Цели:
1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; формировать систему читательских умений; совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, познакомить с биографией и творчеством С.Михалкова.
2) Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. 3) Личностные: воспитывать культуру поведения.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Оборудование: 1) Зрительная гимнастика, фонограмма песни «Мы едем, едем, едем…», гимна РФ, аудиозапись стихотворения «А что у вас?» в исполнении артиста Виторгана, иллюстрации профессий, портрет С.В.Михалкова, книги С.В.Михалкова,презентация.
2) Для каждого ученика – учебная хрестоматия «Литературное чтение», рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Объявление темы, цели и плана урока.
Звучит Гимн России.
- Ребята, почему вы встали?
- Это гимн - главная песня России, в знак уважения все встают, мужчины снимают головные уборы.
- Где вы слышали Гимн России?
- Гимн звучит в особо торжественных случаях. Музыку для гимна написал Александров, а кто написал слова главной песни нашей Родины, мы узнаем, зачеркнув все повторяющиеся буквы.
ы м я р и з
ю е х щ ъ а
с щ л ы б с
ъ к д я о р
б д з в е ю
- Кто написал слова к Гимну России?
- Да, автор слов Сергей Михалков.
-Прочитаем тему нашего урока.
Слайд 1. (С.В. Михалков «А что у вас?»)
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Михалкова «А что у вас?».Будем учиться читать выразительно и анализировать стихотворные тексты.
3.Повторение
.- А что вы знаете об авторе гимна России Сергее Владимировиче Михалкове?
Слайд 2 (портрет Михалкова)
Сообщение ученика об авторе:
- Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. В этом году ему исполнилось бы 101 лет. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежат Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность. Вы можете прочитать в библиотеке вот такие книги: «Хрустальная ваза», «Веселый турист» и др.
4.Работа над новым материалом.
- Вы сказали, что Сергей Владимирович талантливый поэт.
- В каком жанре работает поэт?
- Познакомимся с еще одним стихотворением Михалкова. Оно написано в 1935 году, 79лет назад, а оно продолжает жить.
Работа по учебнику
- Откройте учебники на странице 183-й и прочитайте название стихотворения.
- Определите по названию о чём это стихотворение.
- Проверим наши догадки.
Первичное чтение стихотворения.
(Звучит аудиозапись в исполнения актёра, дети следят по тексту)
- Так о чем это стихотворение?
- Правильно, это стихотворение посвящено профессиям людей.
Чтение произведения детьми по цепочке
- Прочитаем это стихотворение ещё раз и найдём строчки, в которых содержится его главная мысль.
(Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны)
- А кем работают мамы героев стихотворения?
- Прочитайте, названия только тех профессий, которые не были названы.
- Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны.
Мама - доктор, портной, библиотекарь, учительница…
Слайды 3 - 6 .(изображения людей разных профессий)
- Рассмотрите иллюстрации.
- Какая профессия не называлась в стихотворении? (Библиотекарь)
Выборочное чтение
- Найдите к каждой иллюстрации подходящий отрывок из текста. Прочитайте.
- А теперь давайте поиграем, и игра будет связана с содержанием этого стихотворения. У вас на партах лежат полоски бумаги, на которых напечатаны имена героев и их действия.
Кто чем занимался в стихотворении? Выберите нужный вариант.
- Проверим работу. Прочитайте, какие строчки у вас получились.
Толя пел.
Борис молчал.
Николай ногой качал.
Галка села на заборе.
Кот забрался на чердак.
С лесенки ответил Вова .
Сказала Ната.
Спросила Нина тихо.
Слайд 7 (отрывок из стихотворения)
- Прочитайте какие строки нужно было исправить.
Повар водит самолёты,
Это очень хорошо.
Доктор делает компоты
Это тоже хорошо.
Учитель лечит нас от кори,
Есть вагоновожатая в школе.
- Исправьте, выбрав нужное слово.
- Ребята, давайте проверим, получились ли у нас строки нашего стихотворения.
- Все правильно? А я нашла ошибку! Разве в школе нет вагоновожатого?
А кто такой вагоновожатый?
Физкультминутка
- Именно вагоновожатый поможет нам провести физкультминутку.
Играет музыка « Песенка Друзей».
- Прозвучала « Песенка друзей», а кто назовет её автора?
- Да, автор этой песенки тоже - Сергей Михалков.
- Ребята, представьте, что вы тоже сидите на лавочке с ребятами.
- Что вы расскажите друзьям о профессии своей мамы?
- А кем хотите стать вы, когда подрастете? Почему?
- Это замечательно, что уже определили свою будущую профессию. Но С. Михалков считает, что неважно, какую профессию выберет человек, важно в жизни совсем другое! Хотите узнать что?
- Прочитайте, что желает вам Сергей Михалков
Слайд 8
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей.
- Что необычного заметили в этих словах? (Слово человек с большой буквы).
- Почему, как вы думаете?
- Каким должен быть Человек с большой буквы?
- Сергей Михалков так отвечает на этот вопрос:
«Важнее всего быть нужным людям».
- Удалось ли писателю быть нужным людям?
- Почему так думаете?
- Сергей Михалков талантливый писатель. Он написал огромное количество книг. Некоторые его книги мы собрали на нашей книжной выставке. Не одно поколение читает, знает и любит его произведения. Сергею Михалкову удалось стать народным поэтом и быть нужным людям.
Первичное закрепление.
- Откройте рабочие тетради, выполните 1, 2, 3 задания (выполнение и проверка фронтально).
5. Итог урока.
- Подведём итог урока. Продолжите фразу:
На уроке я узнал, что…
Я считаю нужно запомнить, что…
6.Домашнее задание.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворение «А что у вас?».
- По желанию выучите отрывок наизусть или сочините и оформите в виде книжки рассказ «Профессия моей мамы» или «Кем я хочу стать».
