- Пояснительная записка:
-нормативные документы;
-учебно-методическое обеспечение;
-цели изучения курса;
-компоненты;
-структура рабочей программы.
2. Рабочая программа:
-тема 1 Введение;
-тема 2 Восточные славяне в древности. Киевская Русь;
-тема 3 Период раздробленности на Руси;
-тема 4 Русь под игом;
-тема 5 Объединение Руси.
3. Тематический и срезовый контроль к темам:
(Организация учебной деятельности учащихся.)
-тема 2 Киевская Русь;
-тема 3 Период раздробленности;
-тема 4 Русь под игом;
-тема 5 Объединение Руси.
4. Сценарий урока истории России в 6 классе по теме «Русские князья и Золотая Орда».
Примерная рабочая программа по истории России.
6 класс.
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Закон РФ «Об образовании».
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
- О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации/Концепция модернизации образовательной политики Российской Федерации.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарты 2-го поколения,2010г.)
- Программы для общеобразовательных школ. 2010-2012г.
- Региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории. (История Донского края).
Учебно-методическое обеспечение.
М Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.-.:Просвещение,2012.
Цели изучения курса.
Общеучебные:
- компетенции:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- определение структуры объекта познания, поиск, выделение значимых функциональных связей.
-умения:
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- проводить информационно-смысловой анализ текста;
осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.
Предметно-ориентированные:
- компетенции:
- воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
-умения:
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- работать с исторической картой;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России, всеобщей и региональной истории.
Компоненты.
Региональный:
- умение определять синхронность событий региональной и российской истории;
- умение соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- умение объяснять уклад жизни своего города, нормы социального поведения;
- умение участвовать в решении проблем местного сообщества.
Школьный:
- умение вступать в диалог культур, проявляя толерантность к представителям другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умение осознанно выбрать модель поведения в конкретной ситуации;
- использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми других культур.
Структура рабочей программы.
1.Тема. Содержание исторического материала.
2.Уровень обязательной подготовки учащихся:
а. уровень предъявления учебного материала;
б. понятийный аппарат;
в. умения и навыки.
3.Формы уроков.
4. Формы контроля.
5. Контроль реализации программы:
- тематический;
- срезовый.
Рабочая программа
Тема 1. Введение.
1.Содержание исторического материала.
История России – часть всемирной истории.
Исторические источники.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Языковые семьи.
Различия и их причины в заселении территории Евразии.
2.Уровень обязательной подготовки учащихся:
а) уровень предъявления учебного материала:
Знать пространственно-временное расположение древнейших историко-культурных регионов.
Представлять характер взаимодействия человека с природой в первобытную эпоху.
Знать о влиянии географических и экологических факторов на развитие человека.
б) понятийный аппарат:
-история Отечества, сын Отечества;
-исторические источники;
-письменные и материальные исторические источники;
-вспомогательные исторические дисциплины;
-языковые семьи, языковые группы.
в) умения и навыки:
- правильная работа с картой;
- извлекать из карты сведения о процессах истории;
- пользоваться легендой карты.
3. Формы уроков.
-коллективные формы работы;
-практикум: - графическая работа с картой;
- составление генеалогического древа семьи;
- беседы: эвристическая, обучающая, развивающая, повторительно-обобщающая и др.;
- комбинированный урок и др..
4. Формы контроля.
-фронтальный опрос – экспресс-опрос;
-проверка практических заданий;
-работа с картой;
-устные и письменные индивидуальные ответы.
Тема 2. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.
1. Содержание исторического материала:
Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII в.в..
Занятия и общественный строй восточных славян. Киевская Русь в Х в..
Отношения Киевской Руси с соседями в Х в..
Принятие христианства на Руси.
Политическая жизнь Киевской Руси в Х-1-й половине Х1 в..
Общественные отношения на Руси в Х-Х11 в.в..
2. Уровень обязательной подготовки учащихся:
а) уровень предъявления учебного материала:
-характеризовать эволюцию трудовой деятельности человека на последних стадиях эпохи первобытности;
-иметь представления о собирательстве, земледелии, скотоводстве, образе жизни восточно-славянских племен, о расселении восточных славян.
-понимать роль географических и этно-социальных факторов в развитии восточно-славянской цивилизации;
-иметь представления об эволюции трудовой деятельности людей, характере экономических отношений в Киевской Руси;
-понимать характер и особенности социальных движений в древне-русском государстве;
-знать основные факты образования и развития Киевской Руси;
-представлять социальную структуру Киевской Руси;
-знать основные и этапы и особенности формирования древнерусской государственности;
-знать наиболее значительные политические события, выдающихся государственных и политических деятелей Киевской Руси;
-иметь представления о религиозных верованиях восточных славян, определить влияние православия на культурную и духовную жизнь Киевской Руси;
-знать хронологию основных событий истории Древней Руси.
б) понятийный аппарат:
-народность
-раннее государство
-структура общества
-князь, боярство, дружина, община (вервь)
-зависимое население
-язычество (политеизм)
-православное христианство (монотеизм)
-религия
-натуральное хозяйство
-землевладение (общинное, вотчина, удел)
-вече
в) умения и навыки:
-работа с исторической картой – читать, использовать как источник знаний;
-определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой;
-проводить синхронный и диахронный анализ;
-изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
-составлять простой и развернутый план рассказа;
-определять причины и значения исторических событий, процессов;
-давать характеристику исторических личностей.
3. Формы уроков:
-лекция;
-урок-экскурсия;
-исследование;
-практикум;
-проблемные задания;
-комбинированный урок и др..
4.Формы контроля.
-текущая проверка знаний;
-уплотненный опрос, комбинированный,
вспомогательный, предварительный;
-викторина-тест;
-тематический (рубежный) контроль;
-срезовый контроль (устный, письменный).
Тема 3. Период раздробленности на Руси.
1.Содержание исторического материала.
Княжеские усобицы во 2-ой половине XI-XII в.в..
Переход Руси к политической раздробленности.
Северо-Восточная Русь в XII в..
Юго-Западная Русь в XII-XIII в.в..
Новгородская земля.
Русские земли накануне монгольского вторжения.
Культура Руси в XII-XIII в.в..
2.Уровень обязательной подготовки учащихся:
а) уровень предъявления учебного материала:
-знать периодизацию и хронологические рамки развития государственности на Руси, хронологию основных событий истории Удельной Руси;
-представлять взаимодействие Руси с другими государствами, взаимоотношения с миром кочевников, знать основные события этих взаимоотношений, оценивать их значение;
- иметь представление об историко-географическом положении Удельной Руси;
- представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в Удельной Руси;
- представлять социальную структуру, ее изменения в Удельной Руси;
- знать наиболее значимые политические события, общественных и государственных деятелей Удельной Руси, наиболее значимые социальные движения, их эволюцию и особенности в разных районах Удельной Руси;
- знать основные достижения культуры Руси, ее крупнейших представителей, оценивать ее место в мировой культуре;
- характеризовать черты духовной жизни и быта, труда различных социальных групп и слоев, динамику их развития в средневековом русском обществе.
б) понятийный аппарат:
-формы правления;
-княжеские усобицы;
-политическая раздробленность;
-международные отношения;
-право;
-обычное право;
-закон, сборник законов;
-очередной порядок наследования престола;
-культура.
в) умения и навыки:
-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;
-анализировать и обобщать исторические явления, определять их сущность и причины, оценивать их значение (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций);
-давать характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей;
-изучать текст, ориентируясь на поставленные вопросы;
-на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, обычаев средневековой Руси.
3.Формы уроков:
-комбинированный урок;
-повторительно-обобщающий урок;
-урок изучения нового материала;
-урок проверки и учета знаний;
-урок-практикум;
-урок-решение проблемного задания;
-урок-игра;
-урок дополнительного знания.
4. Формы контроля:
-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);
-вспомогательный (викторина, тест);
-срезовый (устный, письменный);
-тематический контроль.
Тема 4. Русь под игом.
- Содержание исторического материала:
-образование монгольской державы;
-битва на Калке;
-нашествие Батыя;
-отражение удара с Запада;
-Русь под властью монголов.
2.Уровень обязательной подготовки учащихся:
а) уровень предъявления учебного материала:
-проследить эволюцию деятельности человека в скотоводческом и земледельческом обществах, выяснить характерные черты образа жизни, мышления, быта, нравов, социальной психологии различных слоев и групп общества, их изменения;
-иметь представления о характере взаимоотношений разных типов культур, борьбе русского народа за независимость, противостоянии Руси кочевникам, агрессии с Запада, монголо-татарскому нашествию;
-знать хронологию основных событий, выдающихся политических и государственных деятелей Руси и Золотой Орды;
-иметь представление об историко-географическом положении и взаимодействии Руси и Золотой Орды.
б) понятийный аппарат:
-формы государственного устройства;
-завоевания «народа-войска»;
-орда;
-иго;
-хан;
-ярлык, выход (дань), баскаки;
-упадок хозяйства.
в) умения и навыки:
-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;
-составлять развернутые характеристики исторических процессов, исторических деятелей;
-формулировать собственное мнение;
-выявлять причинно-следственные связи в данном историческом процессе, времени;
-сравнивать факты, события;
-анализировать социально-экономические изменения в требуемый исторический период.
3. Формы уроков:
-комбинированный урок;
-урок-исследование;
-урок-решение проблемных заданий;
-игра, викторина;
-коллективные формы работы.
4.Формы контроля:
-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);
-вспомогательный (викторина, тест, игровые формы контроля);
-срезовый (устный, письменный);
-тематический;
-рейтинговая форма контроля.
Тема 5. Объединение Руси.
- Содержание исторического материала:
-возвышение Москвы;
-княжение Дмитрия Донского;
-Литва и Русь в конце XIV-XV в.в.;
-феодальная война второй четверти XV в.;
-эпоха Ивана III;
-Русское государство в конце XV-XVI в.в.
-религиозная и общественно-политическая мысль на Руси в XIV-XV в.в.;
-культура Руси XIII-XV в.в..
2.Уровень обязательной подготовки учащихся:
а) уровень предъявления учебного материала:
-знать периодизацию и хронологические границы истории Руси VIII-XV в.в.;
-иметь представление об историко-географическом положении Московской Руси, о характере взаимодействия человека и природы;
-представлять сущность и своеобразие поземельных отношений Московской Руси, развитие материального производства, его эволюцию, своеобразие социально-экономического развития Руси в эпоху образования централизованного государства;
-уяснить характер этнических процессов, историю становления русской нации;
-знать основные факты становления и развития русского государства, формы политической власти, выдающихся общественных и политических деятелей;
-понимать характер и особенности социальных движений в период становления Московской Руси;
-представлять социальную структуру, ее изменения в период становления Московского государства;
-знать основные достижения культуры, ее основных представителей, оценивать ее место в мировой культуре;
-выявить значение древней и средневековой русской истории для последующего развития русского государства.
б) понятийный аппарат:
-этапы формирования русской государственности;
-централизованное государство;
-формирование института крепостного права;
-многоукладность хозяйства;
-абсолютная власть;
-монархия;
-феодальная война;
-феодальное общество;
-исторические особенности развития культуры;
-сословия;
-поместная система;
-самодержавие;
-местничество;
-дворяне.
в) умения и навыки:
-соотносить однотипные и (или) одновременные процессы отечественной и зарубежной истории;
-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;
-словесно описывать исторические события;
-уметь работать с текстом (учебным, научным, научно-публицистическим);
-устанавливать последовательность исторических событий;
-выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;
-сравнивать факты, события;
-анализировать социально-экономические изменения;
-составлять развернутые исторические характеристики (сравнительные характеристики исторических процессов, деятелей, памятников культуры);
-формулировать собственное мнение.
3.Формы уроков:
-исследование;
-практикум;
-проблемный урок;
-урок опережающего знания;
-семинар;
-игра, путешествие;
-комбинированные уроки.
4.Формы контроля:
-текущий контроль (фронтальный, уплотненный, комбинированный, тестовый, выборочный, разноуровневый);
-вспомогательный (викторина, кроссворд, тест);
-срезовый (устный, письменный, разноуровневый);
-тематический (письменный, разноуровневый);
-рейтинговая форма контроля.
Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме
“Киевская Русь”.
Тематический контроль.
А – вариант
Какие важнейшие изменения произошли в славянском обществе к X- XI векам по сравнению с VI- VIII веками?
Ответить по таблице:
| Линии сравнения | VI- VIII века | X- XII века |
|
1. Организация общества 2. Религия 3. Землевладение 4.Структура общества |
В – вариант.
На какие категории делилось население Киевской Руси в X- XII веках?
Какие формы зависимости населения существовали в это время?
С – вариант.
Каковы были причины принятия Русью христианства?
В чём значение этого события?
Общий вариант.
1.Каковы были важнейшие занятия восточных славян в VI- VIII веках?
Почему именно эти занятия составили основу славянского хозяйства?
2.Соотнесите события и даты:
Принятие Русью христианства
Образование Древнерусского государства
Смерть Рюрика
Восстание древлян против князя Игоря IX в.
3.Дайте определения терминам:
государство –
вотчина –
религия –
Срезовый контроль.
Сравните общественный строй восточных славян и Киевской Руси по таблице:
| Линии сравнения | Восточные славяне | Киевская Русь |
|
1.организация общества
|
||
| 2. управление | ||
| 3. структура общества |
Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме
«Русь под игом».
Тематический контроль.
А - вариант.
1.Какие пути сопротивления избрали русские князья монгольскому нашествию?
В чём преимущества и недостатки этих путей?
2.В чём состояли различия в политике Александра Невского и его брата Андрея по отношению к Орде?
В – вариант.
1.Какие последствия имело монгольское нашествие для политики, хозяйства и культуры Руси?
2.Каково значение Невской битвы и Ледового побоища?
С – вариант.
1.Почему Русь не смогла справиться с монгольским вторжением?
2.Как Орда осуществляла свою власть над Русью?
Общий вариант.
1.Почему Северо-Восточную Русь монголам удалось покорить значительно быстрее, чем Южную и Юго-Западную?
2.Дайте характеристику Александру Невскому.
3.Составьте хронологическую таблицу завоевания Руси монголами:
| Дата | Событие |
Срезовый контроль.
1.Составьте хронологическую таблицу борьбы Руси за независимость (1237-1382 годы)
| Дата | Событие | Итог |
2.Назовите известных вам политических и общественных деятелей Руси и Золотой Орды в период с 1237 по 1382 годы?
3.Когда и при каких обстоятельствах Южная и Юго-Западная Русь освободились от монгольского ига? Каковы последствия этого события?
Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:
“Объединение Руси”.
Тематический контроль.
А - вариант.
Что представляла собой Московская Русь в конце XV века?
Ответить по плану:
1.Историко-географическое положение.
2.Характер великокняжеской власти.
3.Система управления.
4.Положение отдельных групп населения.
5.Особенности хозяйства.
6.Особенности культуры.
В - вариант.
1.В чём состояли причины феодальной войны второй четверти XV века?
Какое влияние оказал её исход на дальнейшее развитие России?
2.Какие изменения произошли в положении Москвы к концу феодальной войны по сравнению с 20- ми годами XVI века?
С - вариант.
В чём заключались причины соперничества Москвы и Литвы?
Почему Великому княжеству Литовскому и Русскому не удалось стать центром объединения русских земель?
Общий вариант.
1.Каковы были причины объединения русских земель в единое государство?
2.Каковы причины и значение победы Руси в Куликовской битве?
3.Составте хронологическую таблицу: “Объединение Руси”.
| Дата | Событие |
4.Назовите даты правления:
Дмитрия Донского;
Ивана III;
Василия III.
5.Дайте определение терминам:
- крепостное право;
- сословия;
- поместная система;
- самодержавие.
Срезовый контроль.
Охарактеризовать особенности политического строя Руси при:
- Дмитрии Донском;
- Василии II Тёмном;
- Иване III.
Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:
“Период раздробленности на Руси”.
Тематический контроль.
А – вариант.
Что представляла собой Русь накануне монгольского нашествия?
План ответа:
1.Историко-географическое положение.
2.Характер княжеской власти.
3.Политическое положение Руси, взаимоотношения с другими государствами.
4.Положение отдельных групп населения.
5.Особенности хозяйства.
6.Особенности культуры.
В – вариант.
Назвать отличия Новгородского политического строя от политического строя Владимиро-Суздальского княжества.
С – вариант.
Назвать причины перехода Руси к политической раздробленности. Как политическая раздробленность сказалась на внутреннем и внешнем положении Руси?
Общий вариант.
1.Как изменилась на протяжении XI- XII веков роль Киева?
2.Какие события произошли в: -
3.Назвать даты правления: - Андрея Боголюбского;
- Ярослава Мудрого.
4.Как вы понимаете следующие термины: - вотчина;
- культура;
- политическая раздробленность;
- вервь.
Срезовый контроль.
1.Назовите особенности хозяйства:
- Новгородской земли;
- Северо–Восточной Руси;
- Южной и Юго-Западной Руси.
2.Назовите особенности политического строя:
- Новгородской земли;
- Северо-Восточной Руси;
- Южной и Юго-Западной Руси.
Сценарий урока.
Урок истории России в 6 классе.
Тема урока: Русские князья и Золотая Орда.
Учебно-методическое обеспечение.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.- :Просвещение, 2012.
Цели урока: 1. Обучающая:
Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.
2.Развивающая (предметно-практическая):
Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы
с помощью специфического отбора материала.
3.Воспитательная:
Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.
Понятийный аппарат урока:
-хан;
-Золотая Орда;
-иго;
-упадок хозяйства и культуры;
-зависимость;
-военный союз;
-ярлык, ордынский выход.
Техническое и методическое обеспечение:
-интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);
-карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;
- сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».
Форма урока: проблемный урок.
Формы контроля на уроке:
-вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная; ответы: устные, письменные) контроль;
-индивидуальный (устный, письменный) контроль;
-обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.
Формы работы на уроке:
-проблемное изложение материала;
-эвристическая беседа;
-постановка и решение проблемы;
-формирование понятий;
-работа у карты и с картографической информацией;
-обобщение материала.
Структура урока:
1.Подготовительная вводная беседа.
2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый).
3.Индивидуальный ответ у интерактивной доски:
-письменный;
-работа с картой.
4.Проверка знания понятийного аппарата.
5. Работа с картой.
6.Обобщающий вопрос – подготовка к изучению нового материала.
7. Вывод.
II. Изучение и закрепление нового материала.
1.Информативный блок (постановка проблемы).
2.Практический блок (решение проблемы).
3.Обобщающий блок (вывод).
III. Оценки за урок.
Домашнее задание.
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
1.Подготовительная вводная беседа.
2.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска)
- выделить из представленного на доске последствия монгольского нашествия;
-выделить культурные, социальные, политические последствия.
3.Экспресс-опрос:
-когда Русь была завоевана монголами (назвать дату);
-почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?
4. Работа над понятийным аппаратом:
-что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»;
-что они называли Золотой Ордой?
-назовите столицу Золотой Орды;
-кто такой хан?
5.Работа с картой: (интерактивная доска)
Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?
6. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) -
индивидуальный устный ответ на вопросы:
В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после
монгольского нашествия?
Выделить из написанных на доске последствий монгольского завоевания те, что касаются положения русских князей.
- Вывод:
Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.
II. Изучение нового материала.
Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.
- Информативный блок. Постановка проблемы:
Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
- Основные даты темы:
1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение.
1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.
- Персоналии темы:
- Александр Ярославич Невский
- Ярослав Всеволодович
- Михаил Черниговский
- Батый-хан
- Основные понятия темы:
- численники;
- баскаки;
- «выход»
- ярлык.
- Рассказ учителя. (показ репродукций)
План:
- получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в
- гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в
- гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в
( зачитывание отрывка из «Сказания»);
- использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах;
- сбор дани русскими князьями;
- проведение переписи Александром Ярославичем Невским.
- Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.
Завершающий вопрос по рассказу учителя:
- Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды. В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая и военная поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для упорядочения сбора дани.)
- Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?
( Ответ: Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды; второй - военно-союзнические отношения.)
3. Вывод.
Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.
О чем говорят нам полученные сегодня знания?
( Ответ: Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.)
- Задание на дом.
- Оценки за урок.
Урок окончен.