Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности : непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : подготовительная.
Тип: интегрированное (интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»)
Цель:
формирование социальной активности в бережном отношении к природе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с тем, как люди обогревали свои дома раньше и как они делают это в наше время; дать представление о горючих полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, газ),закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и дома для энергосбережения; формировать первоначальные представления о зависимости состояния окружающей среды от действий людей;
Развивающие: развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию ее тайн;
Воспитательные: воспитывать бережное и положительное отношение к окружающему миру;
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Сказка о чудо-камне угле» Кошурникова Р., Дитрих А., Юрмин Г.
Материалы и оборудование : слайды с изображением солнца, огня, костра, печи, камина, современных обогревательных приборов, горючих полезных ископаемых, видео: мультфильм «Как сохранить тепло в доме».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, почему так стало холодно на улице?
( ответы детей)
Правильно, потому что наступил ноябрь и скоро наступит зима. А что нужно делать, чтобы не простужаться и не болеть зимой?
(ответы детей)
Конечно самое главное это правильно одеваться, чтобы не замерзнуть. А что еще нужно подготовить к холодной зиме, чтобы не замерзнуть?
(ответы детей)
Обязательно нужно подготовить и наши дома, в которых мы живем. Даже много тысяч лет назад люди заботились о тепле в своем жилище. Как вы думаете, что обогревало тогда жилище людей?
(ответы детей)
Конечно, источником тепла на земле и много тысяч лет назад и сейчас является солнце.
Показ слайдов «солнце»
При помощи чего еще люди обогревали свое жилище?
Отгадайте загадку:
Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьет,
А если выпьет, то умрет.
(Огонь)
Показ слайда «огонь»
Много тысяч лет назад свои пещеры люди обогревали при помощи огня. Огонь считался самым большим богатством, его берегли больше всего. Человека , который не уберег огонь изгоняли из племени. Он обрекался на верную гибель, но и само племя оставалось в таком же положении.
Показ слайда «огонь в пещере»
Прошло очень много времени и человек придумал более удобное жилище – дом, а также печь – которая обогревала дом. Печь появилась 4 тысячи лет назад. В России печь ставили в середину избы, тем самым показывая какое важное значение ей отводится. Про печь говорили «Печь – матушка», печь и обогреет и накормит. В других странах в домах ставили не закрытые печки, а открытые – камины. В теплой комнате дети могли поиграть и мы с вами поиграем в хороводную игру «Курочка Рябушечка» (физкультминутка)
Показ слайдов «печь» и «камин»
Чем отличаются камин и печь?
(ответы детей)
У печки дрова горят внутри. А у камина нет наружной стенки.
Чем похожи камин и печь?
(ответы детей)
У камина и у печи есть труба, через которую выходит дым, их топят дровами.
А где брали дрова?
(ответы детей)
Для дров рубили деревья в лесу. Но чтобы лес не заканчивался, вырубки чистили и снова сажали саженцы леса. Так люди заботились о будущих поколениях, то есть о нас с вами.
Показ слайда «посадка леса»
В наших домах сейчас тепло. Что обогревает наши дома?
(ответы детей)
Прежде всего батареи. А как батареи становятся горячими?
(ответы детей)
В котельной, это здание с огромной трубой, нагревают воду и горячая вода по трубам под землей поступает в дома к батареям и согревает наши дома. Чтобы нагреть воду, печь в котельной топят природным газом, мазутом или углем.
Показ слайдов «газ», «нефть» и «уголь»
А какие приборы еще обогревают наши дома?
(ответы детей)
Обогреватель.
Показ слайда «электрический обогреватель»
Как нагревается обогреватель?
(ответы детей)
При помощи электричества, которое поступает в наши квартиры с электростанции по проводам.
Показ слайда «электричество»
Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, угля, электричества, но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше и они могут когда-нибудь закончиться. А что нужно дома, чтобы сохранять тепло?
(ответы детей)
Нужно рамы клеить,
Двери закрывать,
Чтоб зимою белой
Нам не замерзать
Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы – не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек!
Электроэнергия - полезная вещь!
Хоть не надеть нам ее и не съесть,
Хоть не услышать ее, не узнать,
Хоть не увидеть ее, не понять.
Все должны экономить!
Все должны понимать
То, что свое отношение
К ней нужно срочно менять!
Вода всегда и всем нужна!
Мы это знаем все, друзья.
Ну, а какая ей цена?
Кто вспоминает иногда?!
Капля капнула. Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда.
Утепляем в доме окна
Мы, стараясь, как всегда.
И поэтому не страшны
Нам любые холода.
А за взрослыми на кухне.
Нужен просто глаз да глаз.
Чтоб не тратили напрасно
Дорогой природный газ.
Свет горит и днем, и ночью
Там, где нужен и где нет.
Взрослым, ты, малыш, напомни:
«Уходя, гасите свет!»
Мы тратим свет, воду и газ.
Все хорошо сейчас у нас.
А если тратить без ума –
Платить придется всем сполна.
А если экономишь все богатства,
Считай. Живешь ты не напрасно.
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера, -
Сохраняй в своей квартире
Воду, газ, тепло всегда!
Показ слайдов «энергосбережение»
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Сказка о том, как сохранить тепло в доме».
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности : непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : подготовительная.
Тип: интегрированное (интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»)
Цель:
формирование социальной активности в бережном отношении к природе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с тем, как люди обогревали свои дома раньше и как они делают это в наше время; дать представление о горючих полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, газ),закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и дома для энергосбережения; формировать первоначальные представления о зависимости состояния окружающей среды от действий людей;
Развивающие: развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию ее тайн;
Воспитательные: воспитывать бережное и положительное отношение к окружающему миру;
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Сказка о чудо-камне угле» Кошурникова Р., Дитрих А., Юрмин Г.
Материалы и оборудование : слайды с изображением солнца, огня, костра, печи, камина, современных обогревательных приборов, горючих полезных ископаемых, видео: мультфильм «Как сохранить тепло в доме».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, почему так стало холодно на улице?
( ответы детей)
Правильно, потому что наступил ноябрь и скоро наступит зима. А что нужно делать, чтобы не простужаться и не болеть зимой?
(ответы детей)
Конечно самое главное это правильно одеваться, чтобы не замерзнуть. А что еще нужно подготовить к холодной зиме, чтобы не замерзнуть?
(ответы детей)
Обязательно нужно подготовить и наши дома, в которых мы живем. Даже много тысяч лет назад люди заботились о тепле в своем жилище. Как вы думаете, что обогревало тогда жилище людей?
(ответы детей)
Конечно, источником тепла на земле и много тысяч лет назад и сейчас является солнце.
Показ слайдов «солнце»
При помощи чего еще люди обогревали свое жилище?
Отгадайте загадку:
Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьет,
А если выпьет, то умрет.
(Огонь)
Показ слайда «огонь»
Много тысяч лет назад свои пещеры люди обогревали при помощи огня. Огонь считался самым большим богатством, его берегли больше всего. Человека , который не уберег огонь изгоняли из племени. Он обрекался на верную гибель, но и само племя оставалось в таком же положении.
Показ слайда «огонь в пещере»
Прошло очень много времени и человек придумал более удобное жилище – дом, а также печь – которая обогревала дом. Печь появилась 4 тысячи лет назад. В России печь ставили в середину избы, тем самым показывая какое важное значение ей отводится. Про печь говорили «Печь – матушка», печь и обогреет и накормит. В других странах в домах ставили не закрытые печки, а открытые – камины. В теплой комнате дети могли поиграть и мы с вами поиграем в хороводную игру «Курочка Рябушечка» (физкультминутка)
Показ слайдов «печь» и «камин»
Чем отличаются камин и печь?
(ответы детей)
У печки дрова горят внутри. А у камина нет наружной стенки.
Чем похожи камин и печь?
(ответы детей)
У камина и у печи есть труба, через которую выходит дым, их топят дровами.
А где брали дрова?
(ответы детей)
Для дров рубили деревья в лесу. Но чтобы лес не заканчивался, вырубки чистили и снова сажали саженцы леса. Так люди заботились о будущих поколениях, то есть о нас с вами.
Показ слайда «посадка леса»
В наших домах сейчас тепло. Что обогревает наши дома?
(ответы детей)
Прежде всего батареи. А как батареи становятся горячими?
(ответы детей)
В котельной, это здание с огромной трубой, нагревают воду и горячая вода по трубам под землей поступает в дома к батареям и согревает наши дома. Чтобы нагреть воду, печь в котельной топят природным газом, мазутом или углем.
Показ слайдов «газ», «нефть» и «уголь»
А какие приборы еще обогревают наши дома?
(ответы детей)
Обогреватель.
Показ слайда «электрический обогреватель»
Как нагревается обогреватель?
(ответы детей)
При помощи электричества, которое поступает в наши квартиры с электростанции по проводам.
Показ слайда «электричество»
Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, угля, электричества, но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше и они могут когда-нибудь закончиться. А что нужно дома, чтобы сохранять тепло?
(ответы детей)
Нужно рамы клеить,
Двери закрывать,
Чтоб зимою белой
Нам не замерзать
Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы – не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек!
Электроэнергия - полезная вещь!
Хоть не надеть нам ее и не съесть,
Хоть не услышать ее, не узнать,
Хоть не увидеть ее, не понять.
Все должны экономить!
Все должны понимать
То, что свое отношение
К ней нужно срочно менять!
Вода всегда и всем нужна!
Мы это знаем все, друзья.
Ну, а какая ей цена?
Кто вспоминает иногда?!
Капля капнула. Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда.
Утепляем в доме окна
Мы, стараясь, как всегда.
И поэтому не страшны
Нам любые холода.
А за взрослыми на кухне.
Нужен просто глаз да глаз.
Чтоб не тратили напрасно
Дорогой природный газ.
Свет горит и днем, и ночью
Там, где нужен и где нет.
Взрослым, ты, малыш, напомни:
«Уходя, гасите свет!»
Мы тратим свет, воду и газ.
Все хорошо сейчас у нас.
А если тратить без ума –
Платить придется всем сполна.
А если экономишь все богатства,
Считай. Живешь ты не напрасно.
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера, -
Сохраняй в своей квартире
Воду, газ, тепло всегда!
Показ слайдов «энергосбережение»
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Сказка о том, как сохранить тепло в доме».