Поиск

Цели: повторить упражнения музыкальной разминки; продолжить знакомить учащихся с «музыкальными»  моментами дня; продолжить разучивания  «Песенки о зарядке»; рассказать о новом музыкальном инструменте- флейте- пикало.

Планируемые результаты: учащиеся  научаться находить характерные особенности музыкальных произведений и музыкальных жанров; распознавать звучание струнных и духовых инструментов.

Музыкальное сопровождение: школьники входят  под музыку и выходят из него под музыку Старокадомского «Песенка о зарядке».

Оформление доски: рисунок с изображением утра,иллюстрация  к книге К.Чуковского «Мойдодыр»; нотная запись  финального марша из оперы «Мойдодыр».

Ход урока

I Музыкальная разминка.

Ру- ру,ру- ру,

Здесь коза грызет  кору.

Ры-ры –ры, ры-ры-ры,

Прилетели комары.

Рок- рок- рок, рок- рок- рок,

Начинается урок.

Школьники произносят сначала в быстром темпе, потом чуть быстрее. Упражнение можно выполнять по рядам, затем индивидуально.

Затем  учитель проводит  психологическую настройку на занятие. Прошу вас сесть удобнее и закрыть глаза. Я буду произносить отдельные фразы , а вам надо будет прослушать и  повторить  за мной  всем вместе негромким голосом.

У меня хорошее настроение.

Я хочу заниматься музыкой.

Я готов к работе.

Я работаю.

II Слушание музыки

Учащиеся слушают и анализируют пьесу « Зимнее утро» П.Чайковского

Композитор Петр Ильич Чайковский родился в маленьком городке на Урале, где подолгу стояла зима.Мне кажется, что картина зимы вдохновила его,и он  изобразил свое впечатление. Будто ребенок проснулся утром, выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замерзшие   окошки в доме напротив.

Представьте себе, что вы подышали на замерзшее стекло и оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы видим, что делается за окном. А теперь давайте закроем глаза и послушаем пьесу «Зимнее утро».

-Как композитор дал понять, что он изобразил именно утро?(Музыка тихая, таинственная)

Композитор использовал короткие музыкальные фразы для того, чтобы имитировать дыхание, в котором мы растапливали льдинку.

-Какая динамика в этой пьесе? (Пиано)

- Почему композитор все произведение писал на тихом звуке? ( Чтобы подчеркнуть холод и замерзшую морозную улицу).

- Сколько в ней частей? (Три части: тихое начало, более громкая середина и снова тихое окончание).

- Повторялись ли части? (Да, в конце повторялась первая часть).

 Если в конце повторяется  первая часть, то  такой способ называется повтор или реприза. Запишем это в тетрадях.

II Разучивание  «Песенки о зарядке»

Вспомните, как вы начинаете свой день после того, как проснулись?

- Что надо сделать для быстрого пробуждения?

Правильно, зарядку.

Чтобы было ее веселее выполнять, разучим песенку. Она так и называется «Песенка  о зарядке».

Музыку сочинил композитор  Михаил Старокадомский.

-Как вы думаете, какой характер будет у песенки про зарядку?(Четкий, бодрый)

Слушайте  и запоминайте слова 1-го куплета

Ни мороз мне не страшен, ни жара,

Удивляются даже доктора:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Исполните весь запев в спокойном темпе.

-Как вы думаете, к какому музыкальному жанру близка эта песня?(К маршу)

Теперь запоминайте слова припева:

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из – под крана

Обливаюсь я каждый день.

Теперь соединим запев и припев.

Чтобы было понятно, что эта песня посвящена зарядке, во время пения припева вы будете  выполнять гимнастические упражнения.

Потому что утром рано

(Обе руки вперед, одновременное сгибание и разгибание в локтях)

Занимать мне гимнастикой не лень

(Поочередное сгибание и разгибание рук в локтях)

Потому что водой из – под крана

(Руки вверх, потом  опускаются до уровня пояса)

Обливаюсь я каждый день.

( «Ножницы» - скрестные движения рук перед собой)

III Вокальная импровизация

(Разучивание)

Сыплет беленький снежок.

Выходи играть, дружок.

Мокрый снег лепить пора,

Горку строит детвора.

IV Знакомство с  новым произведением

В какой сказке рассказывалось про умывальник и есть такие слова:

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!(Мойдодыр )

-Кто автор этой сказки ? ((Поэт К.И.Чуковский)

- А что происходило с мальчиком – замарашкой в конце этой сказки? (Он исправился,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   стал чистым, и все вещи вернулись к нему)  

В финале сказки К.И.Чуковский написал настоящий гимн воде:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам!

А нечистым трубочистам

  Стыд и срам !

На  сюжет сказки «Мойдодыр» композитор Ю.Левитин сочинил маленькую оперу, где рассказал историю мальчика – замарашки музыкальным языком. Музыка разных эпизодов передает поступки действующих лиц, рисуя их музыкальными звуками.В начале оперы Мойдодыр гневается на мальчика и музыка звучит грозно. А потом он подбегает к мальчику, танцуя, и это показывает музыка. Или вот щетки, которые моют замарашку, все время поют песенку - скороговорку ; «чисто- чисто,чисто- чисто».А в конце оперы звучит гимн воде, начиная со слов «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое».В оркестре звучат трубы, барабаны и тарелки.Запишите в тетради название оперы.

Посмотрите на нотную запись мелодии хора. В ней использован пунктирный ритм.Произнесите начальные строчки гимна  воде и одновременно  прохлопайте его.

 «ДА здравствует мыло душистое»

- Какие музыкальные жанры использованы при создании     этого отрывка из оперы?(Песня и марш)

-Какой характер у этой музыки? (Веселый, сказочный, смешной, игровой, шуточный, легкий)      

Музыка ясно дает понять слушателям, что  это сказка, игра. Часто звучит маленькая флейта – пикколо, которая играет высокие звуки.

 - Какой хор пел финал оперы «Мойдодыр»?(Детский хор)

- В каком регистре звучал финальный хор? (В высоком)

- Какой оркестр сопровождает пение детского хора? (Симфонический)

В тех местах, где не поет хор, композитор с помощью разных инструментов  передает звуки воды – словно капают капельки или шумит водный поток.

- В каком произведении вы уже слышали звуки воды., словно морские волны накатываются  на берег?(Начало увертюры «Три чуда» к опере Н.А.Римского- Корсакова    «Сказка о царе Салтане»).

V  Вокальная импровизация

Сыплет беленький снежок.

Выходи играть, дружок.

Мокрый снег лепить пора

Горку строит детвора.

Учашиеся демонстрируют свои вокальные импровизации

  VI    Подведение итогов урока

- Какая  форма у  «Песенки о зарядке» (Двухчастная- запев и припев)

- Какое произведение сочинил  композитор Ю.Левитин? по сказке К.Чуковского «Мойдодыр? (Оперу)   

Какой музыкальный инструмент подчеркивал шуточный характер этой пьесы?

-Какой хор пел финал оперы «Мойдодыр»?

-Какой характер у пьесы «Зимнее утро»?

Выход из класса под музыку «Песенка о зарядке».