Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
«Познание» - развивать интерес к истории родного города.
«Коммуникация» - формировать конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми.
«Музыка» - воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
«Физическая культура» - соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
«Художественное творчество» - развивать у детей творческие способности, воображение во время изготовления поделки.
Тип: интегрированное.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Форма непосредственной образовательной деятельности: реализация проекта «Прошлое и настоящее Волгограда».
Форма организации: подгруппа – 6 детей.
Задачи:
Образовательные - систематизировать запас общих сведений о родном городе, полученных ранее: названия города, особенности построек в прошлом и настоящем. Упражнять в умении использовать в речи объяснительной формы речи, речи-доказательства.
Развивающие -развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, знаково-символическую функцию сознания (рассказ по опорным схемам - картинкам).
Воспитательные- воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу. Развивать умение общаться со сверстниками, получать радость от общих результатов деятельности. Воспитывать доброжелательность.
Словарь новых слов – извозчик.
Предварительная работа: сбор экспонатов для мини-музеяпрошлое и настоящее Волгограда, экскурсия в детскую библиотеку № 16, участие в конкурсе знатоков к юбилею Сталинградской битвы, художественно-творческая деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о Царицыне, Сталинграде, Волгограде.
Оборудование и материалы: Лента времени Царицын, Сталинград, Волгоград.Музыкальное сопровождение, «письмо» из музея, опорные схемы - «Составь рассказ по схемам», Дидактическое упражнение - «Здания Царицына и Волгограда», разрезные картинки-пазлы - «Восстановим город», для изготовления медали – клеёнка, клей, макет медали, пшено, салфетка, лента для открытия музея, ножницы.
Ход НОД:
В группу заходят дети и становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем гостей, пожелаем здоровья.
(дети произносят слова приветствия)
Воспитатель: - А сейчас ребята встаньте в круг и возьмитесь за руки.
Воспитатель читает стихотворение
«Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать»
- Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики, которые стоят на ковре полукругом.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что такое музей?
Ответы детей: Это то место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа экспонаты.
Воспитатель: - Правильно. Назовите музеи, которые есть в нашем городе?
Ответы детей: - В нашем городе есть музей-панорама Сталинградской битвы, краеведческий.
Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло письмо от директора городского краеведческого музея Материкина Александра Васильевича и сейчас мы узнаем, что он нам пишет:
Воспитатель берёт конверт и читает.
"Дорогие ребята детского сада "Искорка"! Я очень рад, что у нашего музея появились новые друзья! Узнал, что вы открываете у себя в группе музей, посвящённый изучению истории города Волгограда. Я, как директор краеведческого музея, прошу вас быть не только нашими друзьями, но и помощниками: помогать знакомить других людей: ваших родных, ваших друзей, с замечательным городом Волгоградом и его историей.
Воспитатель показывает детям ещё один конверт.
Воспитатель: А в этом конверте находятся задания для вас ребята, которые прислал Александр Васильевич. Если вы их выполните правильно, то мы откроем в группе свой музей.
Но сначала давайте уточним, что такое прошлое, настоящее и будущее.
Ребёнок читает стихотворение
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.
Воспитатель: - Как вы думаете, на чём можно путешествовать во времени?
Ответ детей:- Путешествовать во времени можно на машине времени.
Воспитатель: - Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое нашего города. Давайте посмотрим маршрут нашего путешествия.
Воспитатель подводит детей к шкале времени
Воспитатель: – Посмотрите ребята, куда нам предстоит отправиться. Сначала мы перенесёмся с вами в машине времени в далёкое прошлое нашего города, затем отправимся в город Царицын, Сталинград и завершится наше путешествие в Волгограде.
Располагайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что мы с вами в машине времени.
♫ Звучит «космическая» музыка.
Дети открывают глаза
Воспитатель показывает конверт, на котором схематически изображена царицынская крепость.
Воспитатель: - Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Ответ детей: В то время, когда только начиналась строиться царицынская крепость.
Воспитатель: - Сейчас вам дети, надо рассказать историю о том, как появилась царицынская крепость.
Воспитатель достаёт опорные картинки и выставляет их на мольберте
Это картинки-подсказки, они помогут вам составить рассказ. Каждую картинку рассказывать будет кто-то один из вас. Кто хочет начать рассказ? Поднимайте руки.
Не поощрять хоровые ответы
Задание №1 «Составь рассказ по схемам»
- 1.«Дикое поле» - так называлось место, где мы сейчас живём. Это была степь покрытая ковылём.
- 2.Часто сюда наведывались кочевники. Они нападали на русские деревеньки, грабили суда, проходившие по Волге.
- 3.. Поэтому царь своим указом повелел построить здесь крепость. Она должна была защищать Русь от кочевников и разбойников.
- 4.Для строительства крепости посылали строительный материал на лодках по Волге. Строили ограждения из бревен с заостренными концами, врытыми в землю. По углам стены строились деревянные башни.
- 5.Службу несли в этой крепости стрельцы. Они охраняли русскую землю и проходившие суда по Волге от кочевников и разбойников.
- 6.Население крепости увеличивалось. Постепенно крепость стала разрастаться в город.
-Ребята вы молодцы, с первым заданием успешно справились.
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю показать, как стрельцы несли свою службу в крепости.
Физкультминутка «Стрельцы на службе»
Звучит музыка не более 3 минут
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:- А сейчас мы опять отправимся в путешествие.
♫ Звучит «космическая» музыка.
Воспитатель:- Мы снова с вами оказались в прошлом нашего города.
Воспитатель показывает конверт, на котором изображён герб Царицына
Воспитатель:- Посмотрите внимательно на конверт, как вы думаете как назывался город того времени?
Ответы детей: Город того времени назывался Царицын.
Воспитатель:- Как вы догадались, что мы в Царицыне?
Дети поясняют: - Потому что на конверте изображён герб города Царицына.
Задание №2 Дидактическое упражнение
«Здания Царицына и Волгограда»
Воспитатель высыпает из конверта фотографии и поясняет
Воспитатель:- Здесь изображения старого города Царицына и Волгограда, но они все перепутались. Помогите мне, пожалуйста, их разделить – фотографии с изображением старого города Царицына расположите на стенд, где прикреплён красный кружок, а с настоящими видами Волгограда на ту сторону стенда, где находится синий кружок. Когда, будете располагать их, то объясняйте, почему вы решили, что это вид Царицына, а этот Волгограда. Начнём с тебя Кирилл.
Дети подходят к столам, берут фотографии и сортируют. Выходят дети по очереди раскладывают фотографии и сразу говорят, по каким признакам они их отсортировали.
Ответы детей: 1. На этой фотографии изображён Астраханский мост в Царицыне, под мостом тогда протекала река Царица. А на этой фотографии изображено то же место, но в наши дни - это предмостная площадь.
2. На этой фотографии изображён трамвай города Царицына, извозчик.
А на этой фотографии изображён современный трамвай Волгограда.
3. На этой фотографии изображена набережная Царицына с деревянными лестницами, а на этой – современная набережная - красивое ухоженное место с фонтаном, клумбами, и вымощенная камнем.
4. На этой фотографии изображено здание вокзала Царицына, на нем видны извозчики. А на этой – современное здание вокзала.
5. На этой фотографии изображен Царицын на нем - Александро-Невский собор, которого в наши дни уже нет. Это видно на фотографии современного Волгограда.
6. На этой фотографии изображена панорама Царицына, видны деревянные дома. А на этой фотографии - вид современного города – дома каменные.
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Молодцы. Отправляемся дальше в путешествие
♫ Звучит «космическая» музыка.
Воспитатель показывает конверт, на котором изображена разрушенная мельница.
Воспитатель: - Вы догадались, в каком времени мы оказались? Как назывался город того времени?
Ответы детей: В Сталинграде военного времени.
Воспитатель:Почему вы так решили?
Ответы детей: Потому что на конверте изображена разбитая мельница.
Воспитатель: Правильно, разбитая мельница это символ военного Сталинграда.
Воспитатель: - Кирилл, напомни, что происходило в Сталинграде во время войны.
Я вижу ясно тот жестокий бой,
Треск пулеметов и снарядов вой,
Здесь много лет тому назад война прошла,
Здесь защищали Сталинград.
Воспитатель:- 200 дней и ночей (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943 г.) длилась Сталинградская битва. И как только отгремели последние выстрелы, жители стали восстанавливать свой город. Вот и я вам предлагаю восстановить знакомые для вас здания. Пройдите за столы. Перед вами конверты с разрезными картинками ваша цель - из них восстановить здание. Необходимо будет собрать здание из разрезных картинок.
Задание №3 «Восстановим город»
Задание выполняет индивидуально каждый ребёнок. Воспитатель раскладывает «пазлы» зданий на столике и вызывает всех 6 детей для выполнения заданий.
Воспитатель: - Назовите, кто какое здание восстановил. Молодцы, все справились.
Ответы детей: Я восстановил здание (планетария, разрушенной мельницы, театра, дома Павлова, вокзала).
Воспитатель достаёт следующий конверт с заданием.
Воспитатель:- Во все времена наш город защищали храбрые воины во время строительства царицынской крепости были стрельцы, во время сталинградской битвы – солдаты советской армии. Во все времена храбрых воинов награждали медалями, орденами за их ратные подвиги. Медалью «За оборону Сталинграда» награждались все участники обороны Сталинграда.
Воспитатель: Мы уже рассматривали с вами эту медаль и так как у нас нет настоящей медали, я предлагаю сделать экспонат для нашего музея – медаль за оборону Сталинграда.
Дети проходят к столу, где приготовлены материалы, для изготовления экспоната, рассаживаются.
Воспитатель: - У нас уже есть заготовка этой медали. На неё нужно будет нанести клей, а потом насыпать пшено тонким слоем. Пшено у нас двух цветов, на заготовке видно, какой цвет пшена нужно использовать.
Дети проходят к столу, где приготовлено пшено и заготовка экспоната медали. Наносят клей кисточкой тонким слоем, потом насыпают пшено и разравнивают по всей поверхности медали.
Воспитатель: Молодцы справились.А теперь оставим нашу поделку, ей надо подсохнуть. Мы доделаем её во второй половине дня. Пройдите на стульчики. Путешествие продолжается.
Дети возвращаются на стульчики, которые стоят на ковре.
♫ Звучит «космическая» музыка.
Воспитатель:- Наш город. Волгоград каждым годом становится все краше, и мы гордимся им. Следующим заданием будет – собрать гербы нашего города.
Воспитатель: А сколько гербов было у нашего города?
Ответы детей. Гербов у нашего города – четыре.
Воспитатель: - Правильно четыре. Сейчас я предлагаю тебе Саша собирать первый герб и рассказывать в какое время он был создан, и что означает изображение на нём.
Задание №5 «Собери герб»
Воспитатель достаёт из коробки части гербов и вызывает по одному ребёнку для выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось вам путешествие? Вы доказали, что достойны открыть наш мини-музей. Для этого мы торжественно разрежем ленточку. Вера Владимировна сфотографирует этот торжественный момент, а фотографию мы пошлём в краеведческий музей его директору Александру Васильевичу. Разрежет ленточку Маша.
Дети выходят на ковёр перед гостями. Гриша и Сашарастягивают ленточку у музея, а Маша перерезает её. Музей открывается под аплодисменты.
Воспитатель: - Вот мы и открыли свой музей.Благодарю вас всех за участие в открытии музея, работа по его созданию ещё не закончилась. Вы уйдёте в школу, а другие дети будут продолжать пополнять экспонатами музей.