Поиск

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности снижена чувственная сторона речи детей с нарушением зрения, которая сказывается на речевом развитии в разных направлениях: овладение словарем, понимание смысловой стороны речи и функционального назначения слова. Поэтому логопедическая помощь способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт  личности.

…Любой дефект психофизического развития в основном проявляется в нарушении связи и отношений между ребенком и окружающей средой…

Л.С. Выготский

Речь детей с нарушением зрения является средством общения и выполняет следующие функции: коммуникативную, регулирующую, познавательную. Одним из фундаментальных исследований по проблеме речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей является работа Л.С. Волковой, в которой выявлены системные нарушения и показаны факторы, обуславливающие их проявления. Развитие речи у детей с амблиопией и косоглазием имеет свои особенности. Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения, а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи. Поэтому, именно содержание речи и главный ее носитель – словарный запас – должны привлекать особое внимание в работе учителя-логопеда, начиная с младшего дошкольного возраста.

Планирование логопедической работы строится с учетом данных обследования состояния речи детей в сентябре месяце, где выявляются различные уровни сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Результаты логопедического обследования констатируют тот факт, что нарушение зрительного восприятия ведет к расстройству речи как целостной функциональной системы и совместное нарушение ее ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического). Поэтому у большинства детей в младшем дошкольном возрасте в речевой карте  стоит логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи I уровня (ОНР).

Логопедическая работа строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов – учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы, сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны объема, нарастающей сложности вербального материала. Для реализации задач «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, специалистами ДОУ разработана поэтапность изучения лексических тем, создана комплексная «Программа взаимодействия участников образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром».

При выборе раздаточного материала учитываем его величину и интенсивность окраски, наличие контура, объемность. Игры и упражнения по формированию лексики и грамматического строя используем традиционные. Словесные игры не требуют особой адаптации, но к настольным и дидактическим играм, картинному материалу и игрушкам предъявляются особые офтальмологические требования. В младшей группе не предусмотрены фронтальные занятия, только индивидуальные и подгрупповые. Если ребенок выполняет практические действия за столом, то место посадки определяем в зависимости от окклюзии. При предъявлении демонстрационного материала строго учитываем расстояние от объекта и индивидуальные зрительные возможности ребенка. Обязательное условие –  это выполнение с детьми упражнений, направленных на снятие зрительного утомления (офтальмопаузы), работа на зрительных тренажерах.

В формировании речи детей значительная роль принадлежит участию родителей. Практика показывает, если родители уделяют своему ребенку хотя бы 10 минут в день (закрепление новых слов и понятий, обобщение, согласование, развитие связной речи и т.д.), то это качественно помогает всему процессу обучения и воспитания. Родителям предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических категорий речи, стихи и потешки с учетом лексических тем. Важно, чтобы ребенка окружала грамотная речь, так как в словарной работе необходимы такие качества речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

Таким образом, своевременная логопедическая помощь способствует не только формированию импрессивной и экспрессивной речи младших дошкольников с нарушениями зрения, но и восполняет сенсорную недостаточность, активизирует познавательную деятельность, формирует черты личности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 173 с.