Занятие 1.
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения изобразительного искусства.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия музыкальной культуры разных эпох.
2.Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, развивать музыкальное мышление.
3. Воспитывать эстетические чувства.
4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления образным словом, в рисунке.
Ход.
Муз.рук: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами в музыкальном зале, за столами с альбомными листами и красками. Вы уже догадались, что мы будем делать? Правильно, мы будем с вами рисовать. А рисовать будем музыку.
На дворе у нас зима. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые одежды:
- Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
А.Пушкин
Это стихотворные строки о зиме. Но зимнюю природу можно услышать не только в стихах. Её изображают художники в своих картинах.
Рассматривание зимних репродукций, иллюстраций.
Муз.рук: -Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
- Ребята, зимнюю природу можно изобразить через музыку. А музыку, как известно, пишут композиторы. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть целый цикл пьес «Времена года». И сегодня я хочу вам предложить послушать «Зиму». Кладём руки на колени, закрываем глаза и внимательно слушаем, какая зима видится вам при звуках этой музыки?
Прослушивание I части концерта А.Вивальди «Зима».
Дети: - Зайчик прыгает, белочка перебегает с ветки на ветку, деревья от ветра и холода мерзнут…
Муз.рук: - Ребята, музыка, как и мы с вами, имеет характер, настроение. (Мы с вами бываем радостными и грустными, бываем вредными и добрыми) Какое настроение было в этом музыкальном произведении?
Дети: - Резкая, злая, холодная, прыгающая.
Муз.рук: - В этой музыке мы с вами слышим картину суровой, ненастной, вьюжной зимы. Вы слышали звуки вьюги, резкие порывы ветра, метёт снег, сыплются колкие снежинки. Вся природа скованна стужей, и слушатель как бы замирает в оцепенении.
Я включаю музыку ещё раз, чтобы услышать тревожную и жалобную скрипку.
Звучит музыка, по ходу звучания обращаю внимание детей на порывы ветра, как внезапно налетает вьюга и всё яростнее звучит музыка.
Муз.рук: - Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:
-Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ёжась, и дрожа на холоду.
Даю слово воспитателю для выбора цветовой гаммы к этой музыке…
ТЕМА: «Зимнее настроение»
Занятие 2.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия музыкальной культуры разных эпох.
2.Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, развивать музыкальное мышление.
3. Воспитывать эстетические чувства.
4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления образным словом, в рисунке.
Муз.рук: - Ребята, сегодня мы с вами будем слушать и рисовать музыку зимы. Она бывает разной. Давайте вспомним, какой была зима на прошлом занятии.
Слушаем отрывок - «Зима» А. Вивальди (Iч. Allegro).
Муз.рук: - Какое у зимы настроение?
Дети: - Зима колючая, вьюжная, злая.
Муз.рук: - Верно. Послушайте, как передают нам это музыкальное настроение стихи.
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..
А.Пушкин
- Ребята, зима может быть и другой. Давайте положим руки на колени, закроем глаза и представим себе зиму.
Прослушивание медленной части Largo из концерта А.Вивальди «Зима».
Муз.рук: - Какую вы услышали зиму в этом фрагменте? (ответы детей) Как будто на солнце сверкают снежинки, они мерцают, словно волшебный зимний наряд природы. Красивая, добрая, хорошая, снежинки кружатся, потом быстро кружатся, много снега наметает.
А какое у неё настроение? (грустное, нежное, светлое, красивое) Посмотрите иллюстрации и картины художников.
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: - Ребята, что вы видите на этих иллюстрациях?
Какая зима?
Муз.рук.: - Послушайте, как рассказывает о зиме поэт А.С.Пушкин:
- Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
-Давайте ещё раз прослушаем фрагмент музыкального произведения. И начнём рисовать.
Использованная методическая литература:
1. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»
2. Н.А.Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка»
Это интересно
- Методы исследования успешности ученика на уроках изобразительного искусства
- Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству
- Рабочая программа кружка «Фантазии из бумаги» для детей от 3-4 лет
- Занятие по изобразительной деятельности «Снеговик» (для детей средней группы детского сада)
- Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей дошкольного возраста