Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», Социализация»
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально- художественная, игровая, восприятие художественной литературы.
Цели:
Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: при встрече поздороваться, пригласить в дом, помочь раздеться, предложить угощение. Познакомить с традиционными башкирскими блюдами, с женским и мужским национальным костюмом, его характерными особенностями, ввести в речь слова, обозначающие предметы национального костюма. Показать детям музыкальный инструмент курай – символ духовной красоты, основа башкирского фольклора. Привить умение наслаждаться музыкой курая, искусством игры на курае. Воспитывать интерес к жизни башкирского еарода, желание узнать новое о родном крае, больше о жизни башкир, уважение к традициям башкирского народа.
Материалы и оборудование: курай, картины, слайды, элементы убранства башкирского дома, башкирский национальный мужской и женский костюмы, национальное блюдо, карандаши, краски, белые альбомные листы.
Содержание организованной деятельности детей
Педагог: Ребята, давайте, вспомним, как готовились к встрече гостей в башкирских семьях. Где жили наши предки?
Дети: В юртах.
Педагог: Где мы можем получить информацию?
Дети: В энциклопедии, Интернете. А еще в нашей библиотеке.
Педагог: Правильно, ребята! В нашей библиотеке много книг о культуре, истории и искусстве башкирского народа.
Ребенок читает из энциклопедии: Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь (показ слайдов).
Вход в юрту располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной и предназначалась для гостей. В центре жилища располагался очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг которой раскидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки.
Педагог: Что надо сделать, чтобы встретить гостя?
Дети: Привести в порядок комнату, вытереть пыль, подмести пол. Приготовить угощение, надеть красивый наряд.
Педагог: Правильно, накроем стол, испечем оладушки – коймак.
Без сакырзык кунактар,
Кунактарзын килеуенэ
Без бешерзек коймактар
С – с – с. (эссе, эсе)
Дети изображают приготовление оладий. Потом стелют палас с башкирским орнаментом, накрывают стол, ставят самовар, пиалы.
Педагог приговаривает:
Уйын ботто, балалар,
Кайнаны самауырзар.
Гож – гож самауыр,
hине кайнатыу ауыр.
Дети, как кипит самовар? Давайте, повторим: гож – гож.
Звук О надо произносить вытянув губы. Настя и Мирослав расскажут, что они приготовили.
Что готовим? Баурсак.
(ставит на стол баурсак. Дети проговаривают слово: «баурhак»)
Раздается звонок по телефону. Педагог сообщает, как правильно дойти в детский сад на башкирском языке.
Заходит гость.
Гость: Здравствуйте, дети. hаумыhыгыз, балалар. Мир вашему дому.
Педагог: Добро пожаловать, почтенный гость. Пусть к добру будет твой приход. Проходи к столу. Табынга рэхим ит.
Гость: Спасибо. Рэхмэт.
Гость проходит к столу, знакомиться.
Педагог: Заметили ли вы, что-нибудь необычное в одежде?
Дети: Башкирский костюм – елэн (музыкальный национальный костюм)
Педагог: Где можно увидеть башкирский национальный костюм?
Дети: В национальном музее РБ, в Башкирском драматическом театре им. М. Гафури, Башкирской Государственной филармонии.
Педагог: Молодцы.
Показ костюмов посредством слад-шоу.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и желтым, реже использовался синий цвет.
Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, лёгких халатов и тулупов из овчины.
Основу башкирского женского костюма составляет платье-кулмек из домотканой ткани. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий тёмный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами.
Из кожи башкиры изготавливали сапоги (ситэк) и башмаки.
Настоящим произведением искусства является головной убор замужних женщин – кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Мужскими головными уборами были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шапки из ценных мехов – камсак бурек.
В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты
Селтэр – нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. Сакал – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму.
Дети называют элементы башкирского костюма.
- Я пришел к вам не с пустыми руками. У меня есть сюрприз (показывает курай).
- Что это? Как называется? Хотите послушать сказку о курае?
Гость рассказывает: «Давным – давно один джигит отправился в далекие страны, счастье искать, искал – искал, не нашел и заблудился, оказался в непролазном лесу. Жил там джигит, питаясь разными ягодами, потом смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь, из шкуры зверей сшил себе шубу, но как бы там не было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человека. Особенно сильно тосковал он по родительскому дому, по родному Ирендыку. Так и бродил джигит не находя обратной дороги. Однажды, когда усталый лежал под деревом, положив камень под голову, а под себя траву, стала вдруг струиться мелодия (напев курая). Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия. Звук привел его на вершину серой горы, и тут увидел он стебель сухого курая. Оказывается, это он испускал под ветром ту удивительную мелодию. Оторвал джигит стебель, дунул его в полный ствол, и та мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя, в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии (играет фрагменты). И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах – это певучий росток привел его туда. Радости его не было предела, сел он на склоне горы и заиграл на курае.
Это интересно
- Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 классов "Математическая викторина"
- Конспект занятия "Поздравительная открытка к 9 мая" (аппликация)
- «Самовар кипит - уходить не велит!» (досуг для старших дошкольников)
- Презентация из опыта работы педагогов: "Дорожная азбука для дошколят"
- Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Солома, ветки, камень и ветер » по сказке «Три поросенка»
