УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Из истории нашей Родины. Занятия славян. Изготовление куклы – «мартинички».
Цели урока: познакомить с занятиями славян в городе и деревне; ознакомить учащихся с трудом русских женщин; дать понятие «натуральные ткани»; приобщить детей к различным видам прикладного искусства, закрепить правила безопасного труда и личной гигиены; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: иллюстрации с изображением орудий труда славян и современности, старинные вещи, образцы шерсти, льна, русские куклы, шерстяные нитки, бусинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
У: Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей Родины.
2. Повторение пройденного материала и проверка знаний по предыдущему уроку.
А) Тест:1. В каком веке появились первые поселения славян?
А) в 5 веке Б) в 9 веке В) в 6 веке
2. Как называлось общее собрание у славян?
А) рада Б) вече В) дума
3. Назовите первого русского князя.
А) Олег Б) Игорь В) Рюрик
4. Кто правил после смерти князя Игоря?
А) его жена Б) его сестра В) его мать
5. Древляне жили:
А) в деревне Б) в лесу В) на деревьях
Б) Фронтальный опрос по вопросам:
1) Рассказать о поселениях славян (где строились, чем огораживались).
2) Рассказать о князе Олеге – доклад ученика.
3) Рассказать о князе Игоре, сыне Рюрика.
4) Рассказать о княгине Ольге.
3.Знакомство с новым материалом.
А) Труд в сельской местности.
У: Сегодня мы продолжим разговор о жизни наших предков и поговорим о труде славян в городе и деревне.
- Основными занятиями славян в сельской местности были охота, рыболовство, земледелие и скотоводство. Тяжел труд землепашца! Прежде чем пахать, надо было подготовить участок земли, вырубить на нем лес. Мужчины вырубали деревья, корчевали пни, а женщины с детьми все срубленное жгли. Только после этого можно было пахать землю и сеять зерно.
Крепкие мужчины ходили на охоту. Они вооружались топорами с длинными рукоятками, луками стрелами и копьями. Много разного зверья водится в лесу. Есть волки, медведи, кабаны и лоси, зубры и олени. Охота на крупных зверей опасна и требует смелости, силы, сноровки.
Немало работы и в поселке. Ее в основном выполняют женщины. Они готовят пищу: варят в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекут хлеб и лепешки. Конечно, много времени прошло, пока люди научились обрабатывать землю и выращивать хлеб. Сначала, в глубокой древности, люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Потом человек научился растирать зерна и смешивать их с водой.
Прошло немало времени, пока люди узнали способ приготовления теста. Уже тогда, в далекие – далекие времена, было много разновидностей хлеба – от простого, грубого из отрубей, до вкуснейших булочек и сдобных хлебов. Трудно представить, но уже тысячу лет назад существовали пекарни, где выпекали хлеб.
Начало земледелия послужило причиной создания разных орудий, облегчающих труд пахаря.
Б) Рассматривание и обсуждение орудий труда.
У: Посмотрите на рисунки. Это плуг, борона с. 58. Как изменились орудия труда с древности до наших дней? Какие орудия труда можно назвать древними, для чего они применялись? Какие орудия труда и машины облегчают труд земледельца сейчас?
Физ. минутка:
Карлесон всех зовет на крышу,
Поднимайтесь все не слышно (дети встают)
Руки в сторону поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше.… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
В) Работа по учебнику.
Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах», рассматривание иллюстрации. Учебник стр. 59-60.
У: Ребята откройте учебник на стр. 59. Найдите текст «Как трудились в городах». Прочитайте его самостоятельно (3 мин.). Кто прочитал, подумайте над вопросами в конце текста.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и расскажите о гончаре. Что делал пекарь?
Выборочное чтение. Прочитайте из текста, что говорится о кузнеце, о купце.
У: Как вы думаете, как произошли названия улиц Мясницкая, Гончарская, Ткацкая?
4. Работа в тетради «Учимся думать и фантазировать».
У: А теперь найдите в тетради № 49 на стр. 30. Прочитайте задание.
Самостоятельное выполнение задания (Доп. Задание № 2)
Проверка: Какие старинные и современные предметы вы соединили?
5. Изготовление куклы «мартинички»
А) Вводное слово учителя.
Б) Показ и объяснение последовательности изготовления игрушки.
В)Самостоятельная работа учащихся.
Г) Выставка готовых работ.
6. Итог урока:
У: Отгадав кроссворд, вы повторите то, что изучали сегодня на уроке:
1. Он шьет сапоги.
2. Им пашут землю.
3.Кукла – символ приходящей весны.
4. То же, что купец.
5. Где выпекали и выпекают хлеб.
6. Растение, из которого можно сделать легкую ткань.
7. Из нее делали теплую ткань.
У: Какое слово получилось в середине кроссворда?
- О чем говорили на уроке (о занятиях славян).
7. Домашнее задание:
А) Подготовить рассказ, о занятиях славян используя учебник – стр. 57-60.
Б) Подготовить сообщение на тему «Русская трапеза», используя учебник и дополнительную литературу (уч. стр. 59).