Содержание:
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание программы
- Список литературы
- Пояснительная записка
«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях». Если бы это утверждение стало нормой нашей жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Семья всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (влияние общества). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагога дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
Отзывы родителей о работе объединений, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации воспитательной работы. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с обучающимися.
Данная программа «Гармония» посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом отдела и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.
Цель программы: организация сотрудничества между педагогическим коллективом отдела ТЭП «Каприз» и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
¾ изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей;
¾ выявить функции сотрудничества педагогического коллектива отдела и родителей;
¾ организовать родительский всеобуч;
¾ использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям;
¾ анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию обучающихся;
¾ создать единый коллектив обучающихся, родителей и педагогов, объединенный общими целями и ответственностью, действующий на демократических и гуманистических принципах.
Методы воспитательной работы с семьей:
¾ методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
¾ методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;
¾ методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение,
анализ результатов деятельности, анкетирование.
В основе программы лежит технология сотрудничества:
взаимодействие семьи и педагогов дополнительного образования, методиста и обучающихся, которое направлено на активное включение детей, родителей и обучающихся в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность.
Принципы осуществления сотрудничества:
¾ обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого обучающегося;
¾ формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать;
¾ взаимное уважение;
¾ справедливость по отношению к обучающимся и родителям;
¾ организация и осуществление педагогической поддержки родителей;
¾ соблюдение принципов педагогической этики.
Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и педагогов являются:
¾ информационная;
¾ воспитательно-развивающая;
¾ формирующая;
¾ охранно-оздоровительная;
¾ контролирующая.
В практике работы отдела определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
¾ день открытых дверей (2 раза в год);
¾ родительские собрания (1 раз в два месяца);
¾ индивидуальные консультации;
¾ анкетирование родителей;
¾ открытые занятия (1 раз в полугодие);
¾ праздничные программы;
¾ концерты.
Основные направления организации работы педагогического коллектива с семьей:
¾ организация диагностической работы по изучению семей, составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень);
¾ организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
¾ выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
Ожидаемые результаты:
¾ повышение уровня педагогической культуры родителей;
¾ создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и педагогов;
¾ оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
¾ осознание родителями значимости дополнительного образования в жизни детей.
Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи педагогов, обучающихся и родителей, их общей заинтересованности.
- Тематический план программы «Гармония»
|
№ |
Наименование мероприятия |
сроки |
ответственные |
|
1. |
Раздел 2. - организационные родительские собрания объединений отдела «Родители педагоги – партнеры в обучении и воспитании». Выборы родительского комитета. Раздел 1. - анкетирование «Семья обучающегося» |
сентябрь |
зав. отделом методист педагоги |
|
2. |
- тренинговое занятие с родителями «Учимся общению». Раздел 1. - анкетирование «Тип семьи» (методика программированного наблюдения) |
октябрь |
зав. отделом методист педагоги |
|
3. |
Раздел 2. - родительское собрание «Поощрение и наказание в жизни ребенка». Раздел 3. - праздничная программа, посвященная Дню матери |
ноябрь |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
4. |
Раздел 3. - новогодняя праздничная программа «Новый год у ворот» (игровая программа, конкурсы) |
декабрь |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
5. |
Раздел 3. - мастер-класс «Семь Я»: подготовка праздничной программы ко Дню Защитника Отечества «Папы могут все, что угодно» |
январь |
методист родит. комитет |
|
6. |
Раздел 2. - родительское собрание «Агрессия в поведении ребенка». Раздел 3. - «Папы могут все, что угодно» - праздничная программа |
февраль |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
7. |
Раздел 3. - «От всей души!» - программа , посвященная дню 8 Марта |
март |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
8. |
Раздел 2. - родительское собрание «Семья – это папа, мама, я» (совместно с детьми)
|
апрель |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
9. |
Раздел 3. - отчетный концерт обучающихся объединений отдела «Зажги свою звезду» Раздел 1. - анкетирование для родителей «Исследование удовлетворенности родителей уровнем дополнительного образования обучающихся в объединении » |
май |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
|
10. |
Раздел 3. -заседания родительского комитета |
ежемесячно |
председатель родит. комитет |
|
11. |
Раздел 2. - родительский день (консультации по вопросам родителей) |
1-я среда месяца |
методист педагоги
|
|
12. |
Раздел 3. - «Отдыхаем вместе» |
в теч. года |
зав. отделом методист педагоги родит. комитет |
- Содержание программы:
Программа «Гармония» включает следующие разделы по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся:
1. изучение семей обучающихся;
2. работа с родителями;
3. сотрудничество педагогов, родителей и методиста в организации воспитательной работы в объединении.
Тематика проведения мероприятий по разделам программы меняется каждый год.
Раздел 1. Изучение семей обучающихся.
Цель: знакомство с социальной средой обучающихся отдела.
Мероприятия по разделу:
- диагностика, анкетирование изучение семей обучающихся;
- создание банка данных обучающихся ;
- изучение данных о занятости детей в других объединениях и секциях;
- формирование единых педагогических требований.
Раздел 2. Работа с родителями.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания ребенка в семье и объединении.
Мероприятия по разделу:
- проведение родительские собрания объединений отдела;
- проведение открытых занятий;
- проведение тематических собраний;
- проведение индивидуальных бесед и консультаций.
3. Сотрудничество педагогов, родителей и методиста в организации воспитательной работы в объединении.
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – обучающиеся – педагог».
Мероприятия по разделу:
- организация работы родительского комитета;
- привлечение родителей в выполнении режима занятий в объединениях детского творчества и выполнения правил для обучающихся;
- организация совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми с помощью проведения совместных мероприятий.
Список литературы
для педагогов:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993.
- Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка. М., 1986.
- Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М.: Вербум-М, 2001.
- Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
- Конвенция о правах ребенка.
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1986.
для родителей:
- Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984
- Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1986.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: 1994
- Малькова З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе: Проект для обсуждения. М., 1991
- Пальцев Н. Надежный помощник – накопленный опыт. 2003