В данной статье представляем опыт работы по воспитанию сенсорной культуры у детей раннего возраста.
Нами была разработана и апробирована система работы, представленная в форме дидактических игр и упражнений, направленная на развитие сенсорных способностей. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая обогащению сенсорных впечатлений детей. Организована работа с родителями, направленная на повышение компетентности в вопросах сенсорного воспитания детей раннего возраста.
В содержание программы по сенсорному воспитанию входит знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве, а также развитие речевого и музыкального слуха.
В качестве средств сенсорного воспитания мы разработали особые формы дидактических игр. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть; а также разнообразные виды продуктивной деятельности - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и другие. В группе созданы также благоприятные условия для воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста.
В группе было выделено место, где мы поместили дидактический материал и пособия. Это - цветные вкладыши, пирамиды различных видов, "Занимательные коробки" разнообразных конфигураций в форме "Домика", "Черепахи", "Слоника", "Утки". Зону сенсорного развития пополнили наборами разноцветных столиков с отверстиями, плоскостными вкладышами, наборами для нанизывания бус разной величины и формы, матрёшками, конструкторами лего и др. В зону сенсорного развития мы поместили дидактические игры: "Подбери кораблику парус", "Цветные варежки", "Найди, чья будка", "Сложи машину", "Собери пирамиду" и другие.
Много игр и пособий мы сделали своими руками. "Подбери колёса для машины", "Море и кораблик", "Цветик – семицветик"; тренажёры "Бусы", "Снеговик", "паровоз", "волшебное поле" – эти пособия дети с удовольствием использовали в свободной деятельности.
Для работы с детьми нами был составлен перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию. В него вошли игры: Венгера Л.А. , Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Также нами были разработан план игр и упражнений по развитию восприятия, которые мы использовали в течение всего дня в разных видах детской деятельности.
Игры-занятия проводили 1 раз в неделю, длительностью 8-10 минут. Занимались с подгруппой детей и индивидуально. При проведении игры-занятия пользовались краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.
По рекомендациям Э.Г. Пилюгиной, вначале мы не требовали от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Для развития восприятия цвета проводили игры-занятия: "Цветные парочки", "Ниточки для шариков", "Домики и флажки", "Сделаем кукле бусы", "Наряжаем кукол", "Четвёртый лишний», «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку», «Чудо – паровоз», «Найди друга» и другие. Знакомство с цветом начинали с четырёх основных: красного, жёлтого, зелёного, синего. Закрепление знаний о цвете осуществляли в повседневной деятельности детей, в быту.
Для развития восприятия формы проводили следующие игры-занятия: "Разложи фигуры по местам", "Весёлый поезд", "Почтовый ящик", "Катится, не катится", "Найди такую же фигуру, «Фигурка-заплатка»" и другие. Сначала знакомили детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, применяя приём сравнения. Затем давали понятия о треугольнике, прямоугольнике, овале. Также давали представления об объёмных геометрических телах: шаре и кубе.
Для формирования представлений о величине использовали такие игры как: «Чаепитие матрёшек», «Накрой шляпой», «Где моё место», «Пирамидка «Приходите на лужок», Игра-упражнение «Узкая и широкая дорожка». Знакомство детей происходило в сравнении предметов следующими способами:
- сравнения предметов практически - способом приложения;
- сравнение резко различающихся по величине пары предметов зрительно;
- используя специальные дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладыши;
- используя дидактические и подвижные игры.
Сенсорное воспитание тесно связано с непосредственно - образовательной деятельностью: с социальным миром, конструированием, художественно - творческой деятельностью, развитием речи, формированием двигательной активности. Мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с социальным миром использовали серию игр с куклами. В гости к детям приходили куклы Катя и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточнялись цвета: "Какого цвета кружка у Кати?", "Что ещё есть синего цвета?" По такому же типу строили занятия: "Уложим кукол спать", "Куклы собираются на прогулку" (подбор одежды по размеру), "Купание кукол". Ближе к концу учебного года проводили подобное занятие по сказке "Три медведя". Дети с удовольствием подбирали для медведей стулья, посуду, кроватки. При этом они легко и без ошибок называли размер предметов: большой - поменьше (средний) - самый маленький; маленький - побольше (средний) - самый большой.
При прохождении темы "Овощи" и "Фрукты" проводили игры - занятия "Наш огород", "В саду ли в огороде". Например, детям предлагали взять две корзины, разные по величине, и отправиться собирать урожай. В большую корзину клали большие овощи, а в маленькую - маленькие. Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер. В конце игры пробовали овощи на вкус. После сна, во второй половине дня, ещё раз потрогали овощи руками и затем провели дидактическую игру "Чудесный мешочек". Дети на ощупь определяли, какой взяли овощ. Аналогично проводится игры - занятия с фруктами.
В процессе конструктивной деятельности совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Во время выполнения построек продолжали знакомить с объёмными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. У детей закрепляли знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны. Например, во время постройки заборчика обращали внимание на то, как поставлен кирпичик. Если кирпичик поставить на длинную узкую грань, то он получится низкий. А если на короткую узкую грань - то высокий. На занятиях по конструированию строили башни, дорожки, ворота, скамейки и другое, развивая конструктивные навыки и осуществляя сенсорное развитие детей. Например, при постройке ворот обращали внимание на размер - эти ворота высокие, а эти узкие. При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит. При постройке башни обращали внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Предлагали детям построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета.
Развитие восприятия тесно связано с художественно – творческой деятельностью, изобразительной. В рисунке ребёнок учится передавать красочность окружающего мира, совершенствуются знания о цвете, расположении на листе бумаги, развивается мелкая моторика. С детьми провели следующие занятия по рисованию "Огоньки ночью", "Листочки деревьев", "Апельсин", "Одуванчики и жуки на лугу".
Во время рисования красками одуванчиков учили детей выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета, выбирать краски двух заданных цветов из четырёх предложенных. Для этого перед каждым ребёнком разместила по четыре розетки с красками, предложила вспомнить и показать, какого цвета одуванчики на лугу и показать краски такого же цвета, затем показать какого цвета видели жука.
В лепке форму знакомого предметов, выполнять формообразующие движения. Объясняли, что для того чтобы вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми движениями, а если хочешь сделать колбаску - то прямыми. Для закрепления приёмов формообразования проводили такие занятия как: "Колобок", "Вишни", "Угощение для зайчат", "Заборчик".
При выполнении с детьми аппликации на тему "Укрась платочек для матрёшки" продолжали знакомить с геометрическими фигурами, формировали умение ритмично располагать их на листе бумаги, закрепляли названия цвета. Показала детям вырезанные из цветной бумаги треугольники, кружочки, квадраты и предложила свой образец. Объяснила последовательность выполнения работы, обращая внимание на форму, цвет, расположение фигур. Если ребёнок затрудняется назвать какую-либо фигуру, то я называла её сама. В конце игры- занятия хвалила всех детей, говорила, что коврики получились яркими и разными, потому что мы использовали разные фигурки: треугольники и круги, и квадраты.
Также с развитием сенсорного восприятия тесно связано ознакомление детей с окружающим, с природой. Каждый день, выходя на прогулку, обращали внимание детей на то, какого цвета небо, трава, листья на кустарниках, деревьях. Сравниваем кусты и деревья по величине, обращали внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Также рассматриваем цветы на клумбе, выясняя и уточняя их цвет. При рассматривании насекомых обращаем внимание на их окраску, форму: божья коровка красная и круглая, жучок овальный, а червячки длинные и толстые.
Задачи по сенсорному воспитанию мы решали не только в непосредственно- образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. В утренние часы, во время приёма детей всегда обращаю внимание детей на цвет их одежды и обуви. Когда в группе ещё мало детей проводили индивидуальную работу, предлагая разный дидактический материал для игр, это: "Мозаика", "Цветные вкладыши", "Геометрические вкладыши", "Найди, чья будка", "Кто большой, кто маленький", "Поймай рыбку".
Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, салфеток, посуды. В сюжетных играх так же обращали внимание на величину, цвет и форму предметов. "В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе шарик?", "По какой дороге поедем - длинной или короткой?" и т.д.
На протяжении всей работы большое внимание уделяли детям с низким уровнем развития. Для них использовали игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны, охотно выполняли задания.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование.
Создав условия для воспитания сенсорной культуры, мы своевременно и полноценно формировали у детей сенсорные представления. Считаем, что необходимо систематически проводить специально организованные игры - занятия, так как, планомерность и системность в работе - именно при таких условиях складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. Такая работа повышает сенсорную культуру детей, развивает сенсорное восприятие цвета, формы, величины.
