Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
-знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
-определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;
- анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование:интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия.
- Вступительное слово:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей с вами встречи
«Проблема эмоционального выгорания педагогов».
- Скажите, пожалуйста, что вам известно об эмоциональном выгорании? (ответы коллег).
Эмоциональное выгорание – это синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Выделяют три стадии эмоционального выгорания педагогов:
- 1-я стадия "Напряжение"
Симптомы: неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку",
переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия.
- 2-я стадия "Резистенция"
Симптомы: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
- 3-я стадия "Истощение"
Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
II. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1.Экспресс-диагностика «выгорания».
Уважаемые коллеги, сейчас мы вам предлагаем экспресс-диагностику «выгорания».
Сейчас каждый из вас получит бланк с вопросами, ответив на которые вы поймете есть у вас синдром эмоционального выгорания.
Участникам раздаются бланки (приложение 1). Ответив на вопросы участники, оценивают свои результаты. Обсуждение результатов.
В результате диагностики получились разные результаты. Уважаемые коллеги, как вы думаете, что способствует синдрому эмоционального выгорания?
Обсуждение причин.
2.Упражнение “Карусель общения”.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Материалы: мягкая игрушка.
Время: 10 -12 минут.
Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…
3. Упражнение «Дерево моего «Я»
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
Время: 10 минут.
Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек – «качества, которые мешают», другая – «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся ».
После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.
4. Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Время: 5-7 минут.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
5. Упражнение «Лестница».
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день.
Материалы: листочки с изображением лестницы (приложение 2).
Время: 5 минут.
По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает Вам находиться наверху?
- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
6. Техника «Ластик»
Цель: Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств
Материалы: музыка для релаксации.
Время: 10 минут.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
7. Упражнение «Порой я балую себя»
Цель:Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание:перед началом ведущий предупреждает участников, что сейчас каждому понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция:вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
III. Рефлексия.
Участникам тренинга заполняют бланки обратной связи.
Приложение 1
Ф.И.О.__________________________________________________________
Экспресс-оценка «выгорания»
|
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте |
|||
|
1 |
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен |
да |
нет |
|
2 |
Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления |
да |
нет |
|
3 |
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры |
да |
нет |
|
4 |
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) |
да |
нет |
|
5 |
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. |
да |
нет |
|
6 |
Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно |
да |
нет |
|
7 |
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной |
да |
нет |
|
8 |
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое |
да |
нет |
|
9 |
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям |
да |
нет |
|
10 |
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое |
да |
нет |
Оценка результатов
0-1 балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Приложение 2
