Форма проведения: игра – путешествие.
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи: воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
1.Круглый стол по теме собрания.
2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
3.Игра – путешествие «Мы идем в поход»
4.Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Оформить открытки родителям на собрание в виде какого-либо природного объекта: листка, грибка, облака и т.д., выполненные детьми в виде аппликации.
2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
4. Записать фонограмму «Звуки природы»
5. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
6. Провести анкетирование на тему «Природа в жизни вашей семьи».
Ход собрания.
Вступительное слово.
1. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности поговорить о воспитании любви к природе в семье.
Мы рады Вам, рады что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.
Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры, видеофильмы. Конечно, передачи о животных, о природе привлекают внимание ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальным лесом, лугом, существует большая разница. Ведь в природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи и звуки.
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Вначале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. Итак:
Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека? (высказывания родителей).
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья для ребенка – эта модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в воспитании ребенка приоритет, безусловно, принадлежит семье. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Отец и мать самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым маленький человечек проверяет и строит свое поведение.
Дошкольное детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с детским садом, но навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок врастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго и заботливого или жестокого и равнодушного человека? Это, прежде всего, зависит от самих родителей.
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причины? (высказывания родителей)
- Загрязнение окружающей среды.
- Сокращение площади лесов.
- Опустынивание почвы, её засорение.
- Изменение климата.
- Озоновые дыры.
Также с этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые непосредственно связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, питания и здоровья.
Какой же выход из сложившейся ситуации, что же делать? (высказывания родителей)
Сегодня от нас Вами зависит дальнейшее существование жизни на Земле.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Экологическая культура– это часть общечеловеческой культуры, которая отражает взаимосвязь человека с природой во всех видах деятельности. Начинать экологическое воспитание необходимо с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней.
Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, весёлая березовая роща, золотые поля, заливные луга. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Как же приобщить ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?
Прежде всего, надо давать ребенку возможность любоваться деревом и кустиком, птичкой, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.
Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство восторга красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. Но сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми, о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Что же, прежде всего поможет? (высказывания родителей).
Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, развивают у детей чувство прекрасного. При этом помните, что чувства – первооснова отношений.
|
2. Игра-путешествие «Мы идем в поход». Лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Во время путешествия, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы Земля была чистой и красивой. По – своему чудесен каждый край, Когда ты входишь в лес, Задание № 9. «Как вести себя в природе?» (для родителей и детей). Решение родительского собрания: 2.Организовывать в семье постоянные прогулки на природу . 3.Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность. 4.Провести конкурс рисунка «Рисуем природу вместе с ребенком». Заключительное слово. У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне наше Земле, что бы она стала краше и богаче, какой вы хотите ее видеть и прикрепите к нашей Земле (глобусу). Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей. Не жги ее напропалую И не растаптывай до дна, Нас много, а она одна…
Приложение 1. Анкета «Природа в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители! Скоро в нашей группе состоится родительское собрание на тему «За порогом дома» по экологическому воспитанию. Для подготовки собрания просим Вас ответить на вопросы. 1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется? Приложение 2. Рощи да леса - всему миру краса. Приложение 3. 1. Я маленький, да удаленький,
|
Приложение 4.
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок
И остался стебелек. (Одуванчик)
Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашки).
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик).
Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка).
Приложение 5.
1.Дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк).
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).
3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).
4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).