В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.
Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению, и скажем об их эффективности.
С 2015 года педагогическим советом принято Положение о службе примирения (Пр №228-1), в рамках которой ребята учатся цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
С 2007 года в школе функционирует психолого — медико — психологическая служба, в компетенции которой находится решение рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы.
С 2005 года функционирует Совет профилактики школы, составляющий основу профилактики девиантного поведения детей, входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Работа социального педагога с педагогическим коллективом:
- Проведение педагогических советов, административных совещаний по данным темам.
- Проведение семинаров-практикумов и круглых столов.
- Проведение индивидуальных консультаций классных руководителей .
- Совместные посещения семей на дому ( с целью научить педагога проведению обследования социально — бытовых условий , в которых проживает семья; на что надо обращать внимание при посещении семьи).
Были рассмотрены теоретические вопросы:
- Понятие «неблагополучная семья».
- Виды неблагополучных семей и их характеристика.
- Факторы социального риска в семье.
- Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.
- Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с ней.
Существует механизм выявления неблагополучных семей:
- Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.
- Составляется социальный паспорт классов и школы.
- Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.
- С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
- Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).
Эффективность:
- Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям;
- Нежелание посещать семьи на дому ;
- Отсутствие четких представлений о системе профилактической работы, не владениями такими понятиями как «учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи, состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т. д.
Вывод: необходимо проводить детальную работу с классными руководителями.
Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама.
В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители ,ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.
Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.
Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:
- Диагностический
- Профилактический
- Реабилитационный
Учителя-предметники:
- Контроль за выполнением домашнего задания.
- Контроль за посещением уроков.
- Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).
- Докладные.
Классные руководители:
- Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин
- Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.
- Контроль за посещением родителей родительских собраний.
- Посещение семей на дому.
- Составление социального паспорта класса.
- Привлечение родителей к делам класса и школы.
- Вызов родителей на заседание Совета профилактики.
Психолог:
- Выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев.
- Диагностика учащихся.
Медицинская сестра:
- Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.
Родители- представители родительского комитета.
- Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.
- Посещение на дому.
- Рейды в микрорайон.
- Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).
Сентябрь
- Акция «Мы рядом…» (листовки) - 2 семьи.
- Родительские собрания с привлечением представителей правоохранительных органов.
- Рейд «Неблагополучная семья» (заявление от классных руководителей).
- Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.
Отчет классных руководителей до 7 сентября:
предоставляют следующую информацию:
- Выявление учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин).
- Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.
- Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.).
- Список родителей, не явившихся на родительское собрание
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков ;
- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).
Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена. Цель- выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние. Справки о посещении семей классные руководители предоставляют по итогам четверти. По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием.
Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации.
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
- Индивидуальная беседа.
- Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную столовую.
- Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции, контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних классными руководителями.
- Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой.
- Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним.
- Вовлечение членов семьи в школьные мероприятия.
- Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних совместно с ОПДН.
- Проверка документации (дневники, тетради).
- Посещение уроков, контроль за процессом обучения.
- Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.
- Вызов на Совет по профилактике правонарушений.
- Вызов на малый и большой педагогический советы.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.