Автор:
Чечулина Разида Нурлисламовна - учитель-дефектолог,
Спирина Вера Александровна - воспитатель,
Елькина Светлана Анатольевна - воспитатель,
Латыпова Мария Назиповна - воспитатель,
Одинцова Надежда Александровна - заместитель заведующего по ОД,
Ковина Екатерина Николаевна, учитель-логопед.
- Вступление.
Пришло время больших перемен в дошкольном образовании - вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, каковы условия её реализации, как помочь каждому ребёнку достигнуть оптимального уровня развития. Воплощать в жизнь все преобразования в дошкольном образовании и дидактике предстоит педагогическим работникам, воспитателям.
Каким же должен быть современный воспитатель, чтобы идти в ногу со временем, быть востребованным? Какой он – воспитатель, которого ждут дети, родители, общество?
Собирательный образ современного воспитателя глазами детей выглядит так: «Молодая, красивая, добрая, весёлая, умеющая петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, знающая английский, индийский, китайский языки». В общем, она должна знать всё и про всех. Так думают дети.
А вот каким хотят видеть воспитателя родители:
«Воспитатель должен уважать детей, их желания, интересы…».
«Должен понимать, что имеет дело с самым дорогим, что у нас есть - нашими детьми».
«Воспитатель должен любить детей, уметь находить с ними общий язык».
«Оставаться другом для своих воспитанников».
«Быть внимательным и справедливым ко всем детям».
Всё предельно понятно и закономерно.
Так кто же он – воспитатель, которого ждут?
2. Основные требования к воспитателю.
Воспитатель детского сада является основной фигурой, на которой лежит ответственность за жизнь, здоровье, эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования констатирует, что он (воспитатель) должен «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей».
В настоящее время на первый план выходят следующие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
- чёткое видение современных задач дошкольного образования;
- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- гуманная педагогическая позиция;
- педагогический оптимизм – вера в возможности каждого ребёнка, проявление заботы о его развитии;
- педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в соблюдении этических правил поведения;
- культура профессионального общения – умение находить общий язык с детьми, родителями, коллегами и т.п.
- педагогическая рефлексия – способность анализировать результаты своей деятельности;
- способность к самообразованию.
Воспитатель должен обладать такими умениями как:
- гностические умения – умения, с помощью которых воспитатель изучает ребёнка, коллектив в целом;
- коммуникативные умения – установление отношений с детьми, родителями, администрацией и т.п.;
- конструктивные умения – умение строить, планировать педагогический процесс, создавать и постоянно обогащать развивающую образовательную среду, умение работать с содержанием обучения и разными педагогическими технологиями;
- организаторские умения – умение организовать себя и коллектив детей;
- специальные умения – умение петь, танцевать, декламировать, вязать и пр.
Всё предельно логично и обоснованно.
3. Критерии оценки результативности работы воспитателя.
Для определения результативности деятельности воспитателя возможно определить следующие критерии:
1) Сохранение здоровья воспитанников:
- снижение уровня заболеваемости;
- выполнение плана по посещаемости;
- отсутствие травматизма.
2) Образовательная деятельность:
- наличие положительной динамики уровня развития дошкольников;
- использование в воспитательно-образовательном процессе современных образовательных технологий;
- результативное участие детей в конкурсах.
3) Методическая деятельность:
- продуктивное участие в реализации образовательной программы, годового плана, методических разработок;
- повышение квалификации;
- наличие плана по самообразованию, его реализация;
- результативное обобщение и распространение педагогического опыта (открытые мероприятия, мастер-классы, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня);
- наличие портфолио;
- применение ИКТ в профессиональной деятельности;
- участие в опытно-экспериментальной деятельности детского сада.
4) Исполнительская дисциплина:
- своевременное и качественное оформление документации.
5) Взаимодействие с семьёй и социумом:
- отсутствие конфликтов, жалоб от родителей;
- удовлетворённость родителей качеством работы воспитателей;
- отсутствие задолженности по родительской плате;
- участие воспитанников и их родителей в социально-значимых проектах, организация и проведение культурно-досуговых и массовых мероприятий для детей и родителей;
- акциях, в сотрудничестве с общественными организациями;
- вовлечение родителей в образовательную, инновационную, воспитательную деятельность.
По каждому критерию предусматривается определённое количество баллов. Каждым воспитателем проводится самооценка, затем данные показатели утверждаются комиссией для определения стимулирующей части оплаты труда воспитателя. Приводим примерную карту самооценки деятельности воспитателя для стимулирующих выплат (Приложение № 1).
Всё предельно конкретно и измеряемо.
4. Содержание и направления профессионального и личностного развития воспитателя (индивидуальный маршрут развития).
Известное высказывание К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в настоящее время особенно актуально. Самой жизнью на повестку дня поставлена проблема непрерывного образования и самообразования воспитателя.
Самообразование – это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Основными направлениями в системе самообразования воспитателя могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания,
- изучение учебной и научно-методической литературы,
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, физиологии,
- изучение новых программ и педагогических технологий,
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений,
- повышение общекультурного уровня.
Наиболее эффективный путь самообразования воспитателя – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке различных инновационных проектов, образовательных программ. Так же можно определить основные пути развития профессиональной компетентности воспитателя:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие воспитателя, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Всё предельно востребовано и актуально.
5. Инновационные подходы в сопровождении профессионального и личностного развития педагога.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю в профессиональном развитии, в достижении высоких результатов деятельности можно при условии учёта его реальных возможностей.
Анализ методической работы показал необходимость новых организационных решений подготовки педагогов, создание на долгосрочный период как единой системы, так и индивидуальной. Новый подход способствует более быстрому обращению теоретических знаний в умения и навыки, что обеспечивает высокий уровень компетентности и профессионального мастерства.
Этому способствуют и новые формы работы, вот некоторые из них:
- Семинар – творческое занятие направлено на развитие творческого мышления.
- Семинар-пресс-конференция помогает быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её.
- Игровое моделирование – моделирование реального процесса, во время которого принимаются оптимальные профессиональные решения на основе искусственно созданных педагогических ситуаций.
Профессиональному и личностному развитию воспитателя способствует использование интерактивных форм и методов, которые обеспечивают большую обратную связь:
- Тренинг - быстрое обучение.
- Педагогический ринг – способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем
- Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями ,представляющими их точку зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
- Дебаты – обсуждение, построенное на основе выступлений двух противоборствующих сторон.
- «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
- КВН, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» – успешно используются для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант ответа.
- «Педагогическое ателье» или «Педагогическая мастерская» – педагог-мастер знакомит коллег с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по её реализации.
- «Коучинг-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ).
- «Квик-настройка» – это настрой воспитателя на успешную работу перед открытым мероприятием.
Для обеспечения эффективной системы повышения компетентности педагогов необходимо введение дистанционного обучения с применением коммуникационных технологий (вебинары) и расширения услуг тьюторов.
Участие воспитателя в этих формах работы помогут становлению его профессионально-личностной компетентности, ведь сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольников.
Всё предельно ожидаемо и результативно.
6. Объективные способы общественного голосования.
Всегда важно понимать степень удовлетворенности потребителя и общества качеством предоставляемой услуги. Воспитатель – первый и главный «продавец» услуги дошкольного образования различной направленности: от общеразвивающей до инклюзивной.
На наш взгляд, возможны следующие способы общественного голосования для выбора лучших воспитателей, соответствующих данной модели:
- Общественный мониторинг – способ получения обратной связи от родительской общественности и сотрудников ДОУ на основе позиций, по которым могли выбрать лучшего воспитателя. (Приложение №2).
- Голосование с помощью бюллетеней. Из предложенного списка кандидатов выбирается лучший воспитатель.
- Интернет-голосование на сайте ДОУ, а также в социальных сетях. Из предложенного списка выбирается воспитатель, набравший наибольшее количество голосов.
- Определение рейтинга ЭФФЕКТИВНОСТИ проявления профессиональной компетенции воспитателей (с привлечением членов экспертной группы).
Всё предельно открыто, информативно и показательно.
Пусть в дошкольных учреждениях города Перми работают воспитатели, КОТОРЫХ ЖДУТ.
Список использованной литературы.
- Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов//Известия РГПУ им. А.И.Герцена.
- Багаутдинова С. Дошкольное образование: от качества условий – к качеству результатов// Дошкольное воспитание, №3/2014.
- Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе внедрения ФГОС//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №4/2014.
- Голицина Н.С. Стандартизация образовательного процесса в ДОУ.-М.,2013.
- Ковенькова В.И. Воспитатель дошкольного учреждения. Требования к его личности и профессиональной компетентности// Социальная сеть работников образования/ 20.02.2013.
- Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Материалы Минобрнауки №09-148 от 06.02.2014.
- Муниципальная модель развития системы образования города Перми.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта « Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550)
- Саяна игрит/Блог Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ//Международный образовательный портал «Мааам»/12.01.2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание , № 2 / 2014.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ // М., 2013
Приложение №1
Критерии результативности деятельности воспитателя
|
Критерии |
Показатели |
Коэффициент показателя |
Самооценка/ оценка Дата________ |
Самооценка /оценка Дата_________ |
||
|
1.Сохранение здоровья воспитанников |
1.1.Снижение уровня заболеваемости воспитанников, по сравнению с предыдущим периодом, отсутствие карантина: - незначительное - значительное |
2 4 |
||||
|
1.2.Выполнение плана посещаемости: - 80-90% - 90-100% |
3 6 |
|||||
|
1.3.Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей (праздники здоровья, дни здоровья, спартакиады, физкультурные досуги и т.д.) |
3 (за каждое мероприятие) |
|||||
|
1.4.Применение здоровьесберегающих технологий, в том числе при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
4 |
|||||
|
2.Образовательная деятельность |
2.1.Наличие позитивной динамики в развитии интегративных качеств воспитанников при освоении ООП |
2-4 |
||||
|
2.2.Результативное участие детей в конкурсах (за каждый конкурс): -внутри учреждения; -муниципальных; -региональных, всероссийских, международных. |
Участ./Приз. 1/2 2/4 5/8 |
|||||
|
2.3.Использование в воспитательно-образовательном процессе современных образовательных технологий |
3-5 |
|||||
|
3.Методическая деятельность |
3.1.Продуктивное участие в системе методической деятельности детского сада: активное участие в реализации ООП, программы развития ДОУ, годового плана, создание методических разработок и рекомендаций, систематизация дидактических материалов: - незначительное соответствие критерию - частичное соответствие критерию - полное соответствие критерию |
1 4 6 |
||||
|
3.2.Эффективная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях: - частично соответствуют критериям качества - полностью соответствуют критериям качества |
2 4 |
|||||
|
3.3.Наличие программы по самообразованию с презентацией результатов |
1-3 |
|||||
|
3.4.Результативное распространение и обобщение педагогического опыта (открытые занятия, мастер-классы, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных конкурсах): -внутри учреждения -на муниципальном уровне -на региональном уровне |
2 4 6 |
|||||
|
3.5.Наличие портфолио |
3 |
|||||
|
4.Исполнительская дисциплина |
4.1.Своевременное и качественное оформление документации (план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, результаты мониторинга, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и т.п.): - незначительное соответствие критерию - частичное соответствие критерию - полное соответствие критерию |
1 3 5 |
||||
|
4.2.Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
1-3 |
|||||
|
4.3.Участие в опытно-экспериментальной деятельности учреждения: - внутри учреждения - на муниципальном уровне - на региональном уровне - на федеральном уровне |
2 3 6 9 |
|||||
|
4.4.Увеличение интенсивности труда в рассматриваемый период времени |
1-10 |
|||||
|
5.Взаимодействие с семьей и социумом |
5.1.Взаимодействие со школой по вопросам преемственности |
3 |
||||
|
5.2.Участие воспитанников и их родителей в социально-значимых акциях, проектах, в сотрудничестве с общественными организациями, другими учреждениями социума и культуры (за каждое мероприятие) |
3 |
|||||
|
5.3.Организация и проведение культурно-досуговых и массовых мероприятий для детей и родителей (за каждое мероприятие) |
2 |
|||||
|
5.4.Вовлечение родителей в образовательную, инновационную, воспитательную деятельность с презентацией результатов на родительских собраниях, конференциях, в СМИ и др. формах. |
3 |
|||||
|
ИТОГО |
||||||
Примечание: за показатели 2.1., 3.3., 4.3. баллы устанавливаются сроком на один учебный год.
Приложение № 2
Позиции оценки деятельности воспитателя
(по определению К.Ю. Белой)
- Степень ответственного отношения к делу.
- Отношение детей: любовь – уважение - боязнь.
- Отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое».
- Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное-отчуждение.
- Кругозор.
- Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.
- Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом ( часто проводит открытые занятия) - иногда.
- Моральные правила: принципиальность – невмешательство – игра в «правду».
- Чувство юмора.
- Коммуникабельность: открытость – «всё в себе».
Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена.
Это интересно
- Сценарий развлечения в старшей группе "День Святого Валентина"
- Планирование образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС
- Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста
- Сценарий новогоднего праздника для подготовительных групп
- Формы работы с детьми старшего возраста по ознакомлению c Правилами дорожного движения
