Содержание
1.Обоснование актуальности проекта…………………………………………...3
2.Цели и задачи проекта……………………………………………………….….4
3.Основное содержание проекта…………………….……………………….….4
4. Ресурсы, партнеры проекта……………………………………………….…...7
5.Информация о сайте проекта…………………………………….………….…8
6.Целевая аудитория……………………………………………….……………..8
7.Результаты проекта…………………………………….…………………….…8
8.Оценка эффективности проекта……………………………………………..…9
9.Перспективы дальнейшего развития…………………………………………..9
10.Список, используемой литературы…………………………………………..9
Приложение……………………………………………………………………...11
1.Обоснование актуальности проекта
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и обуславливает выбор темы настоящего проекта: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками, народными играми».
Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции - чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, которое помогает ребёнку осознать свою национальную принадлежность а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Решение проблемы по приобщению дошкольников к русской народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.
2.Цели и задачи проекта
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МБДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с традициями народной культуры.
Объект: приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре
Предмет: русские народные календарные праздники, обычаи, игры как средство приобщения детей 5-7 лет к русской народной культуре.
Гипотеза: мы предполагаем, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями родного народа способствует их патриотическому воспитанию и развитию, формированию гражданской позиции.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
3. Основное содержание проекта
Данный проект реализовывался в 2014-2015 учебном году в несколько этапов
|
I этап (аналитический) |
|
|
II этап (организационный) |
|
|
III этап (практический) |
Создание программы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через ознакомление с традициями, праздниками, народными играми. Программа включает работу по образовательным областям: Познавательное развитие: Физическое развитие: Художественно-эстетическое развитие: -разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов, игр с пением; -инсценирование песен; -игра на шумовых народных инструментах Работа с родителями: Родители принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, народных праздников. Работа с педагогами: Мастер-классы для педагогов по проведению народных игр с детьми. |
|
IV этап (итоговый) |
При реализации проекта использовались следующие формы работы:
Дети:
- организованная образовательная деятельность;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- совместная деятельность;
- праздники и развлечения;
- просмотр видеофильмов, слушание музыки;
- использование всех видов фольклора;
- выполнение творческих заданий;
- игровая деятельность: подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация;
- совместная деятельность с инструктором по физической культуре, воспитателями, учителем-логопедом;
- экскурсии в Музей истории Екатеринбурга;
- экскурсии в школьный музей истории Горного Щита;
- выступления на фестивалях «Сельские узоры» в ЦК «Горный Щит»;
- выступления перед ветеранами фольклорного ансамбля «Селяне»; Родители:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- информационные памятки;
- анкетирование;
- участие в праздниках и развлечениях;
Воспитатели:
- консультации;
- презентации;
- выступления;
Информация о проекте распространялась через сайт МБДОУ № 316, анкетирование и консультации, Родительский клуб, мастер-классы для родителей и педагогов МБДОУ и района.
4. Ресурсы, партнеры проекта
Информационные ресурсы:
МБДОУ использует в работе нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. №2148-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.102013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.»;
- Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе, подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы
Социальные ресурсы:
МБДОУ взаимодействует со МБОУ СОШ № 142, ЦК «Горный Щит», музеем истории Екатеринбурга, театральными коллективами: «Гримм-маски», «Театр-сказка».
Материальные ресурсы:
в МБДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, интерактивная доска, медиапроектор, создан Уголок русской избы, центры по изодеятельности, центры краеведения в группах, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, иллюстрации.
5.Информация о сайте проекта
Информация о реализации проекта представлена на сайте МБДОУ № 316 (см. Приложение)
6.Целевая аудитория
Проект рассчитан на детей 5-7 годов жизни, их родителей
7.Результаты проекта
В результате реализации проекта разработана система по патриотическому воспитанию и развитию детей, формированию их гражданской позиции через ознакомление с традициями народной культуры:
-создана Программа по ознакомлению детей с традициями народной культуры;
-разработаны критерии оценки результата освоения Программы;
-пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда (Уголок русской избы, центры краеведения в группах, изготовлены атрибуты к играм, народные костюмы);
-создана картотека русских народных игр;
-собран сборник сценариев развлечений и народных праздников;
-проведён фестиваль игр народов Урала;
-проведены календарные народные праздники: Покровская ярмарка, Екатерина – санница, Рождественские колядки, Масленица, Сороки – праздник прилёта птиц, Весенние посиделки, Летний фольклорный праздник
-дети принимали участие в фестивалях «Сельские узоры» и «Служить России»;
-дети выступали перед ветеранами и тружениками тыла села Горный Щит;
-родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников;
-по результатам анкетирования родители стали чаще посещать вместе с детьми фольклорные концерты и мероприятия;
-проведена экскурсия в Музей истории Екатеринбурга и школьный музей истории села Горный Щит;
-проведён районный практический семинар и мастер – класс для воспитателей и музыкальных руководителей района «Ознакомление с истоками народной культуры как средство становление гражданско-патриотической позиции»;
-получена Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса.
8.Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности проекта отслеживалась по следующим критериям:
1. Дети знают и рассказывают русские народные сказки.
2. Дети знают элементы русского народного костюма.
3. Дети знают содержание русских народных песен, хороводов, игр, умеют в них играть.
4. Дети знают народные праздники, их содержание, традиции празднования.
5. Дети знают народные промыслы, ремёсла (урало-сибирская роспись, хохлома, городец, вышивка, вязание, шитьё, каслинское литьё).
6. Дети активно высказываются.
7. Дети поют народные песни, водят хороводы.
8. Умеют отгадывать загадки.
9. Используют в активной речи пословицы, поговорки, считалки.
9.Перспективы дальнейшего развития
Педагогический коллектив решил внести разработанную в результате реализации проекта Программу в Образовательную программу МБДОУ, как часть формируемую участниками образовательных отношений. В учебном плане появилась новая дисциплина «Знакомство с народной культурой». Будет продолжена работа по реализации Программы «Ознакомление детей с традициями народной культуры».
10.Список, используемой литературы
1. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.
2. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 304с.
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.
4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000- 224с.
5. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
6. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997. – 560 с.
7. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.
8. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа – М.: Вече, 2006. – 304с.
