Цель занятия:
Развитие ритмического слуха у учащихся вокального коллектива
Задачи:
- Развитие ритмических навыков;
- Усвоение новых понятий: метр, ритм, камертон, ритмическая связка;
- Формирование исполнительских навыков, умения петь в ансамбле и сольно;
- Развитие музыкальной восприимчивости, слушать, анализировать, сопоставлять;
- Расширение музыкального кругозора,
- Развитие любви к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством.
Методы:
- Наглядный (слуховой и зрительный)
- Словесный (обсуждение музыкальных фрагментов, сравнения, образные ассоциации, оценка исполнения)
- Репродуктивный (вокальне иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)
- «Забегания» вперед.
Психологические условия занятия:
- Личностно- ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
- Комфортная, эмоциональная атмосфера;
- Учет индивидуальных особенностей.
Оборудование: пианино, компьютер, телевизор, стулья, фонограммы, презентация занятия «Ритм в музыке»
План занятия.
- Приветствие.
- Тема занятия. 1 слайд презентации
- Упражнения для распевания.
- «От топота копыт», исполнение. Тактирование песни.
- Беседа. «Метр, ритм, в нашей жизни» Показ первых слайдов презентации.
- Слушание метронома.
- Слушание и ритмическое исполнение «Марш»Г.Свиридов, «Вальс. Луч солнца золотого» Г.Гладкова. Тактирование произведений, разбор характера музыки, метра.
- Игра «Командир полка», игра «Тонущий корабль».
- Продолжение беседы, простые и сложные размеры. Ритм- чередование сильных и слабых долей.
- Работа над песней «Папа купил автомобиль». Разбор средств музыкальной выразительности. Основной- ритм.
- Как проверить свой ритм? (Прочитать стихотворение, повторить ритм, прохлопать его в ладоши, спеть песню правильно соблюдая ритмический рисунок, попробовать руководить строем»
- Игра Заключение. «Музыкальная викторина». Для чего надо развивать свой ритм, и как это сделать?
Структура занятия.
Организационный момент.
- Учащиеся рассаживаются на свои места, приветствие преподавателя.
- Постановка цели и задачи занятия.
На этом занятии мы будем работать над развитием ритмического слуха и воображением. Работать над развитием умений и навыков ансамблевого пения, упражнениями для распевания. Поработаем над дикцией.
Основной этап.
Упражнения на дыхание по методу Стрельниковой. (Под музыку «Во саду ли в огороде»)
Упражнения на распевания.
«Под топотом ко копыт» из сборника «Тараторочки». (Тактирование метроритма)
Беседа: ( 2 слайд)
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.
(3 слайд) Всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками времени.
(Звук удара меторонома) фонограмма
Эта пульсация в музыке называется метром. (4 слайд)
Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.
Попробуйте хлопками обозначить удары метронома. Как еще можно обозначить ? (Шагом)
(5 слайд) Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли бывают сильные и слабые. Чередование долей называется ритмом.
-Где звучит ритм? (6 слайд) В музыке, танце живописи.
Наиболее ярко чередование сильных и слабых долей проявляется в марше.
Предлагаю вам послушать и тактировать марш Г. Свиридова из драмы А. Пушкина «Метель».
(Исполнение ритмической композиции «Марш» Г.Свиридова)
(7 слайд) Доли бывают сильные и слабые. В марше две доли.( Отстукивание)
В вальсе 3 доли.
(Слушание вальса «Луч солнца золотого» Г.Гладкова. Тактирование трехдольного размера)
(8 слайд)
(9 слайд)
Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном, то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения.
Попробуем повторить ритмические композиции
(Игра «Ритмическое эхо»)
В песне «Папа купил автомобиль» непростой ритм. Давайте прохлопаем самые трудные моменты в песне.
(Вокальная работа над песней «Папа купил автомобиль»)
Как вы думаете, как можно проверить свой ритм?
(ответы ребят)
Совершенно верно, прохлопать предложенный ритм, пропеть правильно песню, прочитать стихотворение, а еще можно поиграть в командира.
(Игра «Командир полка»)
А теперь давайте представим, что мы на корабла, наш корабль тонет,надо срочно передать команду SOS по азбуке морзе.
(Игра «Азбука морзе»)
Заключительная часть.
Для чего нужен ритм в музыке? В жизни? Каждому человеку?
Ответы формулируют сами ребята.
Исполнение любимых песен.