Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект НОД

для детей подготовительной группы

 

 

Цель: познакомить детей с процессом создания балета

 

 

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с музыкальными профессиями, закреплять знания детей о симфоническом оркестре.

Развивающие:  развивать навыки свободной импровизации в танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах; развивать кругозор, словарный запас, музыкальную память. 

Воспитательные:  воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к классической музыке, эстетический вкус

В ходе занятия прослеживается интеграция с другими  образовательными областями

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» позволяет расширять словарный запас детей балетными терминами

Интеграция с «Физической культурой»  обогащает двигательный опыт.

Интеграция с «Познанием»  расширяет кругозор в части музыкального искусства, развивает умение делать выводы, обобщать, анализировать

Интеграция с «Социализацией» воспитывает культуру общения, чувство сопереживания и  умение помочь друг другу

Интеграция с образовательными областями «Художественное творчество» и «Труд» позволяет развивать цветовосприятие, мелкую моторику.

Интеграция с образовательной областью «Безопасность» и «Здоровье» позволяет формировать правильную осанку, а так же дает представления об охране детского голоса и правильном, безопасном выполнении движений.

Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы» происходит в предварительной работе, когда дети знакомятся со сказками, по мотивам которых написаны балеты.

 

Предварительная работа: дети в течении полугода изучали три балета П.И. Чайковского («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»). Дети знакомы с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома», а так же с названием и звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра.

 

Материалы и оборудование: игрушка Щелкунчик, баночка с блестками, мультимедийный проектор, билеты в театр с изображением героев балета на каждого ребенка, макет мини-театра, фигурки музыкантов с инструментами симфонического оркестра из бумаги, костюмы и атрибуты для танцевальной импровизации, фигурки-силуэты балерин, юбочки-снежинки, мультимедийная презентация по теме симфонического оркестра, картина К.Юона «Зимнее утро», детские музыкальные инструменты на каждого ребенка для подвижной игры «Оркестр».

Музыкальный репертуар: песня «Красавица зима» М.Сидоровой;

«Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «Танец феи драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского; видео-отрывка «Танец Одилии»  из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

 

 

 

 

 

Звучит музыка из балета «Щелкунчик». 

Дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их и провожает к фортепиано.

 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята!

                                                       Чтобы вежливыми быть,

                                                       Надо «здравствуй!» говорить!                                          

Вы пришли в музыкальный зал, давайте с вами и поздороваемся по музыкальному.

                                                       Здравствуйте! (поёт)

Дети поют: Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какая красивая елочка в нашем зале стоит. Ой, а кто это под елкой?

Под елочкой сидит игрушка-щелкунчик

Дети: Щелкунчик!

Музыкальный руководитель: И в правду Щелкунчик. А мы с вами знаем балет с таким названием. Давайте вспомним, что же такое балет.

Дети: Балет – это танец, который передает чувства, мысли героев движениями и жестами.

Музыкальный руководитель: Правильно. Мы с вами уже знакомы с несколькими  балетами, которые до сих пор идут на сценах самых известных театров мира Ребята, давайте вспомним их названия и автора. Какой балет вы знаете?

Дети: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель:  А кто написал музыку к ним?

Дети: Петр Ильич Чайковский

Музыкальный руководитель: Ребята, а действие какого из этих балетов происходит зимой?

Дети: Щелкунчик

Музыкальный руководитель: Правильно, «Щелкунчик» - это балет с волшебным зимним сюжетом. А что бы волшебство началось давайте с вами споем песню «Красавица зима».

 

Исполняется один куплет песни «Красавица зима» Сидоровой

На мультимедийном проекторе  появляется  картина Константина Юона «Зимнее солнце»

 

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какая красивая картина с зимним пейзажем. А кто пишет картины?

Дети: Художник

Музыкальный руководитель: Правильно. Эту картину написал художник Константин Юон, а называется она «Зимнее утро». А кто пишет сказку, рассказ?

Дети: Писатель

Музыкальный руководитель: А как же быть с балетом, который соединяет в себе и танцы и музыку и литературу, и мастерство актера? Всем этим занимаются люди разных профессий. Кто же из них главный? Я думаю ответить на эти вопросы нам поможет Щелкунчик.

 

Музыкальный руководитель подходит к елке и достает  от туда коробочку.

 

Музыкальный руководитель: Посмотрите, у Щелкунчика какая то коробочка. (открывает, рассыпает над головой), да это же волшебная пыльца!

 

Музыкальный руководитель уходит за елку, переодевается там в балерину и выходит.

Щелкунчик исчезает.

 

Музыкальный руководитель: Ой, кажется волшебная пыльца превратила меня в балерину. Ребята, а где же Щелкунчик? Наверно отправился к себе в музыкальный театр танцевать балет. Но посмотрите что он нам оставил – билеты в музыкальный театр!  Я предлагаю вам отправится  за ним  и познакомимся с теми, кто участвует в создании балета.  А поможет нам в пути музыка.

 

Дети встают друг за другом в центре зала в круг

 

Музыкальный руководитель:  По дорожке мы пойдем

                                                И притопывать начнем.             

                                                Ровно держим спинку,

                                                Прямо, как тростинку.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома П.И. Чайковского

Дети маршируют

 

Музыкальный руководитель:  Скок, скок, скок, скок

                                                         Вот какой у нас подскок

                                                Ножку дружно поднимаем

                                                И носочек к низу тянем

Звучит «Игра в лошадки» из детского альбома П.И. Чайковского

Дети выполняют подскок

Музыкальный руководитель:  Ставлю ножку на носок, а потом на пятку

                                                И три раза постучу глядя на ребяток

                                                Ковырялочку ребята я хочу вам показать

                                                Вы попробуйте за мною все движенья повторять

Звучит «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского

Дети выполняют «ковырялочку»

 

На мультимедийном экране появляется картинка театра.

 

Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли с вами в музыкальный театр. В театре у каждого места есть свой номер. Посмотрите,  на каждом стульчике картинка с каким-нибудь героем из балета. И на ваших билетиках то же есть такие картинки. Давайте с вами сядем на стульчики в соответствии с вашими билетами.

Дети рассаживаются

 

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто узнал музыку которая помогала нам в пути?

Дети называют композитора и музыкальное произведение.

 

Музыкальный руководитель: Вы правильно назвали музыкальные произведения и великого русского композитора, который их написали, но давайте вернемся к балету и заглянем за кулисы.

Каждый балет начинается со сказки, которую придумывает писатель. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Описывает их для балета. Но не всегда писатель пишет свои замечательные истории специально для балета. Иногда они написаны для детей и взрослых, а по ним другие люди делают балет.

Но представьте – перед вами книга, которая может вам рассказать обо всем на свете. Ее можно читать и день, и два и даже месяц. В театре же – совсем другое дело. Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание?  Вот тут на помощь и приходит человек, чья профессия вряд ли всем известна, - это либреттист. Он должен написать литературный план будущего спектакля – либретто. Из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимы события. Либретто готово, теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную.  Голосами скрипок, флейт, композитор может  рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра со злом. Веселое событие – веселый мотив, грустное – значит, и музыка грустная. А помогает сыграть всю эту музыку симфонический оркестр

 

Балет – произведение сложное и чтоб балет сыграть

Оркестр нужно симфонический для этой цели собирать

Тут инструменты разные нужны и  все они по своему важны

 

Музыкальный руководитель: Симфонический оркестр в балетном спектакле играет не на сцене, он размещается в специальной оркестровой яме, которая находится между залом и сценой.

Музыкальные инструменты в симфоническом оркестре располагаются в определенном порядке.  Слева струнные которые поют высоким голосом – скрипки, арфы, справа – струнные которые  поют низким голосом (виолончели, контрабасы). За ними  деревянные духовые музыкальные инструменты (фагот, кларнет, флейта, гобой). За деревянными – медные духовые (труба, туба, валторна, тромбон). А по бокам – ударные. Давайте с вами попробуем создать свой симфонический оркестр.

 

 

Игра-презентация «Симфонический оркестр»

(Читаем загадку про каждый муз инструмент, дети отгадывают, по очереди на макете располагают картинки с муз. инструментами в порядке симфонического оркестра).

 

 

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы. Посмотрите, у нас получился настоящий музыкальный театр.  Музыка играется по нотам, но зачем же тогда дирижер?

Дети:  Чтобы музыканты играли правильно, не сбились и ничего не перепутали. Дирижер управляет оркестром.

Музыкальный руководитель:  Правильно ребята. Дирижер палочкой показывает, какому музыканту нужно играть, какому музыканту звук прибавить, а какому приглушить. Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат различные музыкальные инструменты.  Давайте мы с вами немного побудем музыкантами и попробуем подыграть симфоническому оркестру.

 

Музыкальная игра «Оркестр»

(на 12 детей  - 11 инструментов. Под веселую музыку дети танцуют, как только музыка закончилась дети берут инструмент, кому не хватило становится дирижером. На вторую часть музыки дети музыканты подыгрывают, дирижер управляет оркестром с палочкой).

Звучит музыка «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

 

Музыкальный руководитель: Какой замечательный оркестр у нас получился. Ребята, а какую музыку мы с вами помогали исполнять  оркестру  и кто ее написал?

Дети: «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик», написал П.И. Чайковский

Музыкальный руководитель: Верно. Эта музыка из балета «Щелкунчик». А какие музыкальные инструменты там звучали?

Дети: колокольчик, ксилофон, труба, флейта

 Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Вам понравилось быть музыкантами? А дирижером? 

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Теперь вы знаете, что не так то просто исполнять музыку для балета. Пришло время появится в нашем рассказе еще одному, очень важному в балетном театре лицу – балетмейстеру.  Хореограф-балетмейстер придумывает откуда и как будут появляются на сцене сказочные герои, кто и что будет танцевать. Он придумывает для своих героев грациозные и нежные танцы, стремительный вращения и невесомые прыжки, причудливые и красивые позы, мгновенные остановки на пальцах. Он своим трудом, талантом, фантазией помогает родится чудесному спектаклю – балету. А как же называют артистов которые танцуют балет?

Дети: Балерины и болеро.

Музыкальный руководитель: правильно ребята. Сейчас мы с вами превратимся в артистов балета и попробуем придумать свой собственный танец. Попробуем изобразить движениями  сказочных героев, которых вы загадаете сами. А помогут нам в этом сказочные костюмы.

 

Музыкальный руководитель выкатывает подставку с костюмами.

 

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

Дети импровизируют под музыку.

 

Музыкальный руководитель: Вам понравилось быть балеринами и болеро?

Дети: да

Музыкальный руководитель: А каких сказочных героев вы изображали

Дети:…………..

Музыкальный руководитель: Ребята, а что за музыка звучала?

Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

Музыкальный руководитель:  Верно ребята. Вы очень красиво танцевали, как настоящие артисты балета. Ребята, посмотрите на свою обувь, в чем вы сейчас танцевали?

Дети: В чешках.

Музыкальный руководитель: В чешках удобно танцевать, но у артистов балета есть специальная обувь – пуанты  и  красивые костюмы – которые называются балетная пачка  Давайте с вами посмотрим отрывок из балета и попытаемся разглядеть костюмы.

 

Просмотр видео-отрывка «Танец Одилии»  

из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

 

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, из какого балета этот фрагмент и что за музыка звучала?

Дети: Из «Лебединого озера». Это танец Одилии и принца.

Музыкальный руководитель: Верно. Вы видели, в какие красивые костюмы одеты артисты?  Ребята, а вы обратили внимание что на Одилии костюм черного цвета? Как вы думаете почему?

Дети: плохие герои в черном, хороши в белом.

Музыкальный руководитель: Да ребята, по костюму танцора можно рассказать и о характере его героя. Человека, который шьет наряды для артистов, называют художником по костюмам. Он разными цветами подчеркивает характер того или иного героя. Я вам предлагаю побыть немного художниками по костюмам и создать свой костюм для артиста. Для этого мы с вами отправимся в нашу творческую мастерскую и придумаем костюм для наших балерин. Но не забывайте, что у каждой балерины свой характер, а значит и костюм будет определенного цвета и формы.

 

Дети переходят в другой конец зала, где заранее приготовлены столы, балеринки из бумаги и «Юбки-снежинки»

Звучит «Вальс цветов» из  балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Дети одевают юбки-снежинки на заранее приготовленные силуэты балерин

 

Музыкальный руководитель:  Какие красивые костюмы у вас получились.

Краткое обсуждение характера героев.

 

 

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами побывали в театре и узнали  как и кем создается балет. Но  пора возвращаться домой, а поможет нам  опять волшебная пыльца.

 

Все встают рядом возле елочки, сыплют над головой блестки.

Балерина превращается в музыкального руководителя.

 

Музыкальный руководитель: Ну вот, я из балерины опять превратилась в себя. Жаль, мне так понравилось быть балериной. Мы с вами и сочиняли музыку в оркестре, и танцевали, и придумывали костюмы для артистов. Познакомились с такими интересными профессиями, узнали кто и как создает балет. А вам какая профессия больше всех понравилась и почему?

 

Ответы детей

 

Примерные вопросы для обсуждения: Почему ты выбрал именно эту профессию? Чем тебе понравилась эта профессия? На каком инструменте ты бы хотел играть в оркестре? Какую музыку ты бы сочинял (грустную, веселую, радостную)? Для какого героя ты бы придумал костюм?

Музыкальный руководитель:  Ну вот и все. Стихла музыка, герои станцевали все свои партии, занавес закрывается. А так не хочется уходить из театра, хочется чтоб это волшебство продолжалось еще. Но на этом наше знакомство с музыкальным театром и балетом не заканчивается. У нас есть маленький мини-театр, со своим симфоническим оркестром. Вы возьмете его в свою группу. Он поможет вам познакомить своих родителей со сказочным миром балета! До свиданье.

 

Дети забирают макет театра и оркестра и уходят в группу.