Процесс модернизации системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
То есть речь идёт о приобретении опыта каждым индивидом в каждый отрезок его жизни. Подлинно образовательным опытом являетсятакой, в котором человек имеет возможность, и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся. [1; 15]
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели дифференцированного обучения географии:
- выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь. [2; 448]
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы: первый уровень - минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй - базовый, третий - вариативный (творческий), дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. Условия реализации дифференцированного подхода в обучении географии: достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п.), систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся; сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.[2; 56-68]
Таким образом, введение дифференцированных технологий при обучении школьников географии, позволяет намного лучше усваивать материал, т. к. деление на группы помогает в целом усвоить материал (то есть всегда находится лидер, который ведет остальных за собой, разъясняя материал, помогая в проекте). При данном подходе уроки в 6 классе, такие как «Форма и размеры Земли», «Способы изображения объектов на физических картах», «Моря как части Мирового океана. Виды морей» и другие проходят интересно и познавательно для обучающихся. Они все вовлечены в учебный процесс, стараются внести свой вклад в работу группы, представить свой проект или доклад по данным темам.
Библиографический список:
