Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Примерная программа основного общего образования образовательной системы «Школа 2100» по предмету «История» (основная школа, старшая школа) Москва, «Баласс» 2010;
-Авторская программа Д.Д. Данилова, М.Е. Турчина по предмету «История»;
-Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» на 2012-2017 годы;
- Учебный план МАОУ «СОШ№ 12 с УИОП» на 2014-2015 учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Д.Д. Данилов «Всеобщая история 5 класс; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
| Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История» |
| 1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. |
| 3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). |
| 4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. |
| 5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. |
Задачи обучения:
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
География, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.
Окружающий мир, 3–4 классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 5 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения предмета «История» в 5классе из расчёта 2 часа в неделю.
Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
В данной рабочей программе при изучении модулей используется следующие тематический контроль по модулям в форме тестирования и исторические диктанта имеющие целью проверку досконального знания модуля.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс История Древнего мира должен:
- Сформировать историческое мышление.
- Дать характеристику древнему , средневековому , новому и современному обществу.
- Показать отличия Древнего мира, Средневековья, Нового времени от мира современного.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
| Результаты ( УУД) |
Реализация УУД
|
|
| РЕГУЛЯТИВНЫеЕ универсальные учебные .действия | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2) |
| 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | ||
| 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2) | |
| 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | ||
| 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | ||
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1) |
| 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | ||
| КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; | Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации) |
| 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям. | |
| 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции |
В результате изучения курса История Древнего мира учащийся должен:
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
- Определять и объяснять временные границы истории древнего мира;
- Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Древнем мире и развивающиеся до сих пор.
- Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
- Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
- Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Клеопатра, Юлий Цезарь, Нерон.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Древнего мира.
Содержание рабочей программы
Модуль 1. Первая историческая эпоха 10 часов
Вводная тема (2 ч.)
Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока 18 часов
Тема 2. Древний Египет (7 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (11 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 3. Первая цивилизация Запада 14 часов
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (6 ч.)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 4. Империи эллинов и римлян. 26 часов
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4 ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (14 ч.)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
1. Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 классс.- М.: «Баллас», 2013
2.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович уроки истории 5 класс. История древнего мира: Москва. 2006 г.
3. Методическое пособие по истории Древнего Мира: «Просвещение», 1988г.
4. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение», 2008 г.
5. Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 класс; «Баллас»,2013 г.,
6. История древнего мира – методическое пособие 5 класс; «Дрофа», 2002 г.,
7. Г. И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: 5 класс.: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 2006 г.
8. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель», 2007 г.
9. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя: «Первое сентября» 2000г.
10 .Тематический контроль по истории. Древний мир: «Интеллект - центр», 2008г.
11. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Литература для учащихся:
- Ботвинник, М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян.: пособие для учащихся / М.Н. Ботвинник. – М.: Просвещение, 2010
- Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 классс.- М.: «Баллас», 2013
- Ионина, Н.А. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / Н.А.Ионина. – М.: Вече,2010
- История мировой культуры : справочник школьника. – М.,2010
- Капица, Ф.С. Всеобщая история : новейший справочник школьника / Ф.С. Капица. – М.: АСТ,2010
Энциклопедия для детей. Всеобщая история . – М: Аванта+,2012
Материалы на электронных носителях
1.Мультимедийный комплекс «1С. Образовательная коллекция»: история древнего мира 5 класс, 2008г.
2. История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга + диск): «Планета», 2012 г.к
3. Видеосерия: в кругу великих людей: 2008 г.
4.Мультимедийный комплекс: карты по истории древнего мира 5 класс (ФГОС) 2013 г.
Интернет-ресурсы
|
|
История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии... |
| http://ancientreme.ru/ | История Древнего Рима |
| http://ellada.spl.ru/ | История Древней Греции |
| http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project118/index.htm |
Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников. Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке |
| http://oba.wallst.ru/scientif/history/foreign/antient.htm | На сайте представлена электронная карта Греции |
| http://tmn.fio.ru/works/17x/305/01/kartagrezii.htm |
Семь чудес света.
|
| http://chudo-7.narod.ru/index.htm | Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света. |
|
http://7wonders.worldstreasure.com/
|
Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова "Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима". Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника. |
| http://historiwars.narod.ru/Index/Drev/Drev2.htm | Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей: 1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр) |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ
Технические средства обучения
Ноутбук
Экспозиционный экран
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
Учительский стол с тумбой
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий
Настенная доска
Стенды : лента времени, сегодня на уроке, вехи истории . техника безопасности