Цель: продолжать развивать творческие способности детей посредством нетрадиционного метода рисования.
Задачи:
- закрепить умение использовать технику раздувания капли краски;
-закрепить приемы работы кистью;
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о том, как меняется листва осенью;
- развивать творческие способности, фантазию, воображение;
воспитывать аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе; экскурсии по участку детского сада; рассматривание осенних иллюстраций; беседы с детьми об осени и осенних явлениях; чтение стихов об осени; знакомство с репродукциями картин И. И. Левитана, В. Васнецова, И. С. Остроухова, В. Н. Софронова, В. Д. Поленова, А. Л. Былича, Е. Е. Волкова.
Оборудование: запись музыки П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», шум леса. Листики из осеннего букета, бумага формата А4, акварельные краски, кисти, коктейльные трубочки, салфетка, непроливайка.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Минутка вхождения в сказку «Листики».
Дети с воспитателем сидят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут листики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте шум леса. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.
- Основная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете тему нашего занятия. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Ребята, какая бывает осень?
Дети: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
Воспитатель: Кто знает, почему осень называют золотой? (Ответы детей.) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Верно. А вы знаете, почему листья на деревьях меняют свою окраску, а потом сбрасывают листву? (Ответы детей).
Воспитатель: А вы обращали внимание в какие цвета окрашиваются листья берёзы, рябины, клёна?
Стихи:
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели,
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
Физкульт минутка «Листопад»
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Воспитатель: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Налетел ветер, и листочки стали опадать. (Дети кружатся)
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте посмотрим как художники изображают осень (золотая осень и поздняя) Какая вам осень больше нравится? А сейчас какая осень? (Ответы детей) Какую осень вам бы хотелось нарисовать? (Золотую)
Садитесь на свои места. Сегодня мы не просто будем рисовать листочки а выдувать их трубочками, делать кляксы. Под музыку П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» дети приступают к выполнению задания.
Продуктивная деятельность детей
- Кисточкой нарисовать ствол дерева: от середины к нижнему краю листа.
- Над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета (желтого, красного или оранжевого), разведенной водой.
- Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать, чтобы равномерно раздувать краску в разных направлениях).
- Рядом с первым нанести пятно другого цвета и проделать с ним туже операцию, при этом «ножки» раздуваемых красок могут пересекаться, сливаться. Изобразить крону дерева из нескольких разноцветных пятен способом раздувания краски. Таким же образом выполнить еще несколько деревьев.
- Способом раздувания краски дополнить композицию облаками и солнцем.
- Подведение итогов:
Воспитатель: У нас с вами получился осенний солнечный разноцветный парк.
- Дети рассматривают работы.
-Дают названия своим картинам.
- Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована.
- Рассказывают, какими способами рисовали.
- Какими материалами пользовались
- Какое настроение вызывают рисунки детей.
Практическая часть занятия
Кисточкой рисуем ствол дерева: от середины к нижнему краю листа.
Над верхней частью ствола кистью наносим пятно краски яркого цвета (желтого, красного или оранжевого), разведенной водой.
Направляем нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуваем краску в разные стороны.
Способом раздувания краски дополнить композицию облаками и солнцем.
III. Подведение итогов:
Воспитатель ! У нас с вами получился осенний солнечный разноцветный парк.
-Дети рассматривают работы.
-Дети дают названия своим картинам.
-Поясняют, какая погода нарисована.
-Рассказывают, каким способом рисовали.
-Какими материалами пользовались.
-Какое настроение вызывают рисунки детей.
