В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей. Сегодня все признают важность и необходимость взаимодействия педагогов с родителями. Однако препятствовать гармоничному развитию этих взаимоотношений могут различные факторы как личностного, так и профессионального характера.
Оптимизировать процесс взаимодействия педагогов с родителями, наладить сотрудничество и взаимопонимание поможет данное тренинговое занятие.
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2.Содействовать повышению уверенности в себе;
3.Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Продолжительность занятия: 1 час.
Материалы и оборудование: памятки "Правила построения эффективного общения", карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.
План проведения:
I. Вступление.
Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы: право сказать «нет», не выносить информацию за пределы, общение
«на ты».
II. Практическая часть:
1. Игра-разминка «Чёрные шнурки».
Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу на стульях).
Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий предлагает выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, у кого, например, черные шнурки (родился зимой, любит детей, любит вкусно покушать, родился летом, умеет плавать, любит бумажную работу).
2. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель". (10 мин)
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается каждому создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства (перечислить качества).
Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
3. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (5 мин)
Работа по памяткам (Приложение №1), обсуждение.
4. Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (10 мин) (Участники остаются в том же кругу).
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, сидящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Анализ игры
По окончании игры - обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. следует хвалить «родителю» ребенка.
5. Игра «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (15 мин)
Произнести фразы:
- Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
- Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.
- Улыбка
- Имя собеседника
- Комплимент
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. Интонации обозначены на карточках (Приложение №2). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
6. Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)
Игра проводится под релаксационную музыку.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости.
Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.
Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
8. Рефлексия «Мне сегодня...» (5 мин)
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», ответить на вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания?»
Подведение итогов занятия.
(Приложение №1)
ПАМЯТКА
"Правила построения эффективного общения"
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Если вы хотите расположить к себе собеседника, необходимо применить "Правило трех плюсов" - это:
1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих правил существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Приложение № 2
КАРТОЧКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ
|
Произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (с иронией) |
Произнести фразу: Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (с иронией) |
|
Произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (с упреком) |
Произнести фразу: Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (доброжелательно) |
|
Произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (с безразличием) |
Произнести фразу: Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (с упреком) |
|
Произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (требовательно) |
Произнести фразу: Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (с безразличием) |
|
Произнести фразу: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (доброжелательно) |
Произнести фразу: Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (требовательно) |
