Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- познакомить ребят с понятием блокада;
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
- осознать тяжесть того времени для детей и сверстников.
(под музыку «Дети войны» Т. Гвардцители)
Учитель: Сегодня 23 января знаменательный день для всей странны и мира! 23 января 1944 года завершилась почти 900 дневная блокада легендарного города Ленинграда (г.Санкт-Петербурга).
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
На защиту Отечества и своего города встали не только взрослые, но и дети.
15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Я предлагаю окунуться в ужасную атмосферу того времени.
(фрагмент видеоролика -
На защиту родного города поднялись все его жители. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.
В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными в госпиталях, работали за станками.
Самостоятельно посмотреть определение и вид:
БАРРИКАДА.ДОТ
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
(Просмотр видеоролика -
В это ужасное время в Ленинграде работали театры и школы, жителям славного города необходимо было черпать силы в культуре и образовании, поднимать дух и верить в светлое будущее.
Я предлагаю вам сегодня написать письмо тому самому сверстнику, тому ребенку, который жил во время блокады, что вы могли бы ему пожелать, как поднять дух оголодавшего обессилевшего ребенка в годы блокады Ленинграда.
(написание письма сверстнику, ребенку блокадного Ленинграда)
(звучит музыка – Варя Стрижак «Мама, Не Плачь») -
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.