В связи с переходом на ФГОС в группе была пересмотрена предметно – развивающая среда.
Предметно – развивающая среда играет большую роль в развитии и воспитании ребенка.
Чем развивающая среда будет разнообразнее и насыщеннее, тем возникает больше возможностей у детей заняться любимым делом, а также иметь право выбора того или иного вида деятельности.
Тема моего сообщения это «Использование современных технологий в познавательно – речевом развитии»
Область речевое развитие включает:
1. речевое общение.
2. Чтение художественной литературы.
3. Театральный кружок.
Все они между собой тесно взаимосвязаны. Чтобы все работало на должном уровне и получало свои результаты необходимо создать условия.
В группе оформлен книжный уголок, где есть фотография А.Барто.
Яркое пятно в виде картины, привлекает внимание детей и вызывает интерес. Книги в уголке разные: есть сказки, стихи, проза, пословицы, рассказы. И.т.д. Книги постаралась подобрать так, чтобы были разной формы (в виде машин, животных, есть музыкальные, издающие звуки, в виде театра.) Все это вместе взятое привлекает внимание детей, вызывает интерес, желание рассматривать книги, описывать героев сказок, угадывать по описанию того или иного животного, читать стихи наизусть, играть роли героев сказок. Книжный уголок тесно связан с театральной деятельностью. Потому что прежде чем играть какую –то роль, мы читаем произведение, разбираем, беседуем по содержанию, распределяем роли.
У меня книжный уголок плавно переходит в театральный, где расположены разные виды театров. Это кукольный, настольный, теневой, конусный, маски животных, есть костюмы, приготовленные руками родителей для своих детей.
Образовательная деятельность по речевому развитию проводится один раз в неделю, но работа планируется в течение всего дня, всей недели.
Работаем мы по лексическим темам. В начале учебного года был составлен перспективный план, где указывалась цель той или иной. Работая по лексическим темам, я стараюсь отразить непосредственно образовательную деятельность, и совместную деятельность педагога с детьми. Вся работа проходит через коммуникативную, игровую, художесвенно - эстетическую, познаватнльно – исследовательскую деятельность.
Деятельность планирую, как в утренние, так и в вечерние часы, на прогулке. Работу осуществляю, как с подгруппой, так и с группой и индивидуально.
Использую разные формы: беседы, дидактические игры, рассматривание картин, альбомов, фотографий, заучивание стихов, пословиц, поговорок, обыгрывание произведений по ролям..
Интересно проходит образовательная деятельность, когда есть наглядность.
У меня представлена наглядность в виде
1. Альбомов по ознакомлению с окружающим.
2. . Настольно - печатные игры.
3. Лото ( животные, овощи, фрукты и т.д)
4. дидактические игры
5. Лабиринты
6. Крупные таблицы: животные, транспорт, овощи, фрукты, птицы, деревья и.т.д.
Наглядность природного уголка тоже помогает развивать речь детей. Составлять небольшие рассказы, отмечать погоду, описывать ее, сравнивая один месяц с другим. Составлять небольшие рассказы про поделки, которые дети делали вместе с родителями, читать стихи.
Еще раз хочу напомнить, что тема моего сообщения: «Использование современных технологий в познаватнльно – речевом развитии», а именно Организация ежедневной работы с детьми по речевому развитию. На примере одного дня я покажу, как это происходит (Приложение №1):
Я взяла Русское народное творчество. Фольклор дает гам возможность поработать над дикцией выразительностью речи, активизировать и обогащать словарь детей, так как он включает: пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, сказки, стихи, потешки и.т.д.
День у нас начинается с приема детей. К восьми часам уже собирается большая часть группы. В своем спортивном зале нас встречает физ инструктор, где мы получаем заряд бодрости на весь день. Для стимулирования познавательно – речевого развития к действиям и движениям дети проговаривают различные речитативы. Например:
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке» или
«В путь пойдем мы с позоранку не забудем про осанку».
Перед завтраком у нас остается время и мы с детьми рассматриваем иллюстрации к сказкам, в которых используются волшебные предметы. (волшебная палочка, шапка невидимка, сапоги скороходы.)
Д\И «Узнай из какой сказки герои?» помогает уточнить в какой сказке встречаются те или иные животные (заяц, лиса, волк, козлята, медведи.)
Пальчиковая гимнастика «Зайчик» развивает мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, развивает мелкую моторику.
Перед завтраком моем руки и опять фольклор:
Ой, лады, лады, лады. Не боимся мы воды.
Чисто умываемся - маме улыбаемся.
Индивидуальную работу с Лизой и Вероникой провожу после завтрака. Закрепление знакомых скороговорок
Роет землю старый крот разоряет огород.
Три вороны на воротах.
Задачи: Умение читать скороговорки в быстром темпе, четко проговаривая слова.
Чтобы настроить детей к образовательной деятельности провожу хороводную игру «По малинку в сад пойдем» дети хорошо знают слова и четко их проговаривают.
Непосредственно Образовательная деятельность проходит у нас в музыкальном зале
Тема: Путешествие в страну Фольклора»
Цель: Создать содержательные и организационные условия для закрепления знаний о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи:
- Закрепить характерные черты русского народного творчества.
- Развивать любознательность, речевые умения.
- Обогащать речь детей прилагательными.
- Активизировать словарь.
- Воспитывать интерес
- Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Конспект НОД. (Приложение №2)
На прогулке с детьми провожу русские народные игры:
«Золотые ворота»
«Гори – гори ясно»
Упражняю детей в проговаривании слов и в сочетании слов с действиями. По ходу рассказываю о народных праздниках на Руси. (Рождество, Крещение, Пасха, Масленица).
Это помогает расширять представление о русских народных праздниках. Объясняю их происхождение и назначение.
После сна: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Задача: Вызвать у детей эмоциональный отклик на выразительное чтение сказки. Создать условия для показа сказки.
Завершается день показом сказки «Заюшкина избушка» используем пальчиковый театр.
Задачи: Развивать мелкую моторику, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, уметь передавать содержание сказки, подражать голосу животных.
Таким образом: организация ежедневной работы с детьми по речевому развитию помогает развивать речевые умения, обогащать речь детей образными выражениями , активизировать словарь.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)
Приложение № 1.
Тема: Русское народное творчество
Цель: Создать содержательные и организационные условия для закрепления знаний о жанрах и видах русского народного творчества.
Итоговое мероприятие: Викторина: « Все, что знаем о фольклоре»
Ответственные: Воспитатель, музыкальный руководитель.
Дата:10 ноября
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Интеграция ОО Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 10 ноября - понедельник Утро Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых используется волшебные предметы: (волшебная палочка, шапка невидимка, сапоги – скороходы). Дид/ Игра «Узнай из какой сказки эти герои» Цель: Уточнить в какой сказке встречаются те или иные животные ( Заяц, лиса, медведи, волк, козлята и т.д.) Пальчиковая гимнастика «Зайчик» С Лизой Г, Вероникой Б. Закрепить знакомые скороговорки «У елки иголки колки» « Роет землю старый крот Разоряет огород» Цель: Умение читать скороговорки в быстром темпе, четко проговаривая слова. Продуктивная деятель- ность Завершение декорации к сказке «Заюшкина избушка» Цель: Вызвать интерес к иллюстрированию сказки. Изображать более крупные предметы на переднем плане, передавать, как смысловые, так и пропорциональные отношения между объектами Развивать композиционные умения. . Речевое развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие. Познавательное развитие Непосредственно образовательная деятельность Речевое общение: Тема: « Путешествие в страну Фольклора» Задачи: Познакомить с характерными чертами русского фольклора. Развивать любознательность , речевые умения. Обогащать речь детей прилагательными. активизировать словарь. Воспитывать интерес к культурному наследию народа. Обыгрывание действий с сундучком. Рассказ воспитателя о русском народном костюме, его элементах. Итог образовательной деятельности. Приложение № 2 Полностью образовательная деятельность « Путешествие в страну Фольклора» Прогулка Наблюдения в природе. Русские народные игры: «Золотые ворота» В золотые ворота Проходите господа. Первый раз прощается, Второй раз запрещается А на третий раз Не пропустим Вас. «Гори, гори ясно» Гори, гори ясно Чтобы не погасло и.т.д. . Упражнять детей в проговаривании слов и сочетание слов с действиями. Со Словой С и Сашей Т закрепить свободный бег, не наталкиваясь на детей. Ситуативный разговор Народные праздники на Руси. ( Масленица, Рождество Пасха, Крещение.) Цель: Расширять представление о русских народных праздниках. Объяснить их происхождение и назначение. Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие 2 половина дня Бодрящая гимнастика Чтение русской народной сказки» Заюшкина избушка» Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на выразительное чтение сказки, Создавать условие для показа сказки. С Машей Л, Димой К. Выучить потешку. Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Цель: Учить передавать шуточное содержание потешки. Показ сказки «Заюшкина избушка», используя пальчиковый театр. Цель: Развивать мелкую моторику. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, уметь передавать содержание сказки, подражать голосу животных. Познавательное развитие Реч5вое развитие Прогулка Наблюдение Русская народная игра. «Ворон» Физическое развитие Ведущий с помощью считалки. «Вокруг ворона хожу , по три зернышка несу. Речевое развитие Кому два, кому одно, а ворону ни одного. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Самостоятельная деятельность: Игры по желанию детей. Настольно – печатные игры ,мозаика, лего, конструктор, кубики, пазлы.
Приложение №2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности (в старшей группе)
Тема: Русское народное творчество
Тема: «Путешествие в страну Фольклора»
Цель: Создать содержательные и организационные условия для закрепления знаний о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи: Познакомить с характерными чертами русского фольклора.
Развивать любознательность, речевые умения.
Обогащать речь детей прилагательными, активизировать словарь.
Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Организация детских видов деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Двигательная
- Музыкальная
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
|
Организация рабочего пространства |
Деятельность воспитателя. |
Деятельность детей. |
Психолого – педагогические условия / Задачи: |
|
Дети входят в зал под музыку, выполняют движения и садятся на стульчики. Раздается стук в дверь. (вносят сундучок)
2. Основная часть.
Выходит внучка «Загадка» Внучка Загадка загадывает загадки. На ковре разбросаны кленовые листочки На стульчике сидят двое детей. Воспитатель обращается к ребенку. В зале стоит дерево, на нем яблоки разного цвета На стульчике лежит лента В конце зала стоит домик. Выходит дедушка Фольклор. Заключительная часть
В домике корзина с угощеньем. |
Воспитатель рассказывает стихотворение Как у нас на Руси уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и никто не скучал, Сам народ для себя песни – шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь еще с колыбели. (удивленно) Дети нам сундучок принесли, Кто мог его принести? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он. (воспитатель открывает сундучок в сундучке ленты платок клубок, письмо ) Письмо от дедушки Фольклора. «Здравствуйте дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. А чтоб вы не сбились с пути, посылаю вам волшебный клубочек. Вас ждут чудеса. Желаю удачи! В добрый час и до встречи! Ваш дедушка Фольклор» Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклора. Что такое» Фольклор»? А кто их сочинил? Молодцы, отправляемся в гости к дедушке Фольклору, а клубочек нам поможет. Клубок показывает, что мы пришли в переулок загадок. Но кто нам их загадает? Здравствуйте мои друзья! Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Для вас я приготовила загадки .Если их вы отгадаете, то можете идти дальше к следующему перекрестку. Желаю удачи. В шкуре желтой, кислый он Называется (лимон) Серый зубастый по полю рыщет телят, ягнят ищет (волк) Голодна – мычит, сыта – жует Малым ребятам молоко дает (корова) И.т.д. Ребята мы все загадки отгадали, Молодцы! Можно идти дальше. Клубок привел нас к перекрестку скороговорок Всех скороговорок не переговоришь, но мы с вами попробуем Дети вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки? Как много красивых осенних листьев нанес нам ветерок! Соберем букет Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны. Я говорю начало, а вы концовку. Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем идти дальше. Воспитатель обращает внимание на одного из них. Ой, кто это? Как тебя зовут? Как еще можно повеселить Петрушку? Ребята мы все веселимся, а этот человечек грустит. Почему? Да он не грустит, он задремал. Да это же Дрема. (обращается к детям) А какой он? Может мы его развеселим? Вставай Дрема в хоровод! Опять задремал! Возьмем с собой Дрему в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовем, ведь он веселый. Клубочек нас привел в «Аллею сказок» Дерево с яблоками! Зима за окном, а мне так хочется яблочка Какие яблоки? . Сорвите пожалуйста! А яблоки непростые! Что же здесь написано? Все понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно. Сказочные загадки.
Вы ребята отлично справились с заданием! Пришло время поиграть . А какие вы знаете народные игры? В какую игру будем играть? Водящего выберем по считалке. Дедушки Фольклора так и не видно! Смотрите дом, может он в нем? Давайте постучимся. Дедушка Фольклор. Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились очень рад нашей встрече .Вы прошли не легкий путь, добираясь до меня. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» Вот и вас приглашаю в хоровод, веселись народ. Кончилось веселье--- Пришло время угощенья! Не, робейте, не стесняйтесь, Сладостями угощайтесь! |
Дети слушают. Дети высказывают свои предложения, и свое мнение . Дети слушают письмо. Потешки, прибаутки, считалки ,заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки. Русский народ. Дети отгадывают загадки и идут к следующему перекрестку. Дети отвечают. Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение. Скороговорки Три вороны на воротах. Землю роет старый крот Разоряет огород. У елки иголки колки. У Егора огород, там есть редька и горох Рядом огород Федоры Там на грядке помидоры. И.т.д. Ребята вместе с воспитателем собирают листочки и обращают внимание на надпись на них. (то и пожнешь) (год кормит) (потехе час) (один отрежь)
Петрушка. Я Петрушка – весельчак Могу делать так и так! Распотешу я вас. Наступил веселый час! Вы, ребята, не скучайте, Мне петрушке помогайте. Выходи честной народ, пляска вас сейчас зовет. (дети танцуют русский народный танец) Рассказать потешку:
- Федул, чего губы надул - Кафтан прожег! - Починить можно? - Да иглы то нет! - А велика ли дыра? - Остались ворот да рукава! Дети рассказывают свои любимые потешки. - Дрема: Невеселый я, ребята. Ох работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу ,дремлю, дремлю, вновь засну. Невеселый, грустный, сонный, хмурый, печальный. Дети водят хоровод «На горе – то калина» Красные, зеленые, желтые, сладкие, кислые Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю. (Маша и медведь) (Лисичка со скалочкой) (Баба Яга) «Ворон», «Золотые ворота», Орешки», « Гори – гори ясно», «Игра с лентой» «Ворон» и.т.д. «Игра с лентой»
Вокруг ворона иду по три зернышка несу. Кому два, кому одно, А ворону ничего! Дети играют в игру «Игра с лентой» Дети подходят к домику, стучат. Дедушка Фольклор вместе с ребятами водит хоровод»Осень золотистая» Дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются. |
Условия для развития навыков взаимодействия. Условия для выражения своих мыслей. Условия для развития речевой активности. Условия для поддержки речевой активности Условия для поддержки речевой активности. Условия для поддержки речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для развития речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для речевой активности. Условия для двигательной активности. Условия для развития познавательной и речевой активности. Условия для выражения своих мыслей. Условия для выражения своих мыслей. Условия для двигательной активности. Условия для игровой мотивации. Условия для двигательной активности. |
