Цели игры: способствовать активизации профессионального роста воспитателей, повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, оценивать знания содержания ФГОС ДО.
Рекомендации по проведению: игра проводится в форме соревнования между 2 командами (число воспитателей должно быть одинаковым). Старший воспитатель оценивает ответы команд и вручает за каждый правильный ответ, выполненное задание фишку. В конце игры подводится итог, определяется команда – победитель.
Структура проведения: актуализация, практикум, обмен мнениями, рефлексия участников.
Ход игры:
Старший воспитатель: Реформирование системы образования, развитие современного общества требуют нового подхода к организации образовательного процесса в ДОУ. Выбор программ, организация образовательной работы, результативность деятельности, подбор и обучение педагогических кадров так же терпят изменения. Введение ФГОС ДО направлено на формирование нового взгляда, на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Необходимо больше уделять внимание развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию общей культуры, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков. Наша деловая игра покажет Ваши знания содержания ФГОС ДО.
Задание 1.
Перечислить требования к психолого-педагогическому обеспечению в свете ФГОС ДО (побеждает та команда, которая назовет больше требований).
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
● защита детей от всех форм физического и психического насилия5; Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9.
● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Задание 2.
Виды деятельности.
Перед командами наборы фотографий из жизни детского сада. Нужно классифицировать и назвать виды деятельности с воспитанниками в соответствии с ФГОС ДО.
Виды деятельности:
|
Образовательная область |
Цель |
Задачи |
|
Физическое развитие |
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие Охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья. |
Развитие физических качеств. Накопление и обогащение двигательного опыта. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Формирование положительного отношения к труду. |
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Развитие игровой деятельности. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным). Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие трудовой деятельности. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и его результатам. |
|
Познавательное развитие |
Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. |
Сенсорное развитие. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. ФЭМП. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
|
Речевое развитие |
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Практическое освоение норм речи. Формирование целостной картины мира, в т.ч. первичных ценностных представлений, развитие литературной речи. Приобщение к словестному искусству. |
|
Художествен-но – эстетическое развитие |
Формирование эстетического восприятия окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. |
Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству. Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Приобщение к музыкальному искусству. |
-Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная).
-Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Взаимодействие с семьями.
Задание 3.
Цели и задачи образовательных областей.
Командам предлагается вытянуть по 2 листочка с названиями образовательных областей. Каждой образовательной области определить цели и задачи. Выигрывает та команда, которая дает наиболее полные, правильные ответы.
Цели и задачи образовательных областей программы
Задание 4.
Из предложенного списка нужно определить ориентиры системы дошкольного образования, которые задают ФГОС ДО и объяснить как понимают эти требования (курсивом выделены правильные ответы):
-принцип развивающего образования;
-принцип взаимозаменяемости образовательных областей;
-сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
-принцип взаимосвязи взрослого и ребенка;
-организация учебной деятельности;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
-организация регламентированной работы с детьми;
-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-игра;
-сочетание принципов разумного объяснения и разумных требований с ребенка;
-соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
-принцип выборочного развития образования;
-обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Разминка. «Учимся, играя»
Командам предлагается взять любые два предмета из окружения, и через 2-3 минуты придумать, как с их помощью в игровой форме можно сообщить детям какой-то интересный факт или полезную информацию. Варианты игр на усмотрение участников.
Задание 5.
Интеграция образовательных областей.
Командам предлагается заполнить таблицу «Интеграция образовательных областей» на примере конкретной образовательной области:
Команда № 1 – «Речевое развитие»
Команда № 2 – «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации образовательного процесса |
Задание 6.
Педагогам предлагается составить модель организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Модель организации образовательной деятельности
|
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
|
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (НОД, отличается наличием равноправной позиции взрослого и партнерской формой организации, свободное размещение, перемещение детей). |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, где каждый ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. |
Побеждает та команда, модель которой более близка к правильному ответу.
Задание № 7.
Командам предлагается привести примеры различных форм работы с воспитанниками, заполнить таблицу «Формы работы с детьми».
|
Образовательные области |
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Физическое развитие |
|
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
|
Познавательное развитие |
|
|
|
Речевое развитие |
|
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Рефлексия.
Педагогам предлагается ответить на вопросы:
-Данная игра способствовала повышению уровня ваших знаний и умений?
-Способствовала ли она закреплению и систематизации знаний?
-Какие вопросы возникают при внедрении ФГОС ДО на практике? Если да, то какие?
