Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Коррекционные задачи:
Пробуждать познавательный интерес к окружающему;
Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;
Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;
Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, кожные рецепторы) ослабленного зрения.
Образовательные задачи:
Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность, наблюдательность;
Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
Расширить словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, две длинные толстые нитки по 3 м., штанген-весы детские;
Снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, веер, воздушные шары, музыка, магнитофон.
Правила безопасного поведения в исследовательской лаборатории
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Ход занятия.
Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте! » сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит, калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?
Дети: ветер.
Воспитатель : а что такое ветер?
Дети: ответы детей
Воспитатель: правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.
Воспитатель: скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет). Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Человеку нужно дышать, чтобы жить!
Опыт 1 «Не дышите»
Воспитатель: давайте проверим? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)
ВЫВОД:
Воспитатель: да, человеку нужен воздух! А кому ещё нужен воздух? (ответы детей)
Да, людям, животным, рыбам, растениям.
Воспитатель: А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей) .
- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы опять окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.
Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Проходите и садитесь на места. Сейчас мы с ребятами поговорим о воздухе.
Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?
Дети: Нет, не видим!
Воспитатель: Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: невидимый.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
ВЫВОД:
Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили .
Воспитатель: чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.
(под музыку все делают гимнастику) .
Воспитатель: Ребята, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: ребята, а каким бывает ветер?
Дети: сильный, слабый, легкий ветерок.
Воспитатель: ветер может двигать разные предметы.
Дети: мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль, пустые кульки и т. д.
Опыт 5. Игра-соревнование «Сдуй снежинки с дорожки»
(две команды, две бумажные дорожки, усыпанные снежинками. Дети, при помощи трубочек, должны сдуть все снежинки с дорожки) .
Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Видели? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.
Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:
Для проведения занятия я ставила задачи:
Образовательные:
учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
o развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
o память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
o воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Была проведена предварительная работа:
o наблюдения за ветром;
o изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.
При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как дети с нарушением зрения, НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, гимнастику для глаз. Поставленные мной задачи были решены.
Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе. После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.
