Ушедшее столетие выполнило свою задачу – углубило знания человечества в самых разных областях его деятельности. В своём развитии оно дошло до пика - культа разума. Стереотипы не должны сковывать мысль сегодняшних студентов при овладении будущими профессиями. Характерной чертой человека новой цивилизации становятся не столько физические законы материально мира, сколько человек и его духовный мир.
Современный мир жесток, люди в большинстве своём равнодушны к несчастиям других, и наши дети, рационально мыслящие, к сожалению, не являются исключением. Пробуждать в них сострадание, сочувствие, сопереживание, достучаться до их души становиться всё труднее и труднее. Перевёрнутая система ценностей заставляет их нарушать моральные и эстетические нормы, принятые в обществе. Задача педагога – воспитывать в учащихся «человеческие» качества – понимание, терпимость, сопереживание. В условиях кризиса идеалов современного общества важно ориентировать учащегося на восприятие традиционных для России культурных ценностей. Современный выпускник должен обладать не только суммой знаний и развитым творческим мышлением, но и сформированной духовностью, развитой нравственной системой ценностей. Именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом воспитания духовности учащихся. Духовное развитие ребёнка происходит, когда он соприкасается с общественными культурными ценностями. Это играет большую роль в развитии его нравственности. Становление духовности начинается со светлых представлений о человеке и обществе, с размышлений о человеческом мировом единстве, о всемирно-исторической ответственности всех людей за положение дел в мире, с социальной терпимости. А это очень важные качества для современного выпускника. В новых социально-экономических условиях также актуальной становиться проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.
Подобные мысли волнуют многих преподавателей и заставляют искать различные формы работы с учащимися. Кружок или клуб являются более гибкой формой учебно-воспитательной работы, чем урок. Работа клуба направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале. При этом несколько изменяется диапазон учебно-воспитательной деятельности: планирование своей работы учащимися, выполнение заданий без подробного инструктажа, работа без непосредственной помощи преподавателя, проявление учащимися самостоятельности, творческой активности при решении поставленных задач – от воспроизведения задач по образцу до поисковых исследовательских действий. Решение проблемы побуждает учащегося к творческой деятельности, требует напряжения духовных и физических сил, усовершенствования результатов. В процессе работы накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций, которые можно использовать учебно-образовательном процессе. Всё это становиться достоянием студентов, т.к. они пришли к его пониманию самостоятельно через собственный опыт, мысль, действие, творчество.
Методология работы Клуба «Строгановское наследие»
Предметом работы клуба является история малой родины, рассматриваемая в общем контексте с развитием страны. Цель работы клуба состоит в том, чтобы привить учащимся любовь к малой родине, помочь восполнить «белые пятна» в их знаниях о родных местах, сформировать у учащихся гражданскую позицию, воспитывать патриотические качества. Работа клуба предоставляет возможность выполнить следующие задачи методического и дидактического характера:
- способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на наше прошлое, содействовать формированию национального самосознания, любви к малой родине;
- адекватно отразить роль исторических личностей малой истории, ознакомить учащихся с их жизнью, взглядами и деятельностью;
- помочь учащимся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом;
- показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее
гуманитарные аспекты;
- расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним;
- способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;
- помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности.
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов малой истории;
- развивать навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Организация работы способствует более глубокому усвоению ранее пройденного исторического материала, пониманию неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах. Также позволяет увидеть процесс исторического развития сквозь призму категорий «причина — следствие», «общее — особенное», «закономерное — случайное», «эволюция — революция». Учащиеся учатся понимать, что общие черты и различия в традициях и культуре страны проявляются в реальной жизни людей, семей и обществ, а судьбы людей могут складываться в зависимости от особенностей исторической эпохи.
Важнейшими задачами являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Важно создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т.д.) Занятия клуба строятся на самостоятельной работе учащихся, позволяющей приобрести им опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя работу с источниками информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ общественных явлений и событий прошлого; написание творческих, исследовательских работ; участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности; создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Участие в исследовательской работе особенно продуктивно развивает у учащегося «природные компетенции» - базовые качества личности, которыми человек наделён от природы, а также «приобретённые компетенции» - знания и умения, полученные в процессе обучения и повседневной жизни. В условиях ускоряющегося процесса обновления знаний «компетенция самообразования» становится важнейшим компонентом развития профессиональной компетенции. При оценке результатов деятельности определяются и «исполнительские» компетенции» учащегося. Постоянное общение со сверстниками, педагогами, организациями, жителями города при проведении исследований формирует коммуникативную компетентность.
Программа занятий клуба
Введение
Содержание и задачи работы клуба. Организация занятий, формы и методы работы.
Раздел I Методика и организация деятельности.
Формы и методы исследовательской работы. Проектная деятельность. Возможности ПК. Правила оформления работ.
Раздел II Строгановы в Прикамье и Очерском районе.
Родословная рода Строгановых. История семьи. Строгановы в Прикамье и Очерском районе. Становление заводов. Архитектурные памятники «строгановской» эпохи. Экскурсия. Известные личности рода. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.
Раздел III Сталинский период истории.
Репрессии в Прикамье. Лагеря ГУЛАГа в нашем крае. Репрессированные земляки. Пермь - 36. Памятники края жертвам сталинских репрессий. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.
Раздел IV Очерский край в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. Очерцы – фронту. Вклад в победу над врагом. Война и твоя семья. Семейный архив. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.
Учебно-тематический план.
|
Раздел |
Тема |
Количество часов |
|
Введение
|
1. Содержание и задачи работы клуба на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы работы. |
2 |
| I. Методика и организация деятельности. | 1. Формы и методы исследовательской работы. | 2 |
| 2. Проектная деятельность. Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. | 2 | |
| 3. Возможности ПК. Программа графический редактор Paint. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point. | 4 | |
| 4. Правила оформления работ. | 2 | |
| II.Строгановы в Прикамье и Очерском районе. | 1. Родословная рода Строгановых | 2 |
| 2. История семьи Строгановых. | 4 | |
| 3. Строгановы в Прикамье и Очерском районе. | 4 | |
| 4. Становление заводов. | 2 | |
| 5 Архитектурные памятники «строгановской» эпохи. | 4 | |
| 6. Экскурсия. | 2 | |
| 7. Известные личности рода. | 4 | |
| 8. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. | 4 | |
| 9. Оформление результатов исследования. | 2 | |
| 10. Выступление на классных часах. | 4 | |
|
III.Сталинский период истории.
|
1. Репрессии в Прикамье. | 2 |
| 2. Лагеря ГУЛАГа в нашем крае. | 2 | |
| 3. Репрессированные земляки. | 2 | |
| 4. Пермь - 36. Памятники края жертвам сталинских репрессий. | 2 | |
| 5. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. | 4 | |
| 6. Оформление результатов исследования. | 2 | |
| 7. Выступление на классных часах. | 4 | |
| IV. Очерский край в годы Великой Отечественной войны | 1. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 2 |
| 2. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. | 2 | |
| 3. Очерцы – фронту. Вклад в победу над врагом. | 2 | |
| 4. Война и твоя семья. Семейный архив. | 2 | |
| 5. Исследовательская работа. Сбор материала о земляках. | 4 | |
| 6. Оформление результатов исследования. | 2 | |
| 7. Выступление на классных часах. | 4 | |
| Итого: | 80 |
Концепция воспитания
В основу положены концептуальные положения педагогики сотрудничества, отражающие важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном образовании:
- постановка личности в центр всей воспитательной системы;
-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей, индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- постановка трудной цели.