Поиск

В настоящее время уже нет сомнения, что глобальный экологический кризис на нашей планете – объективная реальность. Он продолжает интенсивно развиваться, проявляясь прежде всего в том, что мы называем ухудшение качества жизни [3].

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблен лесной покров;

 - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

 - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

 - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношение человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

В науке и на практике утвердились два направления, которые можно использовать для решения экологических проблем [2].

  1. технологическое, традиционно воспринимается как преобладающее на практике. Данное направление предусматривает разработку и широкое распространение ресурсосберегающих технологией во всех отраслях хозяйства, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и т.д. Но данное направление не учитывает психологию человека, а для решения экологических проблем необходимы реальные сдвиги в общественном состоянии, в обновлении систем ценностей, в новой духовной парадигме общества, что, как правило, и достигается в рамках второго направления;
  2. гуманитарное, в рамках которого происходит изменение системы ценностей, мировоззрения и сознания человека. Данное направление позволяет учитывать психологию человека, предполагает формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека.

В период глобального экологического кризиса возникает жизненно важная необходимость в экологизации общественного сознания, в устойчивом развитии, экологическом императиве, изменении антропоцентрического сознания на экоцентрическое. Большое значение в этом вопросе придается воспитанию и образованию [5].

Таким образом, формировании экологической культуры и повышение ее уровня – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество испытывает на себе воздействие современных глобальных экологических проблем. Поэтому задача формирование правильного восприятия окружающей среды и экологической культуры становится приоритетной задачей государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

С принятием закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I «Об образовании» [7] воспитание любви к окружающей природе стало одним из принципов государственной политики в области образования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации, установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [8] определил необходимость формирования всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы образования. В Указе Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О переходе к концепции устойчивого развития» и в  Экологической доктрине Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденных Указом Президента РФ от 30.04.2012 г, значится, что достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением основной задачи, в частности, формирования экологической культуры в условиях экологического образования и воспитания.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (ННШ) – новый стратегический ориентир модернизации российского образования. Стратегическая цель – создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Системообразующее направление ННШ – Федеральный Государственный образовательный Стандарт (ФГОС) общего образования.

ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся. Личностные характеристики предполагают:

- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

 - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [1].

Экологическое воспитание способно заложить основу построения гражданского общества, пробуждая в каждом жителе «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны.

А для этого надо формировать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились:

1. Резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные  источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео.

2. Ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм.

Вместе с тем практика показывает, что во многих школах все еще низок уровень знаний учащихся начальных классов о взаимосвязи между компонентами природы и человека, а также умений и навыков устойчивого и положительного поведения в природной среде. Крайне низок уровень сформированности экологической культуры. Это обусловлено недостаточным охватом младших школьников внеурочной деятельностью, слабой ее связью с учебным процессом, незначительной экологической направленностью, отсутствием эффективных систем краеведческой деятельности, максимально способствующей формированию экологической культуры.

Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. Одним из видов такой деятельности является проектная деятельность.

Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [4].

Метод проектов  развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать коммуникативные навыки деятельности, учат анализу, постановке проблемы, рефлексии, планированию деятельности, форма организации труда и способам действия.

Вопрос организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС [10]. Психологической основой стандартов нового поколения является деятельностный подход, который подразумевает обучение через деятельность, погружение детей в различные виды деятельности.

Суть деятельностного подхода в образовании заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному деятельностному подходу, наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, а также возрастной ситуации развития [3].

Кроме того, включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий [9].

Проводимые в России реформы образования, направленные на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию, стимулировали интерес многих ученых к проектному обучению: формирование проектной культуры (И.А. Зимняя), психология проектной деятельности (Н.В. Матяш, Н.Н. Нечаев и др.), технология проектного обучения (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, А.В. Хуторский), подготовка учителей к организации проектного обучения (Н.В. Горбуного, Л.В. Кочкин, П.А. Петряков и др.).

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включения младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Экологические знания – важная часть экологического воспитания, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы экологического образования осуществлять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает в них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

 

Список литературы:

  1. 1.Васина, О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры / О.Н. Васина, О.Н. Пономарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 711-713.
  2. 2.Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Право и образование. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
  3. 3.Кравчук, М.А. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания / М.А. Кравчук, Ю.И. Краснов, В.Н. Малинин // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – № 1. – С. 194-205.
  4. 4.Лукина, А.К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования / А.К. Лукина, Т.П. Лисунова, И.Н. Сеткова // Проблемы современного образования. – 2012. - № 3. – С. 110-118.
  5. 5.Морозова, Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания / Н.А. Морозова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.160-164.
  6. 6.Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, [Электронный ресурс]: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  7. 7.Об образовании в Российсской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
  8. 8.Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ [Электронный ресурс: ] http://www.referent.ru/1/78524.
  9. 9.Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211.