Цель урока: познакомить учащихся с крупными хоровыми жанрами, в которые композитор включил хоровую музыку.
Реализация цели идет через решение следующих задач на данном уроке:
-Образовательный аспект: устанавливать связь музыки с другими видами искусства; уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки; формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;
-Развивающий аспект: содействовать развитию у учащихся вокально-хоровых навыков, анализировать, сравнивать, обобщать, а также умений, формирующих коммуникативные компетенции, способствовать активной деятельности ученика, способствовать развитию целостной картины мира через межпредметные связи, развивать основы творческого воображения - внутреннее зрение, внутренний слух;
-Воспитательный аспект: воспитывать сотрудничество.
Урок ориентирован на достижение обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов. На уроке прослеживается работа по формированию метапредметных способов учебной деятельности (универсальных учебных действий):
Формируются:
1)регулятивные универсальные учебные действия (принимать и сохранять учебные цели);
2)познавательные универсальные учебные действия (умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, перерабатывать ее, передавать ее содержание, сформировать представление о том, что музыкальное произведение - это мысль композитора, выраженная в звуках);
3)коммуникативные универсальные учебные действия (доносить свою позицию до других; понимать и принимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы).
4)личностные универсальные учебные действия (формирование эстетических потребностей).
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока.
У: Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы узнать о чем сегодня будет речь на уроке, отгадайте загадку.
В нем так много голосов-
Баритонов и басов
8 теноров, сопрано
Вместе слаженно поют.
Путешествуют по странам
И гастроли там дают. (сл.2)
Дети: хор
У: Верно, сегодня речь на уроке пойдет о хоровой музыке. Давайте вспомним, что же такое хор? (сл.3)
(Хор-собрание поющих, исполняющих произведение)
У: На какие голоса делится смешанный хор? (сл.4)
Дети:
Сопрано-высокий женский голос, альт-низкий женский голос, бас-низкий мужской голос, баритон-средний мужской голос, тенор-высокий мужской голос.
У: Как вы думаете, почему композиторы обращались к хоровой музыке? Чем она их так привлекала?
(Ответы детей)
У: А в каких крупных жанрах хоровая музыка существует, и что она изображает мы узнаем сегодня на уроке. (сл.5) Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.
- Ребята, прослушайте следующие строки. «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» Эти слова взяты из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. (сл.7) Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония - музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная. В процессе сочинения симфония Бетховен в 4 части включает «Оду к радости» из поэмы Шиллера, которая поется солистами и хором. Это произведение - первый образец в истории музыки, когда в симфонии используется человеческий голос, чтобы показать мощь и единство людей. Ведь все творчество этого композитора проникнуто темой борьбы, свободы, справедливости, единства людей во всем мире. Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всем мире. Вполне понятно, почему именно эта мелодия в настоящее время является гимном Европейского Союза.
Давайте прослушаем сейчас этот фрагмент.
https://www.youtube.com/watch?v=uEg6h1az3KM
У: Как вы можете охарактеризовать хоровую партию? Какая она по характеру?
(Ответы детей).
У: Девятая симфония сразу же произвела потрясающее впечатление. Бетховен к тому времени уже окончательно оглох, и слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы не слышавший аплодисментов композитор мог видеть восторг публики; многие плакали.
У: Следующий жанр, в котором хоровая музыка очень широко распространена, вы мне назовете сами. Это музыкальный спектакль, где все герои поют.
Дети: опера.
У: Правильно, опера. В операх известного русского композитора М.П.Мусоргского (сл.6) народ становится главным героем, он показан в процессе исторического развития; впервые на оперной сцене с реалистической силой воплощаются картины народных волнений, народного бунта. В опере "Борис Годунов" в прологе есть большая народная сцена, построенная по принципу свободного диалога, где хор делится на несколько групп; из групп выделяются отдельные действующие лица; они обмениваются репликами (особый вид хорового речитатива), спорят, обсуждают события. Здесь состав участников все время меняется — то слышится голос солиста, то поет вся толпа (хор), то несколько женских голосов, потом опять солист. Именно по такому принципу Мусоргский строит в своих операх большие массовые сцены. Подобная форма хорового изложения способствует наиболее реалистическому раскрытию характера и настроений пестрой, разноликой толпы.
Слушание. https://www.youtube.com/watch?v=Un-RSh8rc8I (2,15 мин)
У: Далее я вам предлагаю следующее задание, называется оно «Я - композитор». Перед вами лежит стихотворение С.Есенина «Поет зима, аукает» вы в группах должны поработать и согласовать, на сколько частей вы бы поделили стихотворение, и какими выразительными средствами бы озвучили это произведение. Определите темп, динамику, лад, каким голосам из хора отдали бы предпочтение в той или иной части. А после вашей работы мы прослушаем оригинал произведения композитора Г.Свиридова, и чем больше совпадений будет у группы с оригиналом, тот и наберет большее количество баллов.
У: А сейчас мы с вами послушаем, как композитор воплотил возможности хора в своем произведении. Это стихотворение С.Есенина легло в основу 2 части кантаты Г.Свиридова «Поэма памяти С.Есенина». (сл.8) Запишем, что такое кантата. Кантата – крупное многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.
Слушание «Поет зима-аукает».
У: Скажите мне, пожалуйста, совпал ли ваш мелодический образ с прослушанным? Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности именно хорового претворения? А теперь подсчитайте количество совпадений и поставьте себе отметку.
Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели! Образ зимы широко и многогранно отражен в русской поэзии. Стихотворение Есенина передает различные звуки зимы, ее своеобразную музыку. А музыка живо рисует картину зимы, передают ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного затишья.
Я вам предлагаю разучить отрывок из этой части. - Представим, что наш класс - это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить Сергей Есенин и Георгий Свиридов.
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. 15 мин.
Рефлексия.
У: Скажите, ребята, пожалуйста, трудно ли Вам было быть в роли композитора? (Ответы)
У: Какие сложности при работе в группах у вас были? (Ответы).
У: Что стало бы с кантатами, операми и другими крупными произведениями, если бы не было литературы? Что может изображать хоровая музыка? (Ответы).
Вывод:
Хоровая музыка способна выражать самые разнообразные образы. В ней находят воплощение и чувства, и вера, она обладает яркими изобразительными возможностями. Не случайно к хоровой музыке обращались все великие композиторы.