Поиск

  1. Пояснительная записка:

-нормативные документы;

-учебно-методическое обеспечение;

-цели изучения курса;

-компоненты;

   -структура рабочей программы.

2.  Рабочая программа:

     -тема 1 Введение;

     -тема 2 Восточные славяне в древности. Киевская Русь;

     -тема 3 Период раздробленности на Руси;

     -тема 4 Русь под игом;

     -тема 5 Объединение Руси.

3.  Тематический и срезовый контроль к темам:

          (Организация учебной деятельности учащихся.)

     -тема 2 Киевская Русь;

     -тема 3 Период раздробленности;

     -тема 4 Русь под игом;

     -тема 5 Объединение Руси.

4.  Сценарий урока истории России в 6 классе по теме «Русские князья и Золотая Орда».  

Примерная  рабочая  программа  по  истории  России.

6       класс.

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
  3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации/Концепция модернизации образовательной политики Российской Федерации.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарты 2-го поколения,2010г.)
  5. Программы для общеобразовательных школ.  2010-2012г.
  1. Региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории. (История Донского края).

Учебно-методическое обеспечение.

М Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.-.:Просвещение,2012.

Цели изучения  курса.

Общеучебные:          

                                 - компетенции:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
  • определение структуры объекта познания, поиск, выделение значимых функциональных связей.

                                        -умения:

  • различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
  • проводить информационно-смысловой анализ текста;

осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные:       

                                      - компетенции:

  • воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  •  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными  традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

                                              -умения:

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • работать с исторической картой;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России, всеобщей и региональной истории.

                                    Компоненты.

Региональный:

  • умение определять синхронность событий региональной и российской истории;
  • умение соотносить историю своей семьи с региональной историей;
  • умение объяснять уклад жизни своего города, нормы социального поведения;
  • умение участвовать в решении проблем местного сообщества.

Школьный:

  • умение вступать в диалог культур, проявляя толерантность к представителям другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • умение осознанно выбрать модель поведения в конкретной ситуации;
  •         использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми других культур.

Структура рабочей программы.

1.Тема. Содержание исторического материала.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а.      уровень предъявления учебного материала;

б.     понятийный аппарат;

в.      умения и навыки.

3.Формы уроков.

4. Формы контроля.

5. Контроль реализации программы:

     - тематический;

     - срезовый.


Рабочая программа

Тема 1. Введение.

1.Содержание исторического материала.

История России – часть всемирной истории.

Исторические источники.

Вспомогательные исторические дисциплины.

Языковые семьи.

Различия и их причины в заселении территории Евразии.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

Знать пространственно-временное расположение древнейших историко-культурных регионов.

Представлять характер взаимодействия человека с природой в первобытную эпоху.

Знать о влиянии  географических и экологических факторов на развитие человека.                                                                                                                      

б) понятийный аппарат:                      

-история Отечества, сын Отечества;

-исторические источники;

-письменные и материальные исторические источники;

-вспомогательные исторические дисциплины;

-языковые семьи, языковые группы.

в) умения и навыки:

- правильная работа с картой;

- извлекать из карты сведения о процессах истории;

- пользоваться легендой карты.

3. Формы уроков.

-коллективные формы работы;

-практикум: - графическая работа с картой;

                     - составление генеалогического древа семьи;

- беседы: эвристическая, обучающая, развивающая, повторительно-обобщающая и др.;

- комбинированный урок  и др..

4. Формы контроля.

-фронтальный опрос – экспресс-опрос;

-проверка практических заданий;

-работа с картой;

-устные и письменные индивидуальные ответы.

Тема 2. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.

1. Содержание исторического материала:

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII в.в..

Занятия и общественный строй восточных славян. Киевская Русь в Х в..

Отношения Киевской Руси с соседями в Х в..

Принятие христианства на Руси.

Политическая жизнь Киевской Руси в Х-1-й половине Х1 в..

Общественные отношения на Руси в Х-Х11 в.в..

2. Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-характеризовать эволюцию трудовой деятельности человека на последних стадиях эпохи первобытности;

-иметь представления о собирательстве, земледелии, скотоводстве, образе жизни восточно-славянских племен, о расселении восточных славян.

-понимать роль географических и этно-социальных факторов в развитии восточно-славянской цивилизации;

-иметь представления об эволюции трудовой деятельности людей, характере экономических отношений в Киевской Руси;

-понимать характер и особенности социальных движений в древне-русском государстве;

-знать основные факты образования и развития Киевской Руси;

-представлять социальную структуру Киевской Руси;

-знать основные и этапы и особенности формирования древнерусской государственности;

-знать наиболее значительные политические события, выдающихся государственных и политических деятелей Киевской Руси;

-иметь представления о религиозных верованиях восточных славян, определить влияние православия на культурную и духовную жизнь Киевской Руси;

-знать хронологию основных событий истории Древней Руси.

б) понятийный аппарат:

-народность

-раннее государство

-структура общества

-князь, боярство, дружина, община (вервь)

-зависимое население

-язычество (политеизм)

-православное христианство (монотеизм)

-религия

-натуральное хозяйство

-землевладение (общинное, вотчина, удел)

-вече

в) умения и навыки:

-работа с исторической картой – читать, использовать как источник знаний;

-определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой;

-проводить синхронный и диахронный анализ;

-изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

-составлять простой и развернутый план рассказа;

-определять причины и значения исторических событий, процессов;

-давать характеристику исторических личностей.

3. Формы уроков:

-лекция;

-урок-экскурсия;

-исследование;

-практикум;

-проблемные задания;

-комбинированный урок  и др..

4.Формы контроля.

-текущая проверка знаний;

-уплотненный опрос, комбинированный,

вспомогательный, предварительный;

-викторина-тест;

-тематический (рубежный) контроль;

-срезовый контроль (устный, письменный).

Тема 3. Период раздробленности на Руси.

1.Содержание исторического материала.

Княжеские усобицы во 2-ой половине XI-XII в.в..

Переход Руси к политической раздробленности.

Северо-Восточная Русь в XII в..

Юго-Западная Русь в XII-XIII в.в..

Новгородская земля.

Русские земли накануне монгольского вторжения.

Культура Руси в XII-XIII в.в..

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-знать периодизацию и хронологические рамки развития государственности на Руси, хронологию основных событий истории Удельной Руси;

-представлять взаимодействие Руси с другими государствами, взаимоотношения с миром кочевников, знать основные события этих взаимоотношений, оценивать их значение;

- иметь представление об историко-географическом положении Удельной Руси;

- представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в Удельной Руси;

- представлять социальную структуру, ее изменения в Удельной Руси;

- знать наиболее значимые политические события, общественных и государственных деятелей Удельной Руси, наиболее значимые социальные движения, их эволюцию и особенности в разных районах Удельной Руси;

- знать основные достижения культуры Руси, ее крупнейших представителей, оценивать ее место в мировой культуре;

- характеризовать черты духовной жизни и быта, труда различных социальных групп и слоев, динамику их развития в средневековом русском обществе.

б) понятийный аппарат:

-формы правления;

-княжеские усобицы;

-политическая раздробленность;

-международные отношения;

-право;

-обычное право;

-закон, сборник законов;

-очередной порядок наследования престола;

-культура.

в) умения и навыки:

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-анализировать и обобщать исторические явления, определять их сущность и причины, оценивать их значение (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций);

-давать характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей;

-изучать текст, ориентируясь на поставленные вопросы;

-на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, обычаев средневековой Руси.

3.Формы уроков:

-комбинированный урок;

-повторительно-обобщающий урок;

-урок изучения нового материала;

-урок проверки и учета знаний;

-урок-практикум;

-урок-решение проблемного задания;

-урок-игра;

-урок дополнительного знания.

4. Формы контроля:

-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);

-вспомогательный (викторина, тест);

-срезовый (устный, письменный);

-тематический контроль.

Тема 4. Русь под игом.

  1. Содержание исторического материала:

-образование монгольской державы;

-битва на Калке;

-нашествие Батыя;

-отражение удара с Запада;

-Русь под властью монголов.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-проследить эволюцию деятельности человека в скотоводческом и земледельческом обществах, выяснить характерные черты образа жизни, мышления, быта, нравов, социальной психологии различных слоев и групп общества, их изменения;

-иметь представления о характере взаимоотношений разных типов культур, борьбе русского народа за независимость, противостоянии Руси кочевникам, агрессии с Запада, монголо-татарскому нашествию;

-знать хронологию основных событий, выдающихся политических и государственных деятелей Руси и Золотой Орды;

-иметь представление об историко-географическом положении и взаимодействии Руси и Золотой Орды.

б) понятийный аппарат:

-формы государственного устройства;

-завоевания «народа-войска»;

-орда;

-иго;

-хан;

-ярлык, выход (дань), баскаки;

-упадок хозяйства.

в) умения и навыки:

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-составлять развернутые характеристики исторических процессов, исторических деятелей;

-формулировать собственное мнение;

-выявлять причинно-следственные связи в данном историческом процессе, времени;

-сравнивать факты, события;

-анализировать социально-экономические изменения в требуемый исторический период.

3. Формы уроков:

-комбинированный урок;

-урок-исследование;

-урок-решение проблемных заданий;

-игра, викторина;

-коллективные формы работы.

4.Формы контроля:

-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);

-вспомогательный (викторина, тест, игровые формы контроля);

-срезовый (устный, письменный);

-тематический;

-рейтинговая форма контроля.

Тема 5. Объединение Руси.

  1. Содержание исторического материала:

-возвышение Москвы;

-княжение Дмитрия Донского;

-Литва и Русь в конце XIV-XV в.в.;

-феодальная война второй четверти XV в.;

-эпоха Ивана III;

-Русское государство в конце XV-XVI в.в.

-религиозная и общественно-политическая мысль на Руси в XIV-XV в.в.;

-культура Руси XIII-XV в.в..

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-знать периодизацию и хронологические границы истории Руси VIII-XV в.в.;

-иметь представление об историко-географическом положении Московской Руси, о характере взаимодействия человека и природы;

-представлять сущность и своеобразие поземельных отношений Московской Руси, развитие материального производства, его эволюцию, своеобразие социально-экономического развития Руси в эпоху образования централизованного государства;

-уяснить характер этнических процессов, историю становления русской нации;

-знать основные факты становления и развития русского государства, формы политической власти, выдающихся общественных и политических деятелей;

-понимать характер и особенности социальных движений в период становления Московской Руси;

-представлять социальную структуру, ее изменения в период становления Московского государства;

-знать основные достижения культуры, ее основных представителей, оценивать ее место в мировой культуре;

-выявить значение древней и средневековой русской истории для последующего развития русского государства.

б) понятийный аппарат:

-этапы формирования русской государственности;

-централизованное государство;

-формирование института крепостного права;

-многоукладность хозяйства;

-абсолютная власть;

-монархия;

-феодальная война;

-феодальное общество;

-исторические особенности развития культуры;

-сословия;

-поместная система;

-самодержавие;

-местничество;

-дворяне.

в) умения и навыки:

-соотносить однотипные и (или) одновременные процессы отечественной и зарубежной истории;

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-словесно описывать исторические события;

-уметь работать с текстом (учебным, научным, научно-публицистическим);

-устанавливать последовательность исторических событий;

-выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;

-сравнивать факты, события;

-анализировать социально-экономические изменения;

-составлять развернутые исторические характеристики (сравнительные характеристики исторических процессов, деятелей, памятников культуры);

-формулировать собственное мнение.

3.Формы уроков:

-исследование;

-практикум;

-проблемный урок;

-урок опережающего знания;

-семинар;

-игра, путешествие;

-комбинированные уроки.

4.Формы контроля:

-текущий контроль (фронтальный, уплотненный, комбинированный, тестовый, выборочный, разноуровневый);

-вспомогательный (викторина, кроссворд, тест);

-срезовый (устный, письменный, разноуровневый);

-тематический (письменный, разноуровневый);

-рейтинговая форма контроля.

         Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме

                                   “Киевская Русь”.

                           

                              Тематический  контроль.

                                         А – вариант

Какие важнейшие изменения произошли в славянском обществе к X- XI векам по сравнению с VI- VIII веками?

Ответить по таблице:

     Линии сравнения       VI- VIII века         X- XII века

1. Организация общества

2. Религия

3. Землевладение

4.Структура общества

                                        В – вариант.

На какие категории делилось население Киевской Руси в X- XII веках?

Какие формы зависимости населения существовали в это время?

                                        С –  вариант.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

 В чём значение этого события?

                                  Общий вариант.

1.Каковы были важнейшие занятия восточных славян в VI- VIII веках?

Почему именно эти занятия составили основу славянского хозяйства?

2.Соотнесите события и даты:

Принятие Русью христианства                                 945 г.

Образование Древнерусского государства              879 г.

Смерть Рюрика                                                           988 г.

Восстание древлян против князя Игоря                   IX в.

3.Дайте определения терминам:

           государство –

           вотчина –

           религия –

                                                         Срезовый контроль.

Сравните общественный строй восточных славян и Киевской Руси по таблице:

Линии сравнения Восточные славяне                 Киевская Русь

1.организация общества

2. управление
3. структура общества

   

          Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме

                                  «Русь под игом».

                                 

                                 Тематический контроль.  

                                            А - вариант.

1.Какие пути сопротивления избрали русские князья монгольскому нашествию?

В чём преимущества и недостатки этих путей?

2.В чём состояли различия в политике Александра Невского и его брата Андрея по отношению к Орде?

                                            В – вариант.

1.Какие последствия имело монгольское нашествие для политики, хозяйства и культуры Руси?

2.Каково значение Невской битвы и Ледового побоища?

                                            С – вариант.

1.Почему Русь не смогла справиться с монгольским вторжением?

2.Как Орда осуществляла свою власть над Русью?

                                             Общий вариант.

1.Почему Северо-Восточную Русь монголам удалось покорить значительно быстрее, чем Южную и Юго-Западную?

2.Дайте характеристику Александру Невскому.

3.Составьте хронологическую таблицу завоевания Руси монголами:

              Дата                          Событие

                                           Срезовый контроль.

1.Составьте хронологическую таблицу борьбы Руси за независимость (1237-1382 годы)

            Дата                Событие                    Итог

2.Назовите известных вам политических и общественных деятелей Руси и Золотой Орды в период с 1237 по 1382 годы?

3.Когда и при каких обстоятельствах Южная и Юго-Западная Русь освободились от монгольского ига? Каковы последствия этого события?

      

              Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:

                                      “Объединение Руси”.

                                 Тематический контроль.

                                           А - вариант.

Что представляла собой Московская Русь в конце XV века?

Ответить по плану:

1.Историко-географическое положение.

2.Характер великокняжеской власти.

3.Система управления.

4.Положение отдельных групп населения.

5.Особенности хозяйства.

6.Особенности культуры.

                                               В - вариант.

1.В чём состояли причины феодальной войны второй четверти XV века?

Какое влияние оказал её исход на дальнейшее развитие России?

2.Какие изменения произошли в положении Москвы к концу феодальной войны по сравнению с 20- ми годами XVI века?

                                             С - вариант.

В чём заключались причины соперничества Москвы и Литвы?

Почему Великому княжеству Литовскому и Русскому не удалось стать центром объединения русских земель?

                                              Общий вариант.

1.Каковы были причины объединения русских земель в единое государство?

2.Каковы причины и значение победы Руси в Куликовской битве?                                           

3.Составте хронологическую таблицу: “Объединение Руси”.

                  Дата                          Событие

4.Назовите даты правления:

                       Дмитрия Донского;

                       Ивана III;

                       Василия III.

5.Дайте определение терминам:

                      - крепостное право;

                      - сословия;

                      - поместная система;

                      - самодержавие.

                             

                               Срезовый контроль.

Охарактеризовать особенности политического строя Руси при:

                     - Дмитрии Донском;

                     - Василии II Тёмном;

                     - Иване III.

               Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:

                       “Период раздробленности на Руси”.

                                     Тематический контроль.

                                                       А – вариант.

Что представляла собой Русь накануне монгольского нашествия?

                                          План ответа:

1.Историко-географическое положение.

2.Характер княжеской власти.

3.Политическое положение Руси, взаимоотношения с другими государствами.

4.Положение отдельных групп населения.

5.Особенности хозяйства.

6.Особенности культуры.

                                                       В – вариант.

Назвать отличия Новгородского политического строя от политического строя Владимиро-Суздальского княжества.

                                                      С – вариант.

Назвать причины перехода Руси к политической раздробленности. Как политическая раздробленность сказалась на внутреннем и внешнем положении Руси?

                                                    Общий вариант.

1.Как изменилась на протяжении XI- XII веков роль Киева?                                 

2.Какие события произошли в: - 1054 г;

                                                       -1097 г;

                                                      -1212 г.?

3.Назвать даты правления:  - Андрея Боголюбского;

                                               - Ярослава Мудрого.

 4.Как вы понимаете следующие термины: - вотчина;

                                                                          - культура;

                                                                      - политическая раздробленность;

                                                                      - вервь.

                                              Срезовый контроль.

1.Назовите особенности хозяйства:

                  - Новгородской земли;

                  - Северо–Восточной Руси;

                  - Южной и Юго-Западной Руси.

2.Назовите особенности политического строя:

                 - Новгородской земли;

                 - Северо-Восточной Руси;

                 - Южной и Юго-Западной Руси.

Сценарий  урока.

Урок истории России в 6 классе.

         

Тема урока: Русские князья и Золотая Орда.

Учебно-методическое обеспечение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.- :Просвещение, 2012.

Цели урока:  1. Обучающая:

                        Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и  ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.

                       2.Развивающая (предметно-практическая):

                       Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы

с помощью специфического отбора материала.

                       3.Воспитательная:

                       Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.

Понятийный аппарат урока: 

-хан;

-Золотая Орда;

-иго;

-упадок хозяйства и культуры;

-зависимость;

-военный союз;

-ярлык, ордынский выход.

Техническое и методическое обеспечение:

-интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);

-карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;

- сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

Форма урока:         проблемный урок.

Формы контроля на уроке:

-вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная;  ответы: устные, письменные) контроль;

-индивидуальный (устный, письменный) контроль;

-обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.

Формы работы на уроке:

-проблемное изложение материала;

-эвристическая беседа;

-постановка и решение проблемы;

-формирование понятий;

-работа у карты и с картографической информацией;

-обобщение материала.

                       Структура урока:

I. Проверка домашнего задания.

    1.Подготовительная вводная беседа.

    2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый).

    3.Индивидуальный ответ у интерактивной доски:

        -письменный;

        -работа с картой.

    4.Проверка знания понятийного аппарата.

    5. Работа с картой.

    6.Обобщающий вопрос – подготовка к изучению нового материала.

    7. Вывод.

II. Изучение и закрепление  нового материала.

    1.Информативный блок (постановка проблемы).

    2.Практический блок (решение проблемы).

    3.Обобщающий блок (вывод).

III. Оценки за урок.

     Домашнее задание.

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания.

1.Подготовительная вводная беседа.

2.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска)

   - выделить из представленного на доске последствия монгольского   нашествия;

   -выделить культурные, социальные, политические последствия.

3.Экспресс-опрос:

  -когда Русь была завоевана монголами (назвать дату);

  -почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?

4. Работа над понятийным аппаратом:

    -что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»;

    -что они называли Золотой Ордой?

    -назовите столицу Золотой Орды;

  -кто такой хан?

5.Работа с картой: (интерактивная доска)

   Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?

6. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) -

индивидуальный устный ответ на вопросы:

         В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после             

          монгольского нашествия?

          Выделить из написанных на доске последствий монгольского                   завоевания те, что касаются положения русских князей.

  1. Вывод:

Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.

II. Изучение нового материала. 

    Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.

  1. Информативный блок. Постановка проблемы:

 Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

  • Основные даты темы:

1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение.

1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.

  • Персоналии темы:

- Александр Ярославич Невский

- Ярослав Всеволодович

- Михаил Черниговский

- Батый-хан

  • Основные понятия темы:

- численники;

- баскаки;

- «выход»

- ярлык.

  • Рассказ учителя. (показ репродукций)

План:

- получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.;

- гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.;

- гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г.

( зачитывание отрывка из «Сказания»);

- использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах;

- сбор дани русскими князьями;

- проведение переписи Александром Ярославичем Невским.

  • Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.

Завершающий вопрос по рассказу учителя:

-   Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды.  В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая  и  военная  поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для  упорядочения сбора дани.)

- Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?

( Ответ:  Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды;  второй - военно-союзнические отношения.)

3.  Вывод.

Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.

 О чем говорят нам  полученные сегодня знания?

( Ответ:  Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.)

  1. Задание на дом.
  2.  Оценки за урок.

                                     

Урок   окончен.