Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель: добиваться правильного произношения звуков в слоговых цепочках, с помощью игрушки топотушки.

Задачи:

- закреплять поставленные звуки

- развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику

- развивать речевое дыхание

- развивать четкость дикции, интонационную выразительность

- четко произносить цепочки слогов

-  заучивание чистоговорок

-  формировать положительную мотивацию на занятии.

Правила игры:

Игра рассчитана от одного и  более игроков (4).

 Для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.

Игровая задача для ребенка:

- уметь действовать (управлять) игрушкой «Топотушкой»

- уметь произносить слоговые цепочки  при помощи игрушки «Топотушки»

Игровая задача для взрослого:

- научить ребенка 4-7 лет произносить четко цепочки слогов совместно с

  движениями пальцев рук.  (при помощи игрушки «Топотушки»)

- поддерживать  интерес к  игре.

Оборудование:

- игрушка «Топотушка»

- тексты чистоговорок, слоговые цепочки

- стол, стулья

 

Варианты игр:

Индивидуальные

  1. Ребенку предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки(левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить цепочки слогов (автоматизируемого звука), менять темп и ритм слогов, используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги, мягкие, твердые звуки.
  2.  Ребенку предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки(левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить чистоговорки  автоматизируемого звука (открытых, закрытых и со стечением согласных слогов) , мягкие, твердые звуки.

 

 

Подгрупповые

 

  1. Детям  предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки (левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить цепочки слогов (автоматизируемого звука), менять темп и ритм слогов, используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги. Сначала произносит цепочку слогов 1 ребенок, затем поочередно другие. Дети отслеживают правильность произнесения слогов в зависимости от задания. Пример: произнеси тихо, громко , быстро, медленно, открытые слоги т т д) , мягкие, твердые звуки.
  2. Детям  предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки (левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить чистоговорки (автоматизируемого звука), менять темп и ритм , используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги. Сначала произносит чистоговорку один ребенок, затем поочередно другие. Дети отслеживают правильность произнесения чистоговорок в зависимости от задания. Пример: произнеси тихо, громко , быстро, медленно, открытые слоги т т д) , мягкие, твердые звуки.

                                 

   Дидактический    материал

 

 

1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)

      ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

     ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

     ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

     ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

2. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)

      АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

     ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

     ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

     ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ 

     УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

 

3. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО             УЛА – УЛО            ОЛА – ОЛО          ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ             УЛО – УЛЫ            ОЛО – ОЛЫ         ЫЛО – ЫЛУ      

АЛУ – АЛЫ             УЛЫ – УЛУ           ОЛЫ – ОЛУ          ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА             УЛУ – УЛА            ОЛУ – ОЛА          ЫЛЫ – ЫЛА

4. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО – АЛЫ  – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ                                                          

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ    

5. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)

ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

 

 

Автоматизация Ш в обратных слогах.

Аш - аш - аш- вот у Даши карандаш.

Ош - ош - ош - у меня есть нож.

Уш - уш - уш - прими, Миша, душ.

Ыш - ыш - ыш- бежит мышь. 

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.

Уш - уш - уш - у нас живёт уж.

Аш-аш-аш —я точу карандаш.

Аш-аш-аш - вот и домик наш.
Уш-уш-уш—принимаем душ.

Уш-уш-уш - я люблю холодный душ.

Ыш-ыш-ыш—у Кати камыш.

Еш-еш-еш - яблоки поешь.

Иш - иш - иш - почему молчишь?

 Автоматизация Ш в прямых слогах.

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что - то шепчут камыши.

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Это утка в камыше.

Ша - ша -ша, ша - ша - ша,

Выходи из камыша!

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Нет уж - утки в камыше.

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что же шепчут камыши?

Язык к верху: ша - ша -ша.

Ша - ша -ша - наша Маша хороша.

Язык к верху: ши - ши - ши.

Наши детки хороши.

Шо - шо -шо - летом очень хорошо.

Шу - шу -шу -шубу новую ношу.

Ши - ши -ши - это наши малыши.

Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу.

Шу, шу, шу -  я пилотку ношу.
Шок, шок шок — у меня Пушок.

Ша-ша-ша - наша каша хороша.

Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Шо - шо -шо -кушай, Даша, хорошо. 

Ши-ши-ши- только кушай, не спеши.

Ши- ши- ши - каши нет у Даши.

Ша - ша -ша - наша Даша хороша.

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо. 
Шу-шу-шу - я  тихонечко шуршу. 
Ши-ши-ши - притихли малыши. 
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Ше-ше-ше- много мяса в гуляше.

Ша, ша, ша — уточка у камыша.

Ша, ша, ша — одеваю малыша.

Ша-ша-ша  — я качаю малыша,
Ша, ша, ша — у Паши нет карандаша.

Шо-шо-шо — поем мы хорошо

Ши, ши, ши — Паша любит беляши.
Ше, ше, ше — думаю о малыше.

Шу -шу- шу – я тебе пишу. 
Ши-ши-ши — глубоко дыши.

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Ши - ши - ши - любят строить малыши.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
Шо - шо - шо - дом построен хорошо.

Автоматизация Ж в прямых слогах.

Жа, жа, жа — мы видели ежа. 

Жи, жи, жи — у меня ножи.

Жу, жу, жу — на лужок хожу.

Жу, жу, жу - флаг в руке держу.

Жок, жок, жок — у меня флажок. 

ЕЖИК

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

Жа-жа-жа убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, мы увидели моржа.
Жу-жу-жу, я с ужами не дружу.
Жо-жо-жо, испеки мне пирожок.
Жи-жи-жи, ножик новый покажи.
Же-же-же, много ягод на корже.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?

Прожужжим ему мы - Жа - жа - жа - жа.
- Не достаться чтоб стрижу,
Пропоём ему мы - Жу - жу - жу - жу.
- Налетели вдруг чижи,
Испугаем мы их - Жи - жи - жи - жи.
- Стало вечером свежо.
Прожужжали жуки - Жо - жо - жо - жо.
- Наступает ночь уже,
Улетим и скажем - Жэ - жэ -жэ - жэ.

Автоматизация Щ в обратных слогах.

Ащ- ащ- ащ - мы купили плащ.

Ащ- ащ- ащ - у меня порвался плащ.

Ущ- ущ- ущ- вот зелёный плющ.

Ощ- ощ- ощ- на болоте хвощ.
Ощ- ощ- ощ - кому нужна помощь.
Ощ- ощ- ощ-в огороде вырос хвощ.
Ющ- ющ- ющ - за забором плющ.
Ещ- ещ- ещ- нам попался лещ.
Ещ- ещ- ещ- на собаке клещ

Автоматизация Щ в прямых слогах.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.

Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.

Щи-щи-щи-мама варит щи.

Ща-ща-ща - но, а я хочу борща.

Ща-ща-ща - мама сварит мне борща.

Щу-щу-щу - я ещё хочу.

Щё-щё-щё - не наелся я ещё.

Щё-щё-щё - вы налейте мне ещё.

Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.

Ща-ща-ща-это пояс от плаща.
Ще-ще-ще-наш малыш уже в плаще.

Щу-щу-щу- ещё и шапочку ищу.
Щё-щё-щё-повторяем мы ещё!

Автоматизация Ч в обратных слогах.

Ач-ач-ач- богач купил калач.

Ач - ач - ач - у Никиты мяч.

Оч - оч - оч - мама любит дочь.
Оч-оч-оч- ночью мать качает дочь.
Уч-уч-уч- солнечный луч.

Уч - уч - уч - из - за туч пробился луч.
Яч-яч-яч- малыши кидают мяч.
Ич-ич-ич- попалась в сети дичь.

Ич - ич - ич - привезли кирпич.
Еч-еч-еч- растопили жарче печь.

Еч - еч - еч - у Никиты меч.

Юч - юч - юч - потеряли ключ.

Ач, ач, ач — испекли калач.
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ач, ач, ач — заиграл скрипач.
Ач, ач, ач — выступал циркач.
Ач, ач, ач — у моря много дач.
Ач, ач, ач — Машенька, не плачь.
Ич, ич, ич — у ковбоя бич.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Ич, ич, ич — рисунок увеличь.
Ич, ич, ич — приготовим дичь.
Ич, ич, ич — купили мы «Москвич».
Эч, эч, эч — истопили печь.
Эч, эч, эч — подарили меч.
Эч, эч, эч — грамотная речь.
Эч, эч, эч — на траве прилечь.
Эч, эч, эч — пирожков напечь.
Оч, оч, оч — убегаем прочь.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Оч, оч, оч — есть у мамы дочь.
Оч, оч, оч — можешь мне помочь.
Оч, оч, оч — орехи надо растолочь.
Уч, уч, уч — теплый луч.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
Уч, уч, уч — наш язык могуч.
Уч, уч, уч — шапку нахлобучь.
Уч, уч, уч — в небе много туч.

 

Автоматизация Ч в прямых слогах.

Ча, ча, ча – горит свеча.
Ча, ча, ча – пьём из ключа.
Ча, ча, ча – дайте калача.
Ча, ча, ча – флаг из кумача.
Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.
Ча, ча, ча – слушать скрипача.
Ча, ча, ча – жилище богача.
Ча, ча, ча – увидеть циркача.
Чи, чи, чи — хорошие ткачи.
Чи, чи, чи — длинные бичи.
Чи, чи, чи — чёрные грачи.
Чи, чи, чи — новые ключи.
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — это москвичи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — читаю при свече.
Че, че, че — муха на плече.
Че, че, че — едем мы на «Москвиче».
Че, че, че — сказ о силаче.
Че, че, че — весть о скрипаче.
Чо, чо, чо — очень горячо.

Чо - чо - чо - ранило в плечо.
Чо, чо, чо — болит плечо.
Чок, чок, чок — чиню сачок.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чок, чок, чок — купил значок.
Чок, чок, чок — примеряю башмачок.
Чу, чу, чу — улететь хочу.

Чу - чу - чу - я к луне лечу.
Чу, чу, чу — я иду к врачу.
Чу, чу, чу — ударю по мячу.
Чу, чу, чу — громко хохочу.
Чу, чу, чу — «пятёрку» получу.

Че - че - че - лямка на плече.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Чу-чу-чу, каблуком постучу.
Ча-ча-ча, выпью чай.

Че-че-че - мы мечтаем о мяче.
Чи-чи-чи -очень нам нужны мячи.
Чу-чу-чу - нам купили по мячу.
Ча-ча-ча -вот уж в речке два мяча.
Чи-чи-чи - нам опять нужны мячи.
Че-че-че -мы мечтаем о мяче.

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.

 

 

 

Игрушки «Топотушки»

Образцы:

 

 

 

 

 

 

Цель: добиваться правильного произношения звуков в слоговых цепочках, с помощью игрушки топотушки.

Задачи:

- закреплять поставленные звуки

- развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику

- развивать речевое дыхание

- развивать четкость дикции, интонационную выразительность

- четко произносить цепочки слогов

-  заучивание чистоговорок

-  формировать положительную мотивацию на занятии.

Правила игры:

Игра рассчитана от одного и  более игроков (4).

 Для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.

Игровая задача для ребенка:

- уметь действовать (управлять) игрушкой «Топотушкой»

- уметь произносить слоговые цепочки  при помощи игрушки «Топотушки»

Игровая задача для взрослого:

- научить ребенка 4-7 лет произносить четко цепочки слогов совместно с

  движениями пальцев рук.  (при помощи игрушки «Топотушки»)

- поддерживать  интерес к  игре.

Оборудование:

- игрушка «Топотушка»

- тексты чистоговорок, слоговые цепочки

- стол, стулья

 

Варианты игр:

Индивидуальные

  1. Ребенку предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки(левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить цепочки слогов (автоматизируемого звука), менять темп и ритм слогов, используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги, мягкие, твердые звуки.
  2.  Ребенку предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки(левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить чистоговорки  автоматизируемого звука (открытых, закрытых и со стечением согласных слогов) , мягкие, твердые звуки.

 

 

Подгрупповые

 

  1. Детям  предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки (левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить цепочки слогов (автоматизируемого звука), менять темп и ритм слогов, используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги. Сначала произносит цепочку слогов 1 ребенок, затем поочередно другие. Дети отслеживают правильность произнесения слогов в зависимости от задания. Пример: произнеси тихо, громко , быстро, медленно, открытые слоги т т д) , мягкие, твердые звуки.
  2. Детям  предлагается надеть на пальчики (указательный и средний) не зависимо от руки (левая, правая) игрушку «Топотушку», поочередно шагая пальчиками произносить чистоговорки (автоматизируемого звука), менять темп и ритм , используя открытые, закрытые и со стечением согласных слоги. Сначала произносит чистоговорку один ребенок, затем поочередно другие. Дети отслеживают правильность произнесения чистоговорок в зависимости от задания. Пример: произнеси тихо, громко , быстро, медленно, открытые слоги т т д) , мягкие, твердые звуки.

                                 

   Дидактический    материал

 

 

1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)

      ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

     ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

     ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

     ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

2. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)

      АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

     ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

     ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

     ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ 

     УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

 

3. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО             УЛА – УЛО            ОЛА – ОЛО          ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ             УЛО – УЛЫ            ОЛО – ОЛЫ         ЫЛО – ЫЛУ      

АЛУ – АЛЫ             УЛЫ – УЛУ           ОЛЫ – ОЛУ          ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА             УЛУ – УЛА            ОЛУ – ОЛА          ЫЛЫ – ЫЛА

4. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО – АЛЫ  – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ                                                          

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ    

5. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)

ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

 

 

Автоматизация Ш в обратных слогах.

Аш - аш - аш- вот у Даши карандаш.

Ош - ош - ош - у меня есть нож.

Уш - уш - уш - прими, Миша, душ.

Ыш - ыш - ыш- бежит мышь. 

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.

Уш - уш - уш - у нас живёт уж.

Аш-аш-аш —я точу карандаш.

Аш-аш-аш - вот и домик наш.
Уш-уш-уш—принимаем душ.

Уш-уш-уш - я люблю холодный душ.

Ыш-ыш-ыш—у Кати камыш.

Еш-еш-еш - яблоки поешь.

Иш - иш - иш - почему молчишь?

 Автоматизация Ш в прямых слогах.

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что - то шепчут камыши.

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Это утка в камыше.

Ша - ша -ша, ша - ша - ша,

Выходи из камыша!

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Нет уж - утки в камыше.

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что же шепчут камыши?

Язык к верху: ша - ша -ша.

Ша - ша -ша - наша Маша хороша.

Язык к верху: ши - ши - ши.

Наши детки хороши.

Шо - шо -шо - летом очень хорошо.

Шу - шу -шу -шубу новую ношу.

Ши - ши -ши - это наши малыши.

Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу.

Шу, шу, шу -  я пилотку ношу.
Шок, шок шок — у меня Пушок.

Ша-ша-ша - наша каша хороша.

Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Шо - шо -шо -кушай, Даша, хорошо. 

Ши-ши-ши- только кушай, не спеши.

Ши- ши- ши - каши нет у Даши.

Ша - ша -ша - наша Даша хороша.

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо. 
Шу-шу-шу - я  тихонечко шуршу. 
Ши-ши-ши - притихли малыши. 
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Ше-ше-ше- много мяса в гуляше.

Ша, ша, ша — уточка у камыша.

Ша, ша, ша — одеваю малыша.

Ша-ша-ша  — я качаю малыша,
Ша, ша, ша — у Паши нет карандаша.

Шо-шо-шо — поем мы хорошо

Ши, ши, ши — Паша любит беляши.
Ше, ше, ше — думаю о малыше.

Шу -шу- шу – я тебе пишу. 
Ши-ши-ши — глубоко дыши.

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Ши - ши - ши - любят строить малыши.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
Шо - шо - шо - дом построен хорошо.

Автоматизация Ж в прямых слогах.

Жа, жа, жа — мы видели ежа. 

Жи, жи, жи — у меня ножи.

Жу, жу, жу — на лужок хожу.

Жу, жу, жу - флаг в руке держу.

Жок, жок, жок — у меня флажок. 

ЕЖИК

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

Жа-жа-жа убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, мы увидели моржа.
Жу-жу-жу, я с ужами не дружу.
Жо-жо-жо, испеки мне пирожок.
Жи-жи-жи, ножик новый покажи.
Же-же-же, много ягод на корже.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?

Прожужжим ему мы - Жа - жа - жа - жа.
- Не достаться чтоб стрижу,
Пропоём ему мы - Жу - жу - жу - жу.
- Налетели вдруг чижи,
Испугаем мы их - Жи - жи - жи - жи.
- Стало вечером свежо.
Прожужжали жуки - Жо - жо - жо - жо.
- Наступает ночь уже,
Улетим и скажем - Жэ - жэ -жэ - жэ.

Автоматизация Щ в обратных слогах.

Ащ- ащ- ащ - мы купили плащ.

Ащ- ащ- ащ - у меня порвался плащ.

Ущ- ущ- ущ- вот зелёный плющ.

Ощ- ощ- ощ- на болоте хвощ.
Ощ- ощ- ощ - кому нужна помощь.
Ощ- ощ- ощ-в огороде вырос хвощ.
Ющ- ющ- ющ - за забором плющ.
Ещ- ещ- ещ- нам попался лещ.
Ещ- ещ- ещ- на собаке клещ

Автоматизация Щ в прямых слогах.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.

Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.

Щи-щи-щи-мама варит щи.

Ща-ща-ща - но, а я хочу борща.

Ща-ща-ща - мама сварит мне борща.

Щу-щу-щу - я ещё хочу.

Щё-щё-щё - не наелся я ещё.

Щё-щё-щё - вы налейте мне ещё.

Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.

Ща-ща-ща-это пояс от плаща.
Ще-ще-ще-наш малыш уже в плаще.

Щу-щу-щу- ещё и шапочку ищу.
Щё-щё-щё-повторяем мы ещё!

Автоматизация Ч в обратных слогах.

Ач-ач-ач- богач купил калач.

Ач - ач - ач - у Никиты мяч.

Оч - оч - оч - мама любит дочь.
Оч-оч-оч- ночью мать качает дочь.
Уч-уч-уч- солнечный луч.

Уч - уч - уч - из - за туч пробился луч.
Яч-яч-яч- малыши кидают мяч.
Ич-ич-ич- попалась в сети дичь.

Ич - ич - ич - привезли кирпич.
Еч-еч-еч- растопили жарче печь.

Еч - еч - еч - у Никиты меч.

Юч - юч - юч - потеряли ключ.

Ач, ач, ач — испекли калач.
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ач, ач, ач — заиграл скрипач.
Ач, ач, ач — выступал циркач.
Ач, ач, ач — у моря много дач.
Ач, ач, ач — Машенька, не плачь.
Ич, ич, ич — у ковбоя бич.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Ич, ич, ич — рисунок увеличь.
Ич, ич, ич — приготовим дичь.
Ич, ич, ич — купили мы «Москвич».
Эч, эч, эч — истопили печь.
Эч, эч, эч — подарили меч.
Эч, эч, эч — грамотная речь.
Эч, эч, эч — на траве прилечь.
Эч, эч, эч — пирожков напечь.
Оч, оч, оч — убегаем прочь.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Оч, оч, оч — есть у мамы дочь.
Оч, оч, оч — можешь мне помочь.
Оч, оч, оч — орехи надо растолочь.
Уч, уч, уч — теплый луч.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
Уч, уч, уч — наш язык могуч.
Уч, уч, уч — шапку нахлобучь.
Уч, уч, уч — в небе много туч.

 

Автоматизация Ч в прямых слогах.

Ча, ча, ча – горит свеча.
Ча, ча, ча – пьём из ключа.
Ча, ча, ча – дайте калача.
Ча, ча, ча – флаг из кумача.
Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.
Ча, ча, ча – слушать скрипача.
Ча, ча, ча – жилище богача.
Ча, ча, ча – увидеть циркача.
Чи, чи, чи — хорошие ткачи.
Чи, чи, чи — длинные бичи.
Чи, чи, чи — чёрные грачи.
Чи, чи, чи — новые ключи.
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — это москвичи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — читаю при свече.
Че, че, че — муха на плече.
Че, че, че — едем мы на «Москвиче».
Че, че, че — сказ о силаче.
Че, че, че — весть о скрипаче.
Чо, чо, чо — очень горячо.

Чо - чо - чо - ранило в плечо.
Чо, чо, чо — болит плечо.
Чок, чок, чок — чиню сачок.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чок, чок, чок — купил значок.
Чок, чок, чок — примеряю башмачок.
Чу, чу, чу — улететь хочу.

Чу - чу - чу - я к луне лечу.
Чу, чу, чу — я иду к врачу.
Чу, чу, чу — ударю по мячу.
Чу, чу, чу — громко хохочу.
Чу, чу, чу — «пятёрку» получу.

Че - че - че - лямка на плече.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Чу-чу-чу, каблуком постучу.
Ча-ча-ча, выпью чай.

Че-че-че - мы мечтаем о мяче.
Чи-чи-чи -очень нам нужны мячи.
Чу-чу-чу - нам купили по мячу.
Ча-ча-ча -вот уж в речке два мяча.
Чи-чи-чи - нам опять нужны мячи.
Че-че-че -мы мечтаем о мяче.

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.

 

 

 

Игрушки «Топотушки»

Образцы: