбоку)

Вперед мы покатились, вот так вот.

А щётки по стеклу шуршат: вжик–вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.(повороты руками вправо –влево перед грудью)

Все капельки смести хотят: вжик-вжик-вжик.

И мы не просто так сидим: бик –бик –бик, бик –бик –бик. (машем ладошками вниз)

И громко, громко так гудим: бик –бик –бик.

Пускай автобус наш трясет: вот так вот, вот так вот.(подпрыгиваем)

Мы едем, едем, всё вперед - вот так вот. (вращения руками сбоку)

Мы  громко, громко все гудим: бик –бик–бик.(машем ладошками вниз)

Логопед: Ну вот мы приехали на следующую остановку.

3. Остановка «Спортивная»

Развитие артикуляционной, мелкой моторики, речевого выдоха.

Ребята, чтобы нам и дальше хватило сил, а наши язычки правильно и красиво говорили - на остановке «Спортивной» нам надо  потренировать наш язычок. Помогут нам в этом «волшебные» перчатки.А я как - раз расскажу вам историю, которая произошла с Язычком.

Артикуляционная гимнастика выполняется с элементами биоэнергопластики.                 Новый велосипед.

 На день рождения друзья приготовили Язычку подарок. Выглянул («Лопаточка») Язычок из домика ( «Часики») и увидел  велосипед: красивый, с двумя большими колесами («Обезьянка») и блестящим рулем. Язычок решил прокатиться на велосипеде вперед – назад

 («Маляр»).  Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. ("Иголочка".) Язычок наехал

 на него, и из камеры стал выходить воздух ("Ф-ф-ф").

 "Не расстраивайся!" —  успокоили Язычок друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере («Приклеить конфетку») и накачали ее с помощью насоса. ("С-с-с").  ("Насос".) Колесо поставили на место, и Язычок снова мог кататься на велосипеде. («Вкусное варенье»)

Логопед.  До следующей остановки мы тоже поедем на велосипеде:

 Развитие мелкой моторики.

 Массаж пальцев  шариками Су-джок. 

Упражнение «Велосипед»

На двух колёсах я качу, Двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперед-

Я знаю скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

4. Логопед: Мы подъезжаем к остановке « Дорожная » Работа над связной речью и логичным построением предложений.

Ребята, мы с вами знаем все виды транспорта, умеем ими управлять, но помним ли правила дорожного движения. Нам надо пройти перекресток.

Развитие связной речи, мышления, воображения.

Игра «Продолжи предложение»

На перекрестке случилась авария, потому что …

У светофора все машины затормозили, потому что …

Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что…

Все дети, без исключения должны знать что?…

5. Логопед: Ребята,  вот мы и подошли к остановке «Конечная»

Если мы выполним последнее задание, то  найдем драгоценности нашего гномика. Нам надо рассказать  стихотворение о транспорте

Развитие памяти, внимания, логического и ассоциативного мышления с использованием мнемотехники (Опорная схема с изображением: улица, автобус - машина, самосвал, трамвай, катер).

Посмотри-ка, умница. Что же это? Улица!

Вот автобус, вот машина.

Это самосвал большой.

Вот идет трамвай с дугой.

По реке плывет «Ракета».

Это - транспорт. Транспорт это!

Логопед. Вот вы преодолели препятствия, выполнили все задания. И что же это? Вот и драгоценные камни гнома. Давайте этими камнями украсим картинки транспорта, на котором мы путешествовали по волшебному городу, и передадим нашему гному Говорушке. Я думаю, он будет очень рад.

Дети украшают картинки транспорта камешками Марблс.

Логопед. Ну что же, ребята нам пора возвращаться.

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся - мир волшебный не забудем.

III.  Итог.

Логопед:  Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями.

- Скажите, вам понравилось наше путешествие?   Что понравилось больше всего?     

- На чем вы путешествовали в волшебном городе (на транспорте)? Каком?