На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений выдвигаются новые, возросшие требования к человеку, к развитию его творческого потенциала.
Творчество – высший компонент в структуре личности. Это одна из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это – основной способ существования и развития личности. Ребенок проявляет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Н.Н.Поддьяков и др.).
Воспитать творческую личность, сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. К творчеству через овладение основами всех видов культур -вот тот путь, который должен пройти каждый человек, начиная с дошкольного детства.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех разновидностях музыкально-художественной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности духовной культуры в процессе становления личности.
Одним из направлений реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает организация образовательного пространства, предполагающего применение разнообразных материалов, оборудования, технологий которые должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников…;
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики….;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Решая задачи музыкально-творческого развития воспитанников с учетом требований ФГОС ДО, мы сконцентрировали свое внимание на организации детского оркестра. А так как в наше сложное время, когда порой бывает очень сложно приобрести инструменты детского оркестра, выручают простые на первый взгляд, но очень привлекательные для малышей самодельные инструменты.
Цель нашей работы состоит в развитии увлеченности, заинтересованности музыкой, как одним из видов мирового искусства; развитие творческого самовыражения детей.
Задачи:
- создание условий, при которых каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- развитие чувства ритма,
-обеспечение эмоционального благополучия детей
Мы считаем, что очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (пластмассовых, металлических, деревянных, бумажных….), что ведет в дальнейшем:
- к приобретению опыта звуковых ощущений;
- к изучению способов получения звуков;
-к развитию тембрового слуха как основы для звуковысотного слуха;
- к развитию метроритмического чувства;
- к приобретению навыков музыкальной композиции.
Самая большая ценность детского творчества, которое рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, внимание, быстрая реакция, выдержка. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
С помощью самодельных музыкальных инструментов дети овладеют различными приёмами извлечения звуков:
- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Дети очень любят такие игры, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей, на определённом этапе их можно «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта и т. д.
Практика показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.
Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления.
Результатом нашей работы является достижение следующих моментов:
- создание на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, досугах атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- не приходится прибегать к принуждению, дети заинтересованы и увлечены;
- усваиваются элементарные музыкальные знания, развиваются музыкально-творческие способности, познаётся окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний.
Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими особенностями развития.
