Образовательные задачи: формировать образование существительного с уменьшительно- ласкательными суффиксами, составлять предложения с предлогами в, на, под, около. Замечать и исправлять ошибку в согласовании местоимения и существительного.
Развивающие задачи: развивать умение отвечать на вопросы развёрнутыми сложноподчинёнными предложениями.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к слову, доброжелательность, коммуникативность, инициативность и выдержку.
Материал и оборудование: магнитофон, сюжетные картинки, картинки с заданиями, фишки, игрушка белка.
Методы и приёмы: сюрпризный («Незнайка»), игровой, наглядный (использование сюжетных картин), словесный (задания), практический (выполнение заданий).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: формировать умение детей согласовывать существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и находить правильную форму; отвечать на вопросы; активизировать словарный запас детей.
Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Художественно – эстетическое развитие: развивать умение выразительной передачи игрового действия, творческую фантазию в исполнении игровых действий.
Физическое развитие: создавать условия для двигательной активности детей.
Социально – коммуникативное развитие: формирование игровой деятельности детей, выполнение норм поведения.
Ход.
Воспитатель: Ребята, что-то я забыла в какую группу мы перешли? Что это значит, подготовительная группа? Какое мы учили с вами стихотворение?
Подготовительная группа
Что это значит?
Значит, никто уже утром не плачет,
Суп не прольёт на рубашку никто,
Все надевать научились пальто.
Даже ботинки с другими шнурками
Не доверяем ни папе, ни маме.
Воспитатель: А как отличаются дети младшей группы от подготовительной группы? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, хотите проверить свои знания? Отгадайте загадку:
Скажите, как зовут его,
Он не знает ничего.
В Солнечном городе живёт,
В гости к нам сюда идёт. (Появляется Незнайка).
Незнайка: У меня есть задание, которое я никак не могу выполнить.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Какое у тебя задание?
Незнайка: Мне надо спросить у белочки, сколько у неё лап? Спросить про уши, хвост, глаза, рот?
(Дети берут в руки белочку и отвечают на вопросы).
Незнайка: А вот как ещё можно сказать, если белочка умная? Тихая? Добрая? Толстая?
Дети: Умная – ещё умнее, тихая – тише, добрая – добрее, толстый – полнее.
Воспитатель: Послушайте вместе с Незнайкой, что я вам скажу, и подумайте, правильно ли будет такое выражение: полный человек. Что это значит?
Дети: Толстый человек.
Воспитатель: А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать «большое дерево» или «толстое дерево»? Полная бумага или толстая? Что может быть полным?
Дети: Полный (колодец, карман, стакан, кошелёк);
Полная (чаша, тётя, тарелка);
Полное (ведро, блюдо);
Полные (дяди, карманы).
Воспитатель: Жаркий день. Как сказать по другому?
Дети: Тёплый день.
Воспитатель: Жаркий спор?
Дети: Горячий спор.
Воспитатель: Можно ли сказать «горячий день», «жаркий суп»? Как нужно говорить правильно? (Ответы детей).
Воспитатель: Незнайка, ты понял, как выполняется твое задание?
А теперь послушайте следующее задание:
Жил в лесу маленький гномик,
И был у него маленький домик.
Всё у гномика было маленькое:
У меня нос, у гномика – носик,
У меня колпак, у гномика – колпачок.
Куртка - курточка, кухня – кухонька,
Кастрюля – кастрюлька, кровать – кроватка,
Шкаф – шкафчик, огород – огородик,
Носки – носочки, туфли – туфельки,
Окно – окошечко.
Незнайка: Вот ещё одно моё задание. Надо составить предложения с предлогами в, на, под, около (по трём опорным словам).
Воспитатель: Ребята, послушайте и составьте предложения.
Лиса – лезть – нора. Ответы детей: Лиса лезет в нору.
Жук – спрятался – лист. Жук спрятался под листом.
Коля – сидеть – стул. Коля сидит на стуле.
Лебеди –плавать – пруд. Лебеди плавают в пруду.
Гриб – расти – ёлка. Гриб растёт около ёлки.
Воспитатель: Посмотрите на Незнайку, который делал всё наоборот. Я его прошу подойти – он отходит. Говорю «Повернись ко мне», - он отворачивается. Что бы сделал такой Незнайка – Наоборот, если бы его попросили: встать? (сел); открыть рот (закрыл); отодвинуть стул (задвинул).
Физминутка «Речевая гимнастика».
Едем, едем на тележке
Распевать в лесу потешки.
Скрип, скрип, скрип!
Скрип, скрип, скрип!
Ручеёк журчит, в речку он бежит.
Ехали мы, ехали, наконец, приехали.
Листья шумят: ш-ш-ш-
Птички свистят: фить-пири, фить- пири…
Эце, бенце, эн ветрок,
Скачут зайки: прыг да скок!
Ани – бани – тарабани,
Идёт лисонька из бани.
Хи – хи – хи, ха –ха – ха!
В речке плещется уха.
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха!
Надоела чепуха. Всё!
Воспитатель: Давайте поиграем с Незнайкой в игру «Кто придумает больше слов?»
Со словом бежал (перебежал, забежал, выбежал, убежал, сбежал);
ел (поел, переел, съел, недоел, заел);
ходит (уходит, заходит, выходит, приходит, подходит);
плыл (уплыл, приплыл, заплыл, всплыл, доплыл, подплыл).
Незнайка: Вот ещё одно задание. Я его выполнил, только не знаю, правильно или нет. Сейчас я прочту вам текст.
Воспитатель: Читай, Незнайка, а ребята тебе помогут.
Незнайка: Это мой комната. (Это моя комната).
Мой кроватка стоит у окна. (Моя кроватка стоит у окна)
Моя стол стоит в углу комнаты. (Мой стол стоит в углу комнаты)
Сегодня я торопился в школу и не нашёл мой вещи. ( Сегодня я торопился в школу и не нашёл мои вещи.)
Ребята, помогите найти, где мой ранец, моя свитер, моя сапог и моя курточка. (Ответы детей).
Незнайка: Спасибо, что подсказали, как правильно надо написать. Я понял и буду писать правильно.
Воспитатель: У меня есть ещё одно стихотворение. Послушайте его вместе с Незнайкой.
Незаметно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Игра «Буква заблудилась».
Сели в ложку и – айда (д)
По реке туда – сюда.
Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей (г)
На виду у детворы
Крысу красят маляры (ш)
Маша с бочками прошла (д)
По дороге вдоль села.
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном
Обязательно примите
Десять цапель перед сном» (к)
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной! (з)
Мишка плачет и ревёт:
Прости пчёл, чтоб дали лёд (м)
Звуковой анализ слова «белка».
Анализ занятия.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Помогли незнайке справиться с его заданиями. За это я вам с Незнайкой подарю фишки с весёлым солнышком. Давайте прочтём, что там написано?
М О Л О Д Е Ц !
Правильно, вы все молодцы!
