Проект «Педагогические условия и методы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Вид проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: январь – июнь 2015 г.
Участники проекта: педагоги старшей группы: Каменева Ирина Валентиновна, Попова Татьяна Викторовна, учитель – логопед Ковина Екатерина Николаевна, психолог Тылибцева Екатерина Ивановна, музыкальный руководитель Лыкова Марина Николаевна, инструктор по физической культуре Аникина Любовь Вячеславовна.
Целевая группа: дети и родители старшей группы.
Актуальность темы.
С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества нужно с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают за собой игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребёнку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе сверстников.
Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной.
Цель проекта.
Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.
Гипотеза.
Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Задачи:
- Изучить проблемы воспитания культуры поведения у дошкольников.
- Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ при разработке и реализации перспективно-тематического плана.
- Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей.
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Расширить представление дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении и вне его стен.
- Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.
Формы реализации проекта: занятия, экскурсии, проблемные ситуации, ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей.
Методы реализации проекта.
Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.
Практические: дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.
Ресурсное обеспечение проекта.
Информационное: установление связи с библиотекой, с детско-спортивной школой искра, с музеем старины. Информирование всех участников о ходе реализации проекта.
Методическое: разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей.
Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.
Материально-техническое: приобретение методических пособий, художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами, канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол, театра юного зрителя.
Предполагаемые результаты проекта.
Дети:
- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
- Закрепление культурно-гигиенических правил.
- Рост речевой активности детей в разных видах деятельности.
- Способность анализировать свои поступки и поступки других.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
- Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
- Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.
Педагоги:
- Повышение эффективности работы по теме.
- Повышение личностно-профессионального уровня.
- Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
1 этап. Подготовительный.
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.
|
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Продукт |
|
1.Повышение собственной профессиональной компетентности педагогов (воспитателей и специалистов) |
1.Подбор, изучение методической литературы по теме. 2.Изучение передового педагогического опыта. 3.Тематическое и перспективное планирование занятий (со специалистами). 4.Подбор диагностического, педагогического инструментария. 5.Выбор объектов для экскурсии. 6.Подбор музыкального репертуара. 7.Разработка сценариев развлечений, досугов, парной гимнастики. |
Январь – февраль 2015 года. |
Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО. |
Тематический и перспективный план. |
|
2.Выявление знаний детей по данной теме. |
Первоначальная диагностика детей (приложение №1). Беседы детьми. |
Январь – февраль 2015 года. |
Педагоги, психолог. |
Результаты мониторинга |
|
3.Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта. |
1.Информация для родителей о проекте «Культура поведения детей». 2.Родительское собрание «Разработка планов совместных мероприятий». 3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. 4.Определение тематики бесед, консультаций. 5.Сбор информации по теме. 6.Оформление стенда «Что такое хорошо? Что такое плохо?». 7.Анкетирование родителей по выявлению уровня представлений о социально-нравственном воспитании дошкольников. |
Январь – февраль 2015 года. |
Педагоги, логопед, психолог. |
План совместных мероприятий. Родительское собрание. Оформление стенда. Анкета для родителей (приложение №2). |
|
4.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. |
1.Подбор литературы. 2.Изготовление пособий, картотеки (игры со сверстниками). 3.Тематические альбомы. 4.Фотоальбомы. 5.Приобретение дидактических игрушек (Смешарик, Незнайка, Хрюша, Капризка). |
Январь – февраль 2015 года. |
Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед. |
1.Оформление уголка «Азбука поведения для воспитанных детей». 2.Фотовыставка «Наш любимый детский сад». |
2 этап. Основной.
Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Работа ведётся по следующим разделам:
- Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.
- Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
- Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
|
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Продукты |
|
1.Способстовать распространению положительного опыта по организации обучения детей культуре общения. |
Встреча с сотрудниками библиотеки («В одном прекрасном царстве жил сказочник Кузьмин»), посещение детско-спортивной школы «Искра», знакомство с музеем истории «Диорама», сетевое взаимодействие с клубом «Электрон» по проекту «Сохраняя традиции», посещение музея старины, беседы с детьми «О хорошем и плохом поведении», информационно-деловое оснащение «Учимся вежливости», игра – занятие «Гостям всегда рады», «У меня зазвонил телефон», «Вежливый ручеек», совместная деятельность, физкультурно - оздоровительный праздник «Если хочешь быть здоров». |
Март-апрель 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
Плакат «О хорошем и плохом поведении», макет телефона, альбом музей «Диорама», атрибуты для игры «Гостям всегда рады», атрибуты для праздника «Если хочешь быть здоров». |
|
2.Закреплять, отрабатывать культурно - гигиенические навыки. |
1.Дидактические игры «Сервировка стола». 2.Упражнение «Моя помощница – салфетка». 3.Игра «Кукольное чаепитие». 4.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 5.Показ «Дефиле одежды» (для театра, спортивная, повседневная, нарядная). 6.Совместная деятельность «Мой друг – Мойдодыр». 7.Упражнение «Взял – клади на место». |
Апрель-май 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
1.Карточки для младшей группы «Одеваться-раздеваться». 2.Альбом для девочек и мальчиков «Причёски». 3.Альбом «Уход за руками, ногтями». 4.Стенд «Мой друг – Мойдодыр». |
|
3.Знакомить с нормами поведения. Обучать первоначальным навыкам совместной деятельности. |
1.Игра «Как хорошо с тобой дружить». 2.Составление сказки о дружбе детей и зверей. 3.Коллективна лепка «Три медведя». 4.Чтение, обсуждение стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?». 5.Экскурсия «Мой друг – светофор». 6.Сюжетно – ролевая игра «Автобус». 7.Игра – лото «Как мы одеваемся». 8.Экскурсия в мини – музей старины. 9.Упражнение «Уберём наш группу». 10.Игра «Мои друзья: игрушки, книги». |
Апрель-май 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
1.Книжки – малышки «Дружба детей». 2.Макет светофора. 3.Атрибуты к игре «Автобус». 4.Лото «как мы одеваемся». 5.Альбом «Мой дом». 6.Альбом «Игрушки». |
Работа с родителями.
Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
|
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Продукт |
|
1.Помочь родителям осознать важность формирования у детей культуры поведения. |
1.Индивидуальные встречи с родителями по вопросам культуры поведения 2.Кргулый стол «Будьте вежливы». 3.Совместное ведение дневников наблюдений. 4.Передача информации через записки, телефонные звонки, видео и фото материалы. |
Апрель-май 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
1.Просветительная листовка «10 заповедей родительства». 2.Памятка «Искусство быть родителем». 3.Атрибуты для праздников. 4.Детский фотоальбом. |
|
2.Расширить их представление по содержанию культуры поведения дома и в детском саду |
1.Организация семейных вечеров, состязаний. 2.Родительские четверги «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского». 3.Совместные праздники. 4.Групповые встречи на этикетные темы. 5.Семинар-практикум «Как организовать детский праздник в семье». |
Апрель-май 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
1.Атрибуты к сказкам К.И. Чуковского. |
3 этап. Заключительный.
Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.
|
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Продукт |
|
1.Формирование у детей и родителей интереса к теме проекта. |
1.Повторное анкетирование родителей. 2.Диагностика детей. |
Июнь 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
Результаты анкетирования. |
|
2. Выявление представлений детей после реализации проекта |
Итоговый мониторинг |
Июнь 2015 года. |
Воспитатели группы |
Результаты мониторинга. |
|
3.Проведение итоговых мероприятий с детьми, выявляющими уровень освоения проблемы и отношение к ней |
1.Совместная деятельность с детьми «Наши добрые слова». 2.Игра «День рождения». |
Июнь 2015 года. |
Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО. |
Конспект занятий. |
|
4.Трансляция проекта |
Выступление на педсовете в ДОУ, на конференциях, семинарах в районе и городе. |
Июнь 2015 года. |
Воспитатели группы |
Проект |
Риски проекта:
1. Нежелание родителей принимать участие в проекте.
2. Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.
3. Недостаточное количество денежных средств на пополнение развивающей среды.
Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединении в ДОУ, на курсах профессиональной переподготовки в РИНО.
Перспективы проекта: данный проект является методическим сопровождением в помощь воспитателям для развития: культуры деятельности, культуры общения, культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Ресурсное обеспечение проекта.
№ п/п Наименование Количество Цена (рублей) Сумма (рублей) Методическое оснащение 1 Художественная литература. 10 шт 100 1 000 2 Методическая литература 10 шт. 100 1 000 3 Демонстрационные плакаты 2 шт. 270 540 4 Игровой дидактический материал. 2 шт. 170 340 Материально-техническое оснащение 5 Фломастеры 10 шт. 20 200 6 Цветные карандаши 10 шт. 30 300 7 Цветная бумага (ксероксная) 1 уп. 300 300 8 Услуги сканера/принтера/копира 20 л. 4 80 9 Костюмы 5 шт. 500 2 500 10 Видеодиски с играми 2 шт. 100 200 11 Поездка в театр 20 бил. 150 3 000 12 Услуги транспорта 20 чел. 100 2 000 13 Прочие расходы 3 540 Кадровое оснащение 14 Привлечение к участию библиотекаря, писателя 500 (разовая встреча) 3000 Информационное оснащение 15 Изготовление буклетов, визиток, афиш. 20 шт 20 400 16 Размещение информации на сайте ДОУ. 600 600 Итого 19000
Библиография
- Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
- Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули программы ДОУ).
- Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.
- Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона. – Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.
- Кондрыкина Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ООО ТЦ Сфера, 2011 г.
- Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
- Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс «Звезда», 2000 г - 196с.
- Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр», СПБ, 2012 г.
- Насонкина С.А., Информационно – деловое оснащение ДОУ. ООО Издательство «Детств – пресс», наглядное пособие.
- Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.
- Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.
- Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.
- Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ Сфера, 2015 г - 96 с.
Приложение №1. Мониторинг уровня культуры поведения детей.
|
Ф.И. ребёнка |
Навыки личной гигиены и культура еды |
Знание детьми правил поведения |
Умение оценивать своё поведение |
Общение со сверстниками |
Общение со взрослыми |
Культура речи |
||
|
Занятия |
Игры |
Трудовые поручения |
||||||
|
Максим В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Софья Г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арина Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дима К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2. Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.
1) Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на целый день?
- Да
- Нет
2) Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возращении из детского сада?
- Чем вас сегодня кормили?
- Что интересного было в дошкольном учреждении?
- Что ты сегодня натворил?
- Как ты себя сегодня вёл в детском саду?
3) Что Вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребёнка в детском саду?
- Я много об этом читал, знаю многое.
- Я мало что знаю об этом.
- Не знаю ничего.
4) Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребёнка в детском саду и дома?
- Да, знаю.
- Знаю, но хотелось бы знать больше.
- Не знаю ничего.
5) Нужен ли Вам совет по улучшению поведении. Ребёнка дома и в детском саду и оказанию ему разумной помощи?
- Да, он необходим.
- Нет.
6) Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемо частью воспитательного процесса в семье?
- Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
- Да, но я избегаю этого.
- Нет, это неверно.
