Тема урока:«Изображение характера и настроения музыки в рисунке на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».
Тип урока :Урок обобщения и систематизации материала .
Цель урока:
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи.Развивать способность детей эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи:
Воспитательные :
- Обогащение духовного мира учащихся.
- Формирование способности эмоционально воспринимать художественные произведения.
- Формирование умения взаимодействия в группах , слаженности , взаимопонимания .
Обучающие :
- Ознакомление с выдающимися мировыми произведением музыки
- Обобщить и закрепить знания детей о таких понятиях как музыкальное произведение «сюита» ; фрагмент муз. произведения ; танцевальность, песенность, маршевость; увертюра ,финал.
- Умение отразить , посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения услышанного в музыке при помощи изобразительных приемов ранее изученных на уроках ИЗО.
- Формировать понимание средств , которыми передается настроениемузыкального произведения
- При помощи цвета и динамики линий выражать свои эмоции на бумаге.
Развивающие:
- Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом,
- Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
- Развивать умение выражать мысли и чувства через цвет, форму , экспрессию линий, отрабатывать навык техники рисования пастелью.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения , к чувствам человека.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
- прослеживать взаимосвязь произведений различных видов искусства.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности
Демонстрационный материал
- Слайды : портреты Г.Ибсона и Э. Грига
- .Музыкальные произведения :
- П.И.Чайковский Времена года «Декабрь»
- Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
- Т.Попатенко «Скворушка»
Оборудование:
- Проектор
- Экран
- Мольберт
- Доска
- Музыкальные инструменты: синтезатор.
- Персональные компьютеры
- Круги с разной цветовой гаммой
- Бумага для пастели, пастель.
Ход урока:
- Вход в класспод музыку П.Чайковского «Времена года. Декабрь»
- Орг. момент.
- Определение темы урока
/ Учитель музыки/
– Какая музыка звучала , когда вы входили в касс? Назовите характер произведения. Особенности произведения. Какой элемент вы услышали в произведении? (танцевальность)
( музыкальный ряд сопровождается видео с изображением – картины художник К.Горбатова «Зимний пейзаж» , которую дети уже видели на уроках ИЗО)
/ Учитель ИЗО /
- Ребята , мы уже много говорили о том , что произведения литературы ,музыкальные и художественные имеют нечто общее .Это то , для чего они создаются .
-Для чего создаются эти произведения?(чтобы пробудить в человеке чувства, эмоции, они учат людей доброму и прекрасному … )
- Как вы думаете , о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте попробуем сформулировать тему урока.
( речь пойдет о связи видов искусств)
На экране тема урока : «Изображение характера и настроения музыки в рисунке…
/ Учитель музыки /
-Давайте же проверим эту взаимосвязь на уже знакомом нам музыкальном произведении …
( звучит фрагмент «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»).
/ Учитель музыки /
- Назовите это произведение .
(Эдвард Григ, сюита «Пер Гюнт» по драме Генрика Ибсона «Пер Гюнт» .
- Правильно, и тема нашего урока будет на примере этого произведения.
/ на экране окончание темы «… на примере сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»/
- Ачто такое сюита ? (cюита -)
- Ребята , расскажите , а что вы знаете о создании этого муз. произведения? (норвежский писатель Г. Ибсон написал драму «Пер Гюнт» , а норвежский композитор Э.Григ написал сюиту по сюжету драмы)
/ На экране портреты создателей произведений /
-Немного о драме (кратко сюжет)
- Работа по группам( 4 группы по7-6чел / Учитель ИЗО /
- Ребята , вы уже хорошо знаете это произведение . Поэтому мы предлагаем вам интересное задание . На столах у вас стоят компьютеры , каждой группе предлагается прослушать свое произведение , чтобы не мешать друг другу, вы будете это делать через наушники.( инструкция о воспроизведении музыки )
/ Дети слушают фрагменты из сюиты , каждая группа свой фрагмент /
- Прослушали ?Теперь тихонечко посовещайтесь в своей группе правильно ли вы узнали произведение .
/ дети совещаются /
- Так вот , вам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому фрагменту. Скажите , а о чем надо задуматься чтобы изобразить услышанное ?
( настроение , цвет , характер линий…)
-Теперь посовещайтесь в своей группе, каков сюжет фрагмента , характер , настроение и какие цвета надо выбрать для изображения .
- На мольберте висят круги определенной цветовой гаммы. На столе лежит пастельная бумага тоже разных цветов. Посовещайтесь какую основу вы выберете и какие цвета . Затем выделите 1 человека , который заберет бумагу и цветовую гамму.
/ команды обсуждают какая цветовая гамма подходит к характеру звучавшего произведения. Представитель команды выходит и выбирает цветную гамму и пастельный лист определенного цвета. Команды садятся за столы и обсуждают сюжет , который они будут изображать .
- Теперь представители команд по очереди выходят , вывешивают свой рисунок , а остальные дети должны определить фрагмент из сюиты, который слушала их команда по рисунку./Прослушивание фрагмента вместе с просмотром рисунка ./
Дети сопоставляют характер рисунка и музыки. Дети обсуждают : смогла ли команда передать характер фрагмента , задают вопросы по выбору цвета и т.д. После обсуждения представитель команды с рисунком садится на место. )
4 . Новое понятие
/ Учитель музыки/
- Ребята , вы уже знаете чем заканчивается музыкальные произведения ( это финал ) .А сегодня я расскажу чем начинаются муз. произведения . Они начинаются УВЕРТЮРОЙ . Прочитайте что такое УВЕРТЮРА на экране . вклейте в свои тетради определение с понятием УВЕРТЮРА ( раздет листочки )
- А теперь давайте послушаем увертюру к сюите «Пер Гюнт», но не просто послушаем , а попробуем изобразить ее припомощи тех рисунков , которые вы сделали . Услышав свой фрагмент , представитель команды выходит с рисунком к доске .
/ Дети слушают увертюру к сюите «Пер Гюнт» и выстраивают видеоряд увертюры /
- С помощью ваших иллюстраций к сюите мы смогли не только услышать , но и увидеть музыку.
5 .Подведение итога :
/ учитель ИЗО/
- Давайте же из услышанного , увиденного и сделанного своими руками сделаем вывод : что руководит композиторами в написании музыки и художниками в написании картин ? (Чувства , эмоции, которые они передают нам зрителям и слушателям .)
- А какие чувства? (На примере сюиты.)
( дети перечисляют чувства, вызванные произведением)
Заключение .
/ Учитель музыки/
- Все сказки имеют счастливый конец. Но это особенное произведение и мы знаем что эта история с грустным концом. Какую песню из нашего репертуара , созвучную с настроением этого произведения, мы можем с вами исполнить ?
/Звучит песня Скворушка. На экране слова песни для гостей /
- Но не будем заканчивать урок на такой грустной ноте и давайте споем для всех гостей песню об учителях.
Звучит песня «Кто самый добрый»
/ Учитель ИЗО/
- Большое спасибо , ребята , за хорошую работу на уроке , ждем вас на следующих занятиях , на которых вы узнаете еще много интересного. А всем гостям - спасибо за внимание!
/Выход из класса под увертюру./