Поиск

Цель урока: познакомить учащихся с крупными хоровыми жанрами, в которые композитор включил  хоровую музыку.

Реализация цели идет через решение следующих задач на данном уроке:

-Образовательный аспект: устанавливать связь музыки с другими видами искусства; уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки; формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;

-Развивающий аспект: содействовать развитию у учащихся вокально-хоровых навыков, анализировать, сравнивать, обобщать, а также умений, формирующих коммуникативные компетенции, способствовать активной деятельности ученика, способствовать развитию целостной картины мира через межпредметные связи, развивать основы творческого воображения - внутреннее зрение, внутренний слух;

-Воспитательный аспект: воспитывать  сотрудничество.

Урок ориентирован на достижение обучающимися личностных,  метапредметных, предметных  результатов. На уроке прослеживается работа по формированию метапредметных способов учебной деятельности (универсальных учебных действий):

Формируются:

1)регулятивные универсальные учебные действия (принимать и сохранять учебные цели);

2)познавательные универсальные учебные действия (умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, перерабатывать ее, передавать ее содержание, сформировать представление о том, что музыкальное произведение  - это мысль композитора, выраженная в звуках);

3)коммуникативные универсальные учебные действия (доносить свою позицию до других; понимать и принимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы).

4)личностные универсальные учебные действия  (формирование  эстетических потребностей).

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока.

У: Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы узнать о чем сегодня будет речь на уроке, отгадайте загадку.

В нем так много голосов-

Баритонов и басов

8 теноров, сопрано

Вместе слаженно поют.

Путешествуют по странам

И гастроли там дают.  (сл.2)

Дети: хор

У: Верно, сегодня  речь на уроке пойдет о хоровой музыке. Давайте вспомним, что же такое хор? (сл.3)

(Хор-собрание поющих, исполняющих произведение)

У: На какие голоса делится смешанный хор? (сл.4)

Дети:

Сопрано-высокий женский голос, альт-низкий женский голос, бас-низкий мужской голос, баритон-средний мужской голос, тенор-высокий мужской голос.

У: Как вы думаете, почему композиторы обращались к хоровой музыке? Чем она их так привлекала?

(Ответы детей)

У: А в каких крупных жанрах  хоровая музыка существует, и что она изображает мы узнаем сегодня на уроке. (сл.5)  Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.

- Ребята, прослушайте следующие строки.  «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»   Эти слова взяты из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. (сл.7) Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония - музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная.  В процессе сочинения симфония Бетховен в 4 части включает «Оду к радости» из поэмы Шиллера, которая   поется солистами и хором. Это произведение - первый образец в истории музыки, когда в симфонии используется человеческий голос, чтобы показать мощь и единство людей. Ведь все творчество этого композитора проникнуто темой борьбы, свободы, справедливости, единства людей во всем мире. Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всем мире. Вполне понятно, почему именно эта мелодия в настоящее время является  гимном Европейского Союза.

Давайте прослушаем сейчас этот фрагмент. 

https://www.youtube.com/watch?v=uEg6h1az3KM

У: Как вы можете охарактеризовать хоровую партию? Какая она по характеру?

(Ответы детей).

У: Девятая симфония сразу же произвела потрясающее впечатление.  Бетховен к тому времени уже окончательно оглох, и слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы не слышавший аплодисментов композитор мог видеть восторг публики; многие плакали.

У: Следующий жанр,  в котором хоровая музыка очень широко распространена, вы мне назовете сами. Это музыкальный спектакль, где все герои поют.

Дети: опера.

У: Правильно, опера. В операх известного русского композитора  М.П.Мусоргского  (сл.6) народ становится главным героем, он показан в процессе исторического развития; впервые на оперной сцене с реалистической силой воплощаются картины народных волнений, народного бунта.  В опере "Борис Годунов" в прологе есть большая народная сцена, построенная по принципу свободного диалога, где хор делится на несколько групп; из групп выделяются отдельные действующие лица; они обмениваются репликами (особый вид хорового речитатива), спорят, обсуждают события. Здесь состав участников все время меняется — то слышится голос солиста, то поет вся толпа (хор), то несколько женских голосов, потом опять солист. Именно по такому принципу Мусоргский строит в своих операх большие массовые сцены. Подобная форма хорового изложения способствует наиболее реалистическому раскрытию характера и настроений пестрой, разноликой толпы.

Слушание.    https://www.youtube.com/watch?v=Un-RSh8rc8I    (2,15 мин)

У: Далее я вам предлагаю следующее задание, называется оно «Я - композитор». Перед вами лежит стихотворение С.Есенина  «Поет зима, аукает» вы в группах  должны поработать и согласовать, на сколько частей вы бы поделили стихотворение, и какими выразительными средствами бы озвучили это произведение.  Определите темп, динамику, лад, каким голосам из хора отдали бы предпочтение в той или иной части. А после вашей работы мы прослушаем оригинал произведения композитора Г.Свиридова, и  чем больше совпадений будет у группы с оригиналом, тот и наберет большее количество баллов.          

У: А сейчас мы с вами послушаем, как композитор воплотил возможности хора в своем произведении. Это стихотворение С.Есенина легло в основу 2 части кантаты Г.Свиридова «Поэма памяти С.Есенина». (сл.8) Запишем, что такое кантата. Кантата – крупное  многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.             

Слушание «Поет зима-аукает». 

У: Скажите мне, пожалуйста, совпал ли ваш мелодический образ с прослушанным? Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности именно хорового претворения? А теперь подсчитайте количество совпадений и поставьте себе отметку.

Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели!  Образ зимы широко и многогранно отражен в русской поэзии. Стихотворение Есенина передает различные звуки зимы, ее своеобразную музыку. А музыка живо рисует картину зимы, передают ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного затишья.

Я вам предлагаю  разучить отрывок из этой части. - Представим, что наш класс - это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить Сергей Есенин и Георгий Свиридов.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ.   15 мин.

Рефлексия.

У:  Скажите, ребята, пожалуйста, трудно ли Вам было быть в роли композитора?  (Ответы)

У: Какие сложности при работе в группах у вас были?   (Ответы).

У: Что стало бы  с кантатами, операми и другими крупными произведениями, если бы не было литературы? Что  может изображать хоровая музыка?   (Ответы).

Вывод:

Хоровая музыка способна выражать самые разнообразные образы. В ней находят воплощение и чувства, и вера, она обладает яркими изобразительными возможностями. Не случайно к хоровой музыке обращались все великие  композиторы.