Конспект НОД
для детей подготовительной группы
Цель: познакомить детей с процессом создания балета
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с музыкальными профессиями, закреплять знания детей о симфоническом оркестре.
Развивающие: развивать навыки свободной импровизации в танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах; развивать кругозор, словарный запас, музыкальную память.
Воспитательные: воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к классической музыке, эстетический вкус
В ходе занятия прослеживается интеграция с другими образовательными областями
Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» позволяет расширять словарный запас детей балетными терминами
Интеграция с «Физической культурой» обогащает двигательный опыт.
Интеграция с «Познанием» расширяет кругозор в части музыкального искусства, развивает умение делать выводы, обобщать, анализировать
Интеграция с «Социализацией» воспитывает культуру общения, чувство сопереживания и умение помочь друг другу
Интеграция с образовательными областями «Художественное творчество» и «Труд» позволяет развивать цветовосприятие, мелкую моторику.
Интеграция с образовательной областью «Безопасность» и «Здоровье» позволяет формировать правильную осанку, а так же дает представления об охране детского голоса и правильном, безопасном выполнении движений.
Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы» происходит в предварительной работе, когда дети знакомятся со сказками, по мотивам которых написаны балеты.
Предварительная работа: дети в течении полугода изучали три балета П.И. Чайковского («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»). Дети знакомы с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома», а так же с названием и звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Материалы и оборудование: игрушка Щелкунчик, баночка с блестками, мультимедийный проектор, билеты в театр с изображением героев балета на каждого ребенка, макет мини-театра, фигурки музыкантов с инструментами симфонического оркестра из бумаги, костюмы и атрибуты для танцевальной импровизации, фигурки-силуэты балерин, юбочки-снежинки, мультимедийная презентация по теме симфонического оркестра, картина К.Юона «Зимнее утро», детские музыкальные инструменты на каждого ребенка для подвижной игры «Оркестр».
Музыкальный репертуар: песня «Красавица зима» М.Сидоровой;
«Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «Танец феи драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского; видео-отрывка «Танец Одилии» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Звучит музыка из балета «Щелкунчик».
Дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их и провожает к фортепиано.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята!
Чтобы вежливыми быть,
Надо «здравствуй!» говорить!
Вы пришли в музыкальный зал, давайте с вами и поздороваемся по музыкальному.
Здравствуйте! (поёт)
Дети поют: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какая красивая елочка в нашем зале стоит. Ой, а кто это под елкой?
Под елочкой сидит игрушка-щелкунчик
Дети: Щелкунчик!
Музыкальный руководитель: И в правду Щелкунчик. А мы с вами знаем балет с таким названием. Давайте вспомним, что же такое балет.
Дети: Балет – это танец, который передает чувства, мысли героев движениями и жестами.
Музыкальный руководитель: Правильно. Мы с вами уже знакомы с несколькими балетами, которые до сих пор идут на сценах самых известных театров мира Ребята, давайте вспомним их названия и автора. Какой балет вы знаете?
Дети: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: А кто написал музыку к ним?
Дети: Петр Ильич Чайковский
Музыкальный руководитель: Ребята, а действие какого из этих балетов происходит зимой?
Дети: Щелкунчик
Музыкальный руководитель: Правильно, «Щелкунчик» - это балет с волшебным зимним сюжетом. А что бы волшебство началось давайте с вами споем песню «Красавица зима».
Исполняется один куплет песни «Красавица зима» Сидоровой
На мультимедийном проекторе появляется картина Константина Юона «Зимнее солнце»
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какая красивая картина с зимним пейзажем. А кто пишет картины?
Дети: Художник
Музыкальный руководитель: Правильно. Эту картину написал художник Константин Юон, а называется она «Зимнее утро». А кто пишет сказку, рассказ?
Дети: Писатель
Музыкальный руководитель: А как же быть с балетом, который соединяет в себе и танцы и музыку и литературу, и мастерство актера? Всем этим занимаются люди разных профессий. Кто же из них главный? Я думаю ответить на эти вопросы нам поможет Щелкунчик.
Музыкальный руководитель подходит к елке и достает от туда коробочку.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, у Щелкунчика какая то коробочка. (открывает, рассыпает над головой), да это же волшебная пыльца!
Музыкальный руководитель уходит за елку, переодевается там в балерину и выходит.
Щелкунчик исчезает.
Музыкальный руководитель: Ой, кажется волшебная пыльца превратила меня в балерину. Ребята, а где же Щелкунчик? Наверно отправился к себе в музыкальный театр танцевать балет. Но посмотрите что он нам оставил – билеты в музыкальный театр! Я предлагаю вам отправится за ним и познакомимся с теми, кто участвует в создании балета. А поможет нам в пути музыка.
Дети встают друг за другом в центре зала в круг
Музыкальный руководитель: По дорожке мы пойдем
И притопывать начнем.
Ровно держим спинку,
Прямо, как тростинку.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома П.И. Чайковского
Дети маршируют
Музыкальный руководитель: Скок, скок, скок, скок
Вот какой у нас подскок
Ножку дружно поднимаем
И носочек к низу тянем
Звучит «Игра в лошадки» из детского альбома П.И. Чайковского
Дети выполняют подскок
Музыкальный руководитель: Ставлю ножку на носок, а потом на пятку
И три раза постучу глядя на ребяток
Ковырялочку ребята я хочу вам показать
Вы попробуйте за мною все движенья повторять
Звучит «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского
Дети выполняют «ковырялочку»
На мультимедийном экране появляется картинка театра.
Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли с вами в музыкальный театр. В театре у каждого места есть свой номер. Посмотрите, на каждом стульчике картинка с каким-нибудь героем из балета. И на ваших билетиках то же есть такие картинки. Давайте с вами сядем на стульчики в соответствии с вашими билетами.
Дети рассаживаются
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто узнал музыку которая помогала нам в пути?
Дети называют композитора и музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель: Вы правильно назвали музыкальные произведения и великого русского композитора, который их написали, но давайте вернемся к балету и заглянем за кулисы.
Каждый балет начинается со сказки, которую придумывает писатель. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Описывает их для балета. Но не всегда писатель пишет свои замечательные истории специально для балета. Иногда они написаны для детей и взрослых, а по ним другие люди делают балет.
Но представьте – перед вами книга, которая может вам рассказать обо всем на свете. Ее можно читать и день, и два и даже месяц. В театре же – совсем другое дело. Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание? Вот тут на помощь и приходит человек, чья профессия вряд ли всем известна, - это либреттист. Он должен написать литературный план будущего спектакля – либретто. Из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимы события. Либретто готово, теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Голосами скрипок, флейт, композитор может рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра со злом. Веселое событие – веселый мотив, грустное – значит, и музыка грустная. А помогает сыграть всю эту музыку симфонический оркестр.
Балет – произведение сложное и чтоб балет сыграть
Оркестр нужно симфонический для этой цели собирать
Тут инструменты разные нужны и все они по своему важны
Музыкальный руководитель: Симфонический оркестр в балетном спектакле играет не на сцене, он размещается в специальной оркестровой яме, которая находится между залом и сценой.
Музыкальные инструменты в симфоническом оркестре располагаются в определенном порядке. Слева струнные которые поют высоким голосом – скрипки, арфы, справа – струнные которые поют низким голосом (виолончели, контрабасы). За ними деревянные духовые музыкальные инструменты (фагот, кларнет, флейта, гобой). За деревянными – медные духовые (труба, туба, валторна, тромбон). А по бокам – ударные. Давайте с вами попробуем создать свой симфонический оркестр.
Игра-презентация «Симфонический оркестр»
(Читаем загадку про каждый муз инструмент, дети отгадывают, по очереди на макете располагают картинки с муз. инструментами в порядке симфонического оркестра).
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы. Посмотрите, у нас получился настоящий музыкальный театр. Музыка играется по нотам, но зачем же тогда дирижер?
Дети: Чтобы музыканты играли правильно, не сбились и ничего не перепутали. Дирижер управляет оркестром.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Дирижер палочкой показывает, какому музыканту нужно играть, какому музыканту звук прибавить, а какому приглушить. Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат различные музыкальные инструменты. Давайте мы с вами немного побудем музыкантами и попробуем подыграть симфоническому оркестру.
Музыкальная игра «Оркестр»
(на 12 детей - 11 инструментов. Под веселую музыку дети танцуют, как только музыка закончилась дети берут инструмент, кому не хватило становится дирижером. На вторую часть музыки дети музыканты подыгрывают, дирижер управляет оркестром с палочкой).
Звучит музыка «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Какой замечательный оркестр у нас получился. Ребята, а какую музыку мы с вами помогали исполнять оркестру и кто ее написал?
Дети: «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик», написал П.И. Чайковский
Музыкальный руководитель: Верно. Эта музыка из балета «Щелкунчик». А какие музыкальные инструменты там звучали?
Дети: колокольчик, ксилофон, труба, флейта
Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Вам понравилось быть музыкантами? А дирижером?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: Теперь вы знаете, что не так то просто исполнять музыку для балета. Пришло время появится в нашем рассказе еще одному, очень важному в балетном театре лицу – балетмейстеру. Хореограф-балетмейстер придумывает откуда и как будут появляются на сцене сказочные герои, кто и что будет танцевать. Он придумывает для своих героев грациозные и нежные танцы, стремительный вращения и невесомые прыжки, причудливые и красивые позы, мгновенные остановки на пальцах. Он своим трудом, талантом, фантазией помогает родится чудесному спектаклю – балету. А как же называют артистов которые танцуют балет?
Дети: Балерины и болеро.
Музыкальный руководитель: правильно ребята. Сейчас мы с вами превратимся в артистов балета и попробуем придумать свой собственный танец. Попробуем изобразить движениями сказочных героев, которых вы загадаете сами. А помогут нам в этом сказочные костюмы.
Музыкальный руководитель выкатывает подставку с костюмами.
Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
Дети импровизируют под музыку.
Музыкальный руководитель: Вам понравилось быть балеринами и болеро?
Дети: да
Музыкальный руководитель: А каких сказочных героев вы изображали
Дети:…………..
Музыкальный руководитель: Ребята, а что за музыка звучала?
Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Верно ребята. Вы очень красиво танцевали, как настоящие артисты балета. Ребята, посмотрите на свою обувь, в чем вы сейчас танцевали?
Дети: В чешках.
Музыкальный руководитель: В чешках удобно танцевать, но у артистов балета есть специальная обувь – пуанты и красивые костюмы – которые называются балетная пачка Давайте с вами посмотрим отрывок из балета и попытаемся разглядеть костюмы.
Просмотр видео-отрывка «Танец Одилии»
из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, из какого балета этот фрагмент и что за музыка звучала?
Дети: Из «Лебединого озера». Это танец Одилии и принца.
Музыкальный руководитель: Верно. Вы видели, в какие красивые костюмы одеты артисты? Ребята, а вы обратили внимание что на Одилии костюм черного цвета? Как вы думаете почему?
Дети: плохие герои в черном, хороши в белом.
Музыкальный руководитель: Да ребята, по костюму танцора можно рассказать и о характере его героя. Человека, который шьет наряды для артистов, называют художником по костюмам. Он разными цветами подчеркивает характер того или иного героя. Я вам предлагаю побыть немного художниками по костюмам и создать свой костюм для артиста. Для этого мы с вами отправимся в нашу творческую мастерскую и придумаем костюм для наших балерин. Но не забывайте, что у каждой балерины свой характер, а значит и костюм будет определенного цвета и формы.
Дети переходят в другой конец зала, где заранее приготовлены столы, балеринки из бумаги и «Юбки-снежинки»
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Дети одевают юбки-снежинки на заранее приготовленные силуэты балерин
Музыкальный руководитель: Какие красивые костюмы у вас получились.
Краткое обсуждение характера героев.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами побывали в театре и узнали как и кем создается балет. Но пора возвращаться домой, а поможет нам опять волшебная пыльца.
Все встают рядом возле елочки, сыплют над головой блестки.
Балерина превращается в музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель: Ну вот, я из балерины опять превратилась в себя. Жаль, мне так понравилось быть балериной. Мы с вами и сочиняли музыку в оркестре, и танцевали, и придумывали костюмы для артистов. Познакомились с такими интересными профессиями, узнали кто и как создает балет. А вам какая профессия больше всех понравилась и почему?
Ответы детей
Примерные вопросы для обсуждения: Почему ты выбрал именно эту профессию? Чем тебе понравилась эта профессия? На каком инструменте ты бы хотел играть в оркестре? Какую музыку ты бы сочинял (грустную, веселую, радостную)? Для какого героя ты бы придумал костюм?
Музыкальный руководитель: Ну вот и все. Стихла музыка, герои станцевали все свои партии, занавес закрывается. А так не хочется уходить из театра, хочется чтоб это волшебство продолжалось еще. Но на этом наше знакомство с музыкальным театром и балетом не заканчивается. У нас есть маленький мини-театр, со своим симфоническим оркестром. Вы возьмете его в свою группу. Он поможет вам познакомить своих родителей со сказочным миром балета! До свиданье.
Дети забирают макет театра и оркестра и уходят в группу.
