Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа строится в четырех направления:
- с педагогами
- с детьми
- с родителями
- с организациями социума
Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
- Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
- Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
- Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
- Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
- Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:
- комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
- парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.
Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:
|
Образовательная область |
Формы работы с детьми |
|
«Безопасность» |
-непосредственно образовательная деятельность -игры - беседы - праздники, развлечения - экскурсии -просмотр видеофильмов, слайдов |
|
«Здоровье»
|
- подвижные игры - праздники, развлечения |
|
«Социализация»
|
- сюжетно-ролевая игра - беседы, рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы - дидактические игры |
|
«Познание» |
-непосредственно-образовательная деятельность - беседы, рассматривание иллюстраций -выпуск газет - игры -конструктивная деятельность - просмотр видеофильмов, слайдов -познавательно-исследовательская деятельность |
|
«Чтение художественной литературы»
|
- чтение художественной литературы - беседа о прочитанном произведении - викторины |
|
«Художественное творчество» |
- продуктивная деятельность - выставки поделок |
|
«Музыка» |
- игры - праздники - развлечения |
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.
Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
-
- чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
- праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
- викторины, («Что? Где? Когда?»)
- экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
- решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
- просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
- дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
- встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
- непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
- театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
- изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад
Формы методической работы с педагогами
- консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
- конкурсы («Уголок безопасности»)
- открытые мероприятия, обсуждение, анализ
- семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
- выставка методической литературы по теме
- изучение новинок методической литературы по теме
- педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)
Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
- консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
- дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
- выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
- совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
- выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
- выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
- папки раскладки, стенды
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума
- Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
- МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.
Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель и задачи данной работы:
- 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
- 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..
Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.
В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».
Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.
Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.
