Интеграция с образовательными областями: «Развитие познавально - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», «Коммуникация », «Сенсорное развитие».
Цель: расширять представление детей о природе
Задачи:
-познакомить с журавлем, его внешними особенностями, образом жизни, питанием;
- развивать исследовательскую деятельность ребенка;
- обогащать сенсорный опыт детей через осязание, слух, движение;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения сказочного жанра.
Материалы и оборудование: сказка «Лиса и журавль»,
пинцеты - для имитации клюва, аудио запись голосов журавля, воробьев, петуха;
зерна гороха, гречки, тарелка с манной кашей, куски пластилина разного размера,
узкий кувшин.
Предварительная работа: чтение сказки «Лиса и журавль»
Ход занятия:
- Ребята давайте вспомним, какую сказку мы читали на прошлом занятии?
- «Лиса и журавль»
- Попробуйте к героям сказки придумать родственные им слова.
Игра «Слова-родственники».
Лиса - лис, лисичка, лисята, лисёнок, лисий (хвост).
Журавль - журавлик, журавлёнок, журка, журавлиный (крик).
-А сейчас отгадайте загадку:
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...(журавли)
- Сейчас вы услышите настоящий журавлиный клич. (слушают)
- Какой он ? (грустный, протяжный, красивый)
-А эти голоса кому принадлежат? Дети слушают. (воробьям, петуху)
- Молодцы!
-Посмотрите внимательно на журавля (фото) Какие у него ноги?
(длинные)
Попробуйте походить как журавль…
Дети идутдруг за другом, высоко поднимая ноги.
- А какие у журавля крылья?
- Большие, размашистые.
- Высоко поднимите руки над головой теперь опустите их вниз,
- Представьте, что вы летите по небу и у вас очень большие крылья. (дети несколько раз делают взмахи руками).
- Молодцы!
-Что вы можете сказать про клюв и голову журавля?
-Голова –маленькая, клюв –длинный, сильный.
- Как вы думаете, чем он может питаться? …
Питается он растениями, болотными травами, зернами гороха, гречихи, а также червями, жуками, лягушками, мышами и змеями.
Пальчиковая игра "Червячки"
Раз, два, три,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг журавлик подбегает
Головою он кивает,
Говорит: "Вот и обед !"
Глядь! А червячков уж нет!
Основная часть:
- Вернемся к нашей сказке, как и чем лиса угощала журавля? (манной кашей на тарелке). Много каши съел журавль? (ни сколько)
-Хотите узнать, почему он остался голодным? Да!
-У меня в руках пинцет - приспособление для действий с небольшими предметами, которые невозможно взять руками.
-Есть ли сходство между пинцетом и клювом журавля?-Да!
- Сейчас у каждого из вас есть возможность стать журавлем.
На столе лежитгорох, гречка, тарелочка с манной кашей, небольшие кусочки пластилина.
Дети по очереди пробуют«пинцетом - клювом » – подцепить сначала крупу и горох, потом кусочки пластилина – это прообразы - червяков, жуков, что у них получается довольно просто.Потом дети пробуют подцепить манную кашу
-Получается?Нет,неудобно, не зацепляется, каши мало, тарелка плоская
- Сейчас попробуйте «пинцетом – клювом» попасть в узкий кувшин получается? Да
-Теперь понимаете, почему журавлю удалось поесть у себя дома и не удалось полакомиться в гостях у лисы?
-Да!
Завершение беседы по сказке:
- Почему в конце сказки лиса и журавль поссорились?
- Правильно ли поступил каждый из них?
- Чему нас научила сказка?
Если хочешь дружить – делай другому тоже, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе.
- Что нового вы узнали сегодня о журавле? (дети перечисляют особенности его внешнего вида и питания) …
- Молодцы!!!
Используемая литература:
- Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.
