Поиск

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей. Сегодня все признают важность и необходимость взаимодействия педагогов с родителями. Однако препятствовать гармоничному развитию  этих взаимоотношений могут различные факторы как личностного, так и профессионального характера.

Оптимизировать процесс взаимодействия педагогов с родителями,  наладить сотрудничество и взаимопонимание поможет данное тренинговое занятие.

Цель: способствовать преодолению трудностей  педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять   педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Продолжительность занятия: 1 час.

Материалы и оборудование: памятки "Правила построения эффективного общения", карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

План проведения:

I. Вступление.

Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы: право сказать «нет», не выносить информацию за пределы, общение

«на ты».

II. Практическая часть:

1. Игра-разминка  «Чёрные шнурки».

Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу на стульях).

Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий предлагает выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, у кого, например, черные шнурки (родился зимой, любит детей, любит вкусно покушать, родился летом, умеет плавать, любит бумажную работу).

2. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель". (10 мин)

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Воспитателям предлагается каждому создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства (перечислить качества).

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения:

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают. 

 

3. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (5 мин)

Работа по памяткам (Приложение №1), обсуждение.

4. Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (10 мин) (Участники остаются в том  же кругу).

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, сидящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

Анализ игры

По окончании игры - обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. следует хвалить «родителю» ребенка.

 

5. Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (15 мин)

Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
  • Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.
  • Улыбка
  • Имя собеседника
  • Комплимент
  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. Интонации обозначены на карточках (Приложение №2). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

6. Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза.

Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости.

Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.

Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

 

8. Рефлексия «Мне сегодня...» (5 мин)

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», ответить на вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания?»
Подведение итогов занятия.

 

 

 

(Приложение №1)

ПАМЯТКА                           

"Правила построения эффективного общения"

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Если вы хотите расположить к себе собеседника, необходимо применить "Правило трех плюсов" - это:

 

1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

3. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих правил существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Приложение № 2

 

КАРТОЧКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(требовательно)