Классный час в 8 классе, посвященный обсуждению семейных конфликтов.
Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцпросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов.
Цель: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;
Задачи: способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Способы выхода из конфликта:
– соревнование (соперничество);
– приспособление;
– компромисс;
– уход;
– сотрудничество
План классного часа:
1. Проблемная ситуация «На приеме у психолога».
2. Интерактивная беседа.
3. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».
4. Ролевая игра «Если бы психологом был я...».
- Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».
- Заключительное слово.
Ход классного часа:
I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!». А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
II. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались сегодняна приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:
- хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
- можно ли назвать их семью счастливой?
- что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
(Дети высказываются.)
А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? (Дети высказываются.)
Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
- Трудный возраст дочери.
- Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
- Успеваемость, учеба.
- Лень, неаккуратность.
- Придирчивость родителей.
- Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
Классный руководитель. Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком? (Дети высказываются.)
Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? (Дети высказываются.)
На какой почве чаще всего случаются конфликты?
Примерные ответы детей:
- Не помогал по дому.
- Учеба, поведение.
- Поздно приходил домой.
- Вредные привычки (курение).
- Из-за моей компании.
- Внешний вид (прическа, одежда).
- Мои поздние возвращения домой.
- Плохой характер родителей.
Классный руководитель. Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует):
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? (Дети высказываются.)
V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний. (Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.)
Умение владеть собой - это...
- контролировать свое поведение;
- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
- держать себя в руках;
- не позволять себе грубости, хамства;
- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.
Чтобы научиться владеть собой, нужно...
- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
- читать книги по психологии;
- не терять своего достоинства;
- научиться уважать других людей;
- научиться видеть свои недостатки;
- быть строгим к себе и снисходительным к другим.
Чтобы найти компромисс, нужно...
- найти такое решение, которое устроит всех;
- войти в положение другого человека;
- видеть правоту другого человека;
- отказаться от своего эгоизма;
- не считать себя выше других;
- уважать чужое мнение.
Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа?
Это интересно
- Классный час во 2 классе "Мы будущие защитники Отечества"
- Устный журнал «Маршалы Победы»
- Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении
- Сценарий мастер-класса «Ситуация успеха как трамплин для самовыражения учащегося»
- Классный час для учащихся 9-х классов «Дети блокадного Ленинграда»