Интеграция с образовательными областями: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Рисование».
Цель: формировать словарь детей
Задачи:
- совершенствовать умение детей употреблять слова – антонимы
- учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их эмоциональные состояния;
- довести до детей замысел сказки
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния;
-подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию музыкальной композиции;
Материалы и оборудование:
музыкальные отрывки Р. Вагнер DieWalkureRideAkt 3 Р. Шуман Traumerei, «Балетная сюита» А.К. Глазунова
«БАБА-ЯГА» по мотивам сказки А. Афанасьева. (см. приложение)
Предварительная работа: чтение сказки «Баба – яга»
Ход занятия:
-Мы с вами прочитали очень много сказок. Отгадав мою загадку, вы узнаете какую именно сказку мы сегодня будем вспоминать.
- Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху...(Баба Яга)
-Правильно, эта сказка так и называется «Баба Яга»!
- Кто главные герои этой сказки?
Девочка и Баба Яга
Упражнение на активизацию лексики
Девочка – была МОЛОДАЯ, а Баба Яга -….
-СТАРАЯ!
Девочка не была ГЛУПА, а была …?
-УМНА
- Работнице Баба – Яга МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка платок какой подарила?БОЛЬШОЙ
- Баба –Яга только ТВЁРДЫЕ корки собаке бросала, а девочка какого хлеба дала?
- МЯГКОГО!
-Кусты в лесу были НИЗКИЕ, а деревья … ?
-ВЫСОКИЕ
- Полотенце было УЗКОЕ — а река разлилась..?– ШИРОКАЯ!
Ответьте на вопрос:
- Кому Баба Яга маслица пожалела ?
- Воротам! - Правильно !
- Давайте поиграем в пальчиковую игру «Дом и ворота»
|
"Дом и ворота" |
|
|
действия с пальчиками |
|
|
На полянке дом стоит, |
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома |
|
Только к дому путь закрыт. |
большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, но кончики пальцев обеих рук остаются соединенными, имитируем ограду |
|
Мы ворота открываем, |
ладони развести в стороны, параллельно друг другу |
|
В гости всех вас приглашаем. |
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома |
Игра «Угадай по музыке»
- Сейчас давайте внимательно послушаем музыку.
Дети слушают2 музыкальных отрывка:
Р. Вагнера DieWalkureRideAkt 3(испуг)иР. ШуманаTraumerei (сладкий сон)
Вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка. Отвечают на вопросы:
- Какое настроение передает музыка? Спокойное, тревожное, веселое?
- Эта музыка быстрая или медленная?
Затем дети анализируют, какие чувства испытывала девочка в тот момент, когда узнала, что баба –яга хочет ее съесть. И выбирают подходящий для этого сказочного момента музыкальный отрывок. ( Вагнера)
Продолжение заданий по антонимам:
Закройте глаза и представьте, что вы - художники
- Какими бы красками Вы нарисовали Бабу – ягу? (темными, черными, коричневыми…)
-Почему? (злая, жадная, жестокая)
- Какими бы красками Вы нарисовали девочку? (светлыми, розовыми, желтыми…)
- Почему? (добрая, щедрая).
-А чему научила нас эта сказка?
- Поможешь другим, и тебе обязательно помогут.
- А чем сказка закончилась?
- Девочка целая и невредимая добралась до своего дама.
- Что же она при этом чувствовала? (радость, счастье)
- Давайте порадуемся вместе с девочкой. Дети радостнотанцуютпод «Балетную сюиту» А.К. Глазунова.
- Молодцы!!!
Использованные материалы:
Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб. : КАРО, 2001
Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.
Приложение
БАБА-ЯГА. (по мотивам сказки А. Афанасьева)
Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси
у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО.
Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
-Здравствуй, тётушка!
- Здравствуй, родимая!
Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
-Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт
А баба-яга наказывает работнице:
—Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала.
У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её.
Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
—Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
—Мы тебе сколько служим, а ты нам только ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
—Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам
МНОГО маслица под пяточки налила.
Берёзка говорит:
—Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце:
полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке.
Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.
