Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Феерверк витаминов», развитие речи.

Задачи:

  1. Обогатить представление об овощах и фруктах, произрастающих на Урале.
  2. Обогатить представление о полезных свойствах овощей и фруктах, как необходимых  продуктах питания для человека
  3. Обогатить словарь за счёт обозначения качеств (цвета, формы, вкуса, величины и т.д.)
  4.  Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах и фруктах, инсценировки сказки.
  5. Развивать внимание память, логическое мышление, воображение через игры, загадки
  6. Развивать общую и мелкую, мимическую моторику, силу выдоха.
  7. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопункта 7 года жизни, родители, воспитатели

Актуальность проекта: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах и фруктах, о том,  где эти плоды растут, как за ними ухаживают, почему их необходимо употреблять в пищу и т.д. Не владеют обобщающим понятием,  не умеют описывать предмет, так как у детей крайне  бедный запас прилагательных и глаголов. Участие в проекте «Феерверк витаминов» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах и фруктах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности, познавательную активность, поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

-знать и называть овощи и фрукты, их части;

-владеть обобщающим понятием;

-определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

-находить сходства и различия по нескольким признакам;

-составлять описательный рассказ об овоще и фрукте с использованием опорной схемы;

-знать, где растут овощи и фрукты, как ухаживать за ними, что можно приготовить из них, как заготавливают их на зиму;

-знать, какие полезные для организма человека  вещества содержатся в овощах и фруктах, почему необходимо их употреблять в пищу;

-уметь совместно с родителями подбирать интересный познавательный материал, с помощью природного материала находить оригинальные решения в создании поделок

Продолжительность: краткосрочный, трёхнедельный

Основные направления:

- совместная деятельность с воспитанниками в условиях логопункта

-домашние задания для детей и родителей

-совместная и самостоятельная работа в группе с воспитателем

Продукт проектной деятельности: альбом описательных рассказов «Феерверк витаминов», выставка поделок из овощей и фруктов.

Планирование работы

1 этап: Организационный

1.Подбор методической и художественной литературы.

2.Информирование родителей. Проведение консультаций по взаимодействию в рамках реализации проекта.

3. Подготовка необходимого оборудования: картинки, альбомы, книги, раскраски, игры, схемы.

4.Определение тематики бесед, составление планов  непосредственно-образовательной деятельности.

5.Планирование.

2 этап: Реализация проекта

 

Организованная совместная деятельность с логопедом

Совместная и самостоятельная деятельность в группе

Взаимодействие с родителями

1.Рассматривание иллюстраций фруктов и овощей.

2.Рассматривание репродукций картин:

 А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной»,

Ван Гога «Картофель».

3. Беседы:

-Чем занимаются осенью люди на Урале?

-Какие овощи и фрукты произрастают в нашем крае?

-Какие фрукты привозят из тёплых стран?

-Где растут фрукты?

-Где растут овощи?

- Чем фрукты отличаются от овощей?

-Как убирают овощи?

-Почему нужно употреблять фрукты и овощи в пищу?

-Что готовят из овощей и фруктов?

-Как их хранят зимой?

4.Чтение  и пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь».

5.Чтение стихов об овощах и фруктах.

6.Конкурс загадок об овощах и фруктах.

 

7.Массаж лицевой мускулатуры:

-«Осень в гости к нам пришла»;

-«Собираем яблоки».

8.Мимические гимнастика:

-«Помидоры толстячки (дети надувают щёки) - огурцы худышки (дети втягивают щёки);

-«Мы пришли в сад».

9.Дыхательная гимнастики:

-«Срываем яблочки»;

-«Синьор-помидор».

10. Психогимнастики:

-«Овощи»;

-«Как ходят овощи».

11.Пальчиковые  гимнастики:

-«Хозяйка однажды с базара пришла»;

-«На базар ходили мы»;

-«Засолка капусты»;

-«У Лариски - две редиски».

12.Игры на координацию речи и движений –  развитие общей моторики:

-«Урожай»;

-«Огород».

13.Лексико-грамматические игры и упражнения:

-«Фрукты для гнома Маляки»;

-«Посчитай»;

-«Продолжайте»;

-«В огороде у козы Лизы»;

-«Чьи фрукты»;

-«Что приготовила мама».

14.Игры на развитие слухового внимания:

-«Наша грядка»;

-«Хозяйка однажды с базара пришла».

-«Посадила баба Фёкла»

15.Игры и упражнения на развитие психологической базы речи:

-«Слива, яблоко, банан»;

-«Вершки и корешки»;

-«Что спрятал гном?»;

-«Четвёртый лишний»;

-«Что купила белочка в магазине»;

-«Помоги незнайке исправить ошибки»;

-«Загадки Самоделкина»;

-«В саду или в огороде»;

-«Что в мешочке»;

-«Угадай на вкус».

-«Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнай по описанию»;

-«Что перепутал художник».

16.Исследовательская деятельность:

рассматривание и сравнение овощей и фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу)

17.Детская продуктивная деятельность:

-раскрашивание овощей и фруктов;

-рисование отгадок к загадкам;

-поделки из овощей и фруктов;

-создание альбома «Феерверк  витаминов».

18. Развитие связной речи:

-составление описательного рассказа о фруктах и овощах на выбор с использованием опорной схемы;

-пересказ сказки «Мужик и медведь»;

-Инсценировка стихотворения В. Губернаторова «Будем знакомы».

1.Оформление выставки книг об овощах и фруктах.

2.Рассматривание и чтение энциклопедической и художественной литературы.

3.Прослушивание аудиозаписи сказки Д. Родари «Чиполино».

4.Рассматривание иллюстраций.

5.Коллективное изготовление капустного салата.

 

6.Подвижные игры:

-«Вкусный обед»;

-«Сортируем овощи»;

-«Огород у нас в порядке».

7.Настольно-печатные игры:

-Лото «Овощи и фрукты»;

-«Разрезные картинки»;

-«Найди 5 отличий»;

-«Какой формы»;

-«Что сначала, что потом».

8.Дидактические игры:

-Что в мешочке»;

-«Узнай по вкусу»;

-«Суп и компот».

9..Продуктивная деятельность:

-рисование, лепка, аппликация по плану воспитателя.

1. Чтение и рассматривание энциклопедической и художественной литературы об овощах и фруктах.

2.Заучивание стихов об овощах и фруктах.

 

3.Беседы о сборе урожая.

4.Поисковая деятельность:

-подбор загадок об овощах и фруктах;

-поиск информации о пользе выбранного фрукта или овоща.

5.Продуктивная деятельность:

-рисование: «Вот какой у нас урожай»,

-изготовление странички для альбома «Феерверк витаминов»;

-изготовление поделок из овощей и фруктов.

 

3этап: Обобщающий

Презентация проекта «Феерверк витаминов»:

1.Презентация альбома «Феерверк витаминов».

2.Публичные выступления воспитанников с рассказами об овощах и фруктах.

3.Подведение итогов.

4.Оформление выставки рисунков.

5Ссоздание фоторепортажа по проекту.

 

 

 

 

Презентация проекта «Феерверк витаминов»

В группу входит Осень.

Воспитатель:

 Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в лукошке принесла?»

Осень: Принесла я вам загадки, которые собрала с грядки.

-Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней….. (помидора).

-Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

Пики зелёные выставил…. (лук)

-Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился… (горох)

-Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

-Вылезай на свет…(морковка)

-Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок

Под названьем….(кабачок)

-А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы,

Молодые …(огурцы)

-Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её….(капуста)

-Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я…(свёкла)

Молодцы ребята, отгадали мои загадки. А вы, наверное, тоже знаете загадки про овощи и фрукты? Кто хочет загадать нам загадки?

(дети выходят и загадывают подготовленные дома с родителями загадки).

Осень: Ой, а мои овощи поспорили, можете ли вы, рассказать про них.

Вы скорее странички свои берите, про овощи и фрукты нам расскажите.

(Дети выходят, демонстрируют свои странички для альбома «Феерверк витаминов» и рассказывают о своём плоде)

Осень: Почему нужно употреблять овощи и фрукты в пищу?

Мы из ваших страничекс рассказами составим целый альбом. Любой ребёнок и взрослый может посмотреть  и узнать что-то новое об овощах и фруктах.

А моим плодам надоело сидеть в корзинке, они хотят с вами познакомиться.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Покрутились, покружились,

В овощи мы превратились.

(Дети надевают шапочки овощей.)

Инсценировка стихотворения В. Губернаторова «Будем знакомы»

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я-капуста-не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свёклу варят, свёклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зелёный,

А зимой хорош солёный.

Что же я не молодец –

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто – лук.

Познакомились вы с нами

Теперь узнали сами.

Чем же мы полезны вам –

И большим, и малышам!

Осень: А вот ещё к нам пришли овощи и фрукты.

Я-баклажан,

У меня синий кафтан.

Не едят меня сырым,

Лучше ешьте жареным!

Я честное даю вам слово:

Морковь для зайчика любого

Ну всё равно, что шоколадка,

Он рад всегда морковке сладкой.

А что же мы тогда сидим?

Давай ею тоже похрустим.

Картофель сидит

Под зелёным кустом,

Здесь под землёй,

У картошечки дом.

Пусть наверху

Стебли, листья, цветы –

Клубням для роста

Давай темноты.

Настанет пора –

Взрослым и детворе

Понравится очень

С котлетой пюре!

С кудрявой травкою пахучей

Любое блюдо станет лучше.

Ничуть не хуже,

Чем вершок,

Нарежем в суп

Кусочков белых –

Ну вот,

Теперь другое дело!

Выставил нам свой бочок

Аппетитный кабачок.

Долго же его мы ждали,

Наконец-то увидали.

Отправляйся к бабушке,

Станешь ты оладушком!

Давай прогуляемся

В садике нашем,

Яблоня нам приветливо машет,

Мимо неё не пройдём,

Спелое яблоко

С ветки сорвём.

Объявить готовы смело:

Нет вкуснее груши спелой,

Летом, осенью, зимой

Пробуем её с тобой.

Осень: Вокруг себя мы покружились и обратно в ребяток превратились.

Сюрпризный момент.

Осень: Мы с вами славно потрудились, собрали урожай фруктов и овощей, узнали, чем они полезны, составили целый альбом, яблоня, из нашего сада наградила вас вот этими яблоками. (На подносе вносит воспитатель яблоки). До свидания, ребята.

Материалы к проекту.

 

Пальчиковые  гимнастики.

«У Лариски – две редиски».

У Лариски - две редиски.

У Алёшки – две картошки. (Растирать каждый пальчик)

У Серёжки – сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим;

(Ребром ладони бить о другую ладонь)

Мы морковку трём, трём;

(Тереть кулаком о другую ладонь)

Мы капусту солим, солим;

(Имитация движений)

Мы капусту жмём, жмём.

(Имитация движений)

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы.

 Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины

(Растирать каждый пальчик, начиная с мизинца)

Но купили с мамой груши,

 Их скорей, дружок, ты скушай!

(Сжимать и разжимать кулачки)

Массаж лицевой мускулатуры.

«Осень в гости к нам пришла»

 

Читает логопед

Выполняют дети

Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пёстрые летят…

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения  от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг,

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части

ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай.

ушей, от середины подбородка к нижней

части ушей.

«Собираем яблоки» (поглаживание, пощипывание, поглаживание)

Читает логопед

Выполняют дети

Вышли пальчики гулять

От середины лба к вискам

Стали яблоки срывать.

Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам

Что за чудная картина:

По мышцам щёк от крыльев носа к вискам

Стала полною корзина.

От середины подбородка к ушам

Дыхательные гимнастики.

«Синьор – помидор»

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

«Срываем яблочки»

На вдохе встать на носочки и потянуться вверх, как будто достаём яблоко. На выдохе наклониться, положить яблоко в корзину.

Мимические гимнастики.

«Мы пришли в сад».

Мы пришли в сад. Какие большие яблони! (Удивление)

А какие сочные груши! (Восхищение)

А как их много! (Радость)

Откусили кусочек яблока. А там червячок. (Разочарование)

Психогимнастики.

«Овощи»

Логопед: Я превращу вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнце пригревало семена, дождик поливал. Семена росли. Росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжения. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи – «толстячки», превратитись в овощи – «худышки».

«Как ходят овощи»

Логопед:  Ребята, я сейчас буду говорить про овощи, а вы их изобразите.

Плавно идёт капуста.

Осторожно идёт редиска.

Важно шагает помидор.

Легко бежит горошек.

Не спеша, шагает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы – молодцы.

 

 

Игры, на развитие психологической базы речи.

 «Слива, яблоко, банан»

 Логопед называет слова и показывает соответствующее дви­жение: «слива» — большой палец соединяется с указательным в кольцо, «яблоко» — кулак, «банан» -  ладонь руки раскрыта.

Затем логопед начинает путать детей (например, говорит «слива», а показывает «банан»). Детям надо быть внимательными и не ошибаться. Играть можно правой рукой, левой рукой, обеими руками.

«Вершки и корешки»

Логопед называет овощи. Если в пищу употребляют корень овоща, то дети приседают, если употребляют, то, что растёт над землёй, то руки поднимают вверх.

«Что спрятал гном? Какого фрукта не стало?»

 Логопед: Гном хочет проверить, какие вы вни­мательные. Вы закроете глазки, а гном уберет одну картинку. Затем вы посмотрите на оставшиеся кар­тинки и скажете, какой фрукт спрятал гном.

«Что купила белочка в магазине»

Логопед: Рассмотрите рисунки, сравните, назовите, что увезла белочка из магазина.

«Четвёртый лишний»

Логопед: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и принесли ему подарки. Посмотрите, что оказалось лишним и почему? Где Ниф-Ниф  побывал? (яблоко, помидор, груша, персик)

«Помоги Незнайке». Исправь  ошибки.

-Картошка растёт на болоте.

-Яблоко растёт под кустом.

-Баклажан растёт на кусте.

-Груша растёт в лесу.

-Персик растёт на ёлке.

 «Загадки Самоделкина»

Логопед: Самоделкин собрал у себя в огороде овощи и зашифровал в письме. Отгадайте и нарисуйте отгадки (знаки: красный, круглый: зелёный овальный; оранжевый треугольный).

«В саду или в огороде?»

Выставляются картинки сада и огорода, фруктов и овощей.

Логопед: Теперь мы знаем, где растут овощи и фрукты. Я предлагаю  овощи поместить в огород, а фрукты в сад.

Игры на развитие  осязания: «Что в мешочке?», «Назови по вкусу»

Логопед демонстрирует фрукты и овощи, затем их складывает в мешок. Ребёнок на ощупь должен узнать, какой овощ и описать его.

Логопед даёт попробовать фрукты и овощи, затем завязывает глаза ребёнку и даёт ему кусочек фрукта или овоща, ребёнок должен отгадать этот фрукт.

Лексико-грамматические упражнения и игры.

«Фрукты для гнома Маляки»

Детям раздаются картинки с  изображением разных фруктов.

Логопед: К нам в гости пришел гном Маляка. (Показать игрушку или картинку.) Давайте угостим его фруктами. Для этого нужно назвать каждый фрукт ласково.

Дети по очереди называют ласково изображенные на их картинках фрукты, составляют предложения по образцу (Я угощу гнома яблочком.), ставят картинку под изображением гнома и садятся.

Логопед: Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Как их много!

«Посчитай»

Логопед: Помогите гному посчитать фрукты. Логопед выставляет над каждой картинкой цифры от 1 до 5 и просит составить ответ по образцу. (Пять слив, два яблока.)

«Продолжайте»

Логопед: Гном решил сравнить фрукты между собой. Помогите ему. Закончите предложения.

Яблоко большое, а ананас…(Больше.)

Вишня кислая, а лимон…(Кислее.)

Груша сочная, а апельсин…(Сочнее.)

 «Что приготовила мама?»

Логопед: Обведите пунктирные линии и назовите из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот, салат, запеканка)? (Морковный сок, овощная запеканка, яблочный компот и т.д.)

 «В огороде у козы Лизы»

Логопед:  Коза Лиза пришла в огород собирать овощи, давайте поможем ей. (Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?).  Например: хрустящая капуста, хвостатая свёкла и т.д.

 «Чьи фрукты?»

Логопед:  Смотрите, Маша взяла яблоко. Теперь это чьё яблоко? (это Машино яблоко). Миша взял сливу. Это чья слива? (это Мишина слива).

Упражнения на развитие слухового внимания.

Наша грядка.

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка – просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовёшь их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растёт на нашей грядке?

                                В.Волина

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала…

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,-

И суп овощной получился не плох!

-Какие овощи хозяйка принесла?

                                             Ю. Тувим

Посадила баба Фёкла

Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Баба Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.

-Назовите овощи, какие растут в огороде.

Игры на развитие координации слова и движения, развитие общей моторики.

Урожай.

В огород пойдём, урожай соберём.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковку натаскаем. («Таскают»).

И картошку накопаем («Копают»).

Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками – 3 раза).

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки).

                                      Н. Нищева.

Огород.

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород.

Поливали огород.

(Действия по тексту)

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту. («Сажают»)

Лето всё она толстела.

(Показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь.

(Руки в стороны, а потом вверх)

А теперь ей тесно белой,

(Руки разведены в стороны)

Говорит – посторонись.

(отталкивающие движения руками)

                                            Е. Стюарт.

 

Литература:

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 – 128с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)

2.  Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 – 128с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)

3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт:: документация, планирование и организация работы / Ю.В. Иванова. – М: Издательство ГНОМ и Д,  2008- 160с.

4. Косинова  Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Упражнения для развития речи / Е.М. Косинова. – М.: Изд-во Эксмо,2004 – 120с.

5. Кралина М.В. Логика/М.В. Кралина – Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 130с.

6. Крушевицкая Н.А. Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир» - СПб.:  «Издательство «Детство-Пресс», 2012 – 96с.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) /Е.А. Пожиленко. -  М.: Гуманитарный изд. Центр  ВЛАДОС, 2001 -224с.

8. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2011 – 202с.

9. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 – 48с.