Поиск

Цель занятия:

Развитие ритмического слуха у учащихся вокального коллектива

Задачи:

  • Развитие ритмических навыков;
  • Усвоение новых понятий: метр, ритм, камертон, ритмическая связка;
  • Формирование исполнительских навыков, умения петь в ансамбле и сольно;
  • Развитие музыкальной восприимчивости, слушать, анализировать, сопоставлять;
  • Расширение музыкального кругозора,
  • Развитие любви к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством.

Методы:

  • Наглядный (слуховой и зрительный)
  • Словесный (обсуждение музыкальных фрагментов, сравнения, образные ассоциации, оценка исполнения)
  • Репродуктивный (вокальне иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)
  • «Забегания»  вперед.

Психологические условия занятия:

  • Личностно- ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
  • Комфортная, эмоциональная атмосфера;
  • Учет индивидуальных особенностей.

Оборудование: пианино, компьютер, телевизор, стулья, фонограммы, презентация занятия «Ритм в музыке»

План занятия.

  1. Приветствие.
  2. Тема занятия. 1 слайд презентации
  3. Упражнения для распевания.
  4. «От топота копыт», исполнение. Тактирование песни.
  5. Беседа. «Метр, ритм, в нашей жизни» Показ первых слайдов презентации.
  6. Слушание метронома.
  7. Слушание и ритмическое исполнение «Марш»Г.Свиридов, «Вальс. Луч солнца золотого» Г.Гладкова. Тактирование произведений, разбор характера музыки, метра.
  8. Игра «Командир полка», игра «Тонущий корабль».
  9. Продолжение беседы, простые и сложные размеры. Ритм- чередование сильных и слабых долей.
  10. Работа над песней «Папа купил автомобиль». Разбор средств музыкальной выразительности. Основной- ритм.
  11. Как проверить свой ритм? (Прочитать стихотворение, повторить ритм, прохлопать его  в ладоши, спеть песню правильно соблюдая ритмический рисунок, попробовать руководить строем»
  12. Игра Заключение. «Музыкальная викторина». Для чего надо развивать свой ритм, и как это сделать?

Структура занятия.

Организационный момент.

  1. Учащиеся рассаживаются на свои места, приветствие преподавателя.
  2. Постановка цели и задачи занятия.

На этом занятии мы будем работать над развитием ритмического слуха и воображением. Работать над развитием умений и навыков ансамблевого пения, упражнениями для распевания. Поработаем над дикцией.

Основной этап.

Упражнения на дыхание по методу Стрельниковой. (Под музыку «Во саду ли в огороде»)

Упражнения на распевания.

«Под топотом ко копыт» из сборника «Тараторочки». (Тактирование метроритма)

Беседа: ( 2 слайд)

В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

(3 слайд) Всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками времени.

(Звук удара меторонома) фонограмма

Эта пульсация в музыке называется метром. (4 слайд)
Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.

Попробуйте хлопками обозначить удары метронома. Как еще можно обозначить ? (Шагом)

(5 слайд) Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли бывают сильные и слабые. Чередование долей называется ритмом.

-Где звучит ритм? (6 слайд) В музыке, танце живописи.

Наиболее ярко чередование сильных и слабых долей проявляется в марше.

Предлагаю вам послушать и тактировать марш Г. Свиридова из драмы А. Пушкина «Метель».

(Исполнение ритмической композиции «Марш» Г.Свиридова)

(7 слайд) Доли бывают сильные и слабые. В марше две доли.( Отстукивание)

В вальсе 3 доли.

(Слушание вальса «Луч солнца золотого» Г.Гладкова. Тактирование трехдольного размера)

(8 слайд)

(9 слайд)

Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном, то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения.

Попробуем повторить ритмические композиции

(Игра «Ритмическое эхо»)

В песне «Папа купил автомобиль» непростой ритм. Давайте прохлопаем самые трудные моменты в песне.

(Вокальная работа над песней «Папа купил автомобиль»)

Как вы думаете, как можно проверить свой ритм?

(ответы ребят)

Совершенно верно, прохлопать предложенный ритм, пропеть правильно песню, прочитать стихотворение, а еще можно поиграть в командира.

(Игра «Командир полка»)

А теперь давайте представим, что мы на корабла, наш корабль тонет,надо срочно передать команду SOS по азбуке морзе.

(Игра «Азбука морзе»)

Заключительная часть.

Для чего нужен ритм в музыке? В жизни? Каждому человеку?

Ответы формулируют сами ребята.

Исполнение любимых песен.