Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Коррекционные задачи:

Пробуждать познавательный интерес к окружающему;

 Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;

Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;

Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, кожные рецепторы) ослабленного зрения.

Образовательные задачи:

Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;

Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формирования у детей познавательного интереса;

Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, наблюдательность;

Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;

Расширить словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, две длинные толстые нитки по 3 м., штанген-весы детские;

Снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, веер, воздушные шары, музыка, магнитофон.

Правила безопасного поведения в исследовательской лаборатории

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Ход занятия.

Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте! » сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит, калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель : а что такое ветер?

Дети: ответы детей

Воспитатель: правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.

Воспитатель: скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет). Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Человеку нужно дышать, чтобы жить!

Опыт 1 «Не дышите»

Воспитатель: давайте проверим? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)

ВЫВОД:

Воспитатель: да, человеку нужен воздух! А кому ещё нужен воздух? (ответы детей)

Да, людям, животным, рыбам, растениям.

Воспитатель: А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей) .

- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы опять окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.

Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Проходите и садитесь на места. Сейчас мы с ребятами поговорим о воздухе.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили .

Воспитатель: чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.

(под музыку все делают гимнастику) .

Воспитатель: Ребята, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: ребята, а каким бывает ветер?

Дети: сильный, слабый, легкий ветерок.

Воспитатель: ветер может двигать разные предметы.

Дети: мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль, пустые кульки и т. д.

Опыт 5. Игра-соревнование «Сдуй снежинки с дорожки»

(две команды, две бумажные дорожки, усыпанные снежинками. Дети, при помощи трубочек, должны сдуть все снежинки с дорожки) .

Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Видели? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:

Для проведения занятия я ставила задачи:

Образовательные:

учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

способствовать формированию у детей познавательного интереса;

обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

o развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

o память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

o воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Была проведена предварительная работа:

o наблюдения за ветром;

o изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.

При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как дети с нарушением зрения, НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, гимнастику для глаз. Поставленные мной задачи были решены.

Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе. После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.