Срок реализации: 2 года
Возрастная категория: 11 – 18 лет
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
- • Тип программы
__адаптированная_______________________________________________________
- • Образовательная область
__профильная___________________________________________________________
- • Направленность деятельности
__социально-педагогическая_____________________________________________
- • Способ освоения содержания образования
__репродуктивная, творческая____________________________________________
- • Уровень освоения содержания образования
__профессионально-ориентированная_____________________________________
- • Возрастной уровень реализации программы
__11-18________________________________________________________________
- • Форма реализации программы
__групповая____________________________________________________________
- • Продолжительность реализации программы
__двухгодичная_________________________________________________________
Пояснительная записка
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира происходит эффективнее всего через школу. Но в школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детских общественных организациях и объединениях (ДОО), члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Руководитель детской общественной организации или отряда в ДОЛ - вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе вожатых в школе должна предшествовать серьёзная образовательная подготовка. Профессии вожатого не учат ни в одном ВУЗе. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны его многогранной деятельности, повышения квалификации вожатого. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми в современной школе, которая реагирует на все изменения в обществе, вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы дополнительного образования «Школа вожатского мастерства».
Программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в школе, методике организации досуга детей.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы: профессиональная подготовка вожатых
Задачи программы:
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- Развитие вожатских умений в процессе педагогической практики и приобретение новых теоретических знаний;
- Обучение основным правилам оформления отрядных мест, организации работы в отряде;
- Воспитание толерантности, культуры общения, повышение общего уровня воспитанности будущих вожатых;
- Создание условий для непрерывного взаимодействия и обмена лучшим опытом работы вожатых;
- Обновление и совершенствование работы детских общественных организаций, введение инновационных практик.
Организация образовательного процесса:
Направленность программы: социально-педагогическая
Возрастной уровень реализации программы: 11 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Объем программы:
- год обучения: 102 часа
2 год обучения: 102 часа
|
№ группы |
Год обучения. |
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год (35 недель) |
|
1 группа А1 |
1 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
|
2 группа Б1 |
1 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
|
3 группа В1 |
1 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
|
1 группа А2 |
2 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
|
2 группа Б2 |
2 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
|
3 группа В2 |
2 год |
1 час |
3 раза в неделю |
3 часа в неделю |
102 часов в год |
Формы занятий: Используются следующие педагогические технологии (в соответствии с классификацией Селевко Г.К.):
- I. По подходу к ребенку.
- Технологии сотрудничества
- II. По преобладающему (доминирующему) методу:
- Игровые технологии
- Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова посредством коллективных творческих дел.
III. По организационным формам:
- Групповые технологии – предполагают:
- групповую (одно задание на разные группы),
- IV. По категории обучающихся:
- Массовая технология - рассчитана на усредненного ученика.
При обучении вожатых запланированы различные формы и методы работы: семинары, лекции, диспуты, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях.
Предполагаемые результаты по годам обучения и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Знания:
1 год обучения:
- Основные приемы эффективного общения.
- Возможности детских общественных объединений
- Особенности организации детского самоуправления в школе
- Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.
- Нормативно-правовые основы работы вожатого.
2 год обучения:
- Особенности детского коллектива.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
- Игровые технологии.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
1 год обучения:
- Диагностические умения;
- Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
- Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
2 год обучения:
- Организаторские (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
- Аналитико-рефлексивные (организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
Формы контроля: наблюдение, тестирование (тесты приведены ниже, в списке литературы), собеседование, конкурсы, открытые мероприятия.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Формы подведения итогов: работа в школьном летнем лагере, конкурсы профессионального мастерства.
Учебно-тематический план первого года обучения
|
№ |
Тема |
Количество часов |
||
|
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Нормативно-правовая основа работы вожатого |
1 |
1 |
2 |
|
3. |
Секреты делопроизводства |
4 |
4 |
8 |
|
4. |
Методика коллективно-творческой деятельности |
4 |
5 |
9 |
|
5. |
Организация самоуправления в школе |
2 |
10 |
12 |
|
6. |
Игровые технологии |
2 |
10 |
12 |
|
7. |
Праздники и массовые мероприятия в школе |
2 |
10 |
12 |
|
8. |
ДОО в воспитательном пространстве |
3 |
3 |
6 |
|
9. |
Особенности возрастного развития детей |
2 |
4 |
6 |
|
10. |
Всё о детском коллективе |
2 |
8 |
10 |
|
11. |
Оформительский практикум |
2 |
8 |
10 |
|
12. |
Гигиена самосбережения |
2 |
4 |
6 |
|
13. |
Школа интересных каникул |
2 |
5 |
7 |
|
Итого часов: |
30 |
74 |
102 |
|
Учебно-тематический план второго года обучения
|
№ |
Темы занятий
|
Количество часов |
||
|
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОО в школе |
3 |
3 |
6 |
|
3. |
Программное обеспечение деятельности детской организации |
3 |
3 |
6 |
|
4. |
Детское и молодежное общественное движение |
3 |
7 |
10 |
|
5. |
Лидерство. Работа с детским активом |
5 |
5 |
10 |
|
6. |
Социальное проектирование |
3 |
7 |
10 |
|
7. |
Информационно-оформительская деятельность |
3 |
3 |
6 |
|
8. |
Общение. Искусство публичных выступлений |
3 |
7 |
10 |
|
9. |
Толерантность и разрешение конфликтов |
3 |
7 |
10 |
|
10. |
Праздники и массовые мероприятия в школе |
3 |
7 |
10 |
|
11. |
Планирование работы старшего вожатого |
2 |
2 |
4 |
|
12. |
Аналитическая деятельность старшего вожатого |
2 |
2 |
4 |
|
13. |
ИКТ в деятельности старшего вожатого |
2 |
2 |
4 |
|
14. |
Школа интересных каникул |
3 |
7 |
10 |
|
Итого часов: |
39 |
653 |
102 |
|
Содержание программы 1 года обучения
|
Темы |
Содержание |
|
Вводное занятие. |
Знакомство. Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование |
|
Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого |
Обзор действующего законодательства в сфере организации деятельности детских общественных объединений. Закон об образовании, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка, федеральные законы, указы и другие правовые акты. Региональные нормативные документы. |
|
Секреты делопроизводства |
Перечень необходимой документации старшего вожатого. Тематические папки. Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации |
|
Методика коллективно-творческой деятельности |
Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание банка КТД. |
|
Организация самоуправления в школе |
Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения. |
|
Игровые технологии |
Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие. Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные игры. |
|
Праздники и массовые мероприятия в школе |
Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы. |
|
ДОО в воспитательном пространстве |
Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. Название, нормативные документы ДОО в школе. Членство. Информационный стенд ДОО. |
|
Особенности возрастного развития детей |
Основные характеристики. Психолого-педагогические доминанты развития. Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет) |
|
Всё о детском коллективе |
Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом. |
|
Оформительский практикум |
Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд. Объявление. Изготовление призов, дипломов. Оформление сцены, зала. |
|
Гигиена самосбережения |
Профессиональное здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания. Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции. |
|
Школа интересных каникул |
Организация работы летнего пришкольного лагеря труда и отдыха. Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . |
Содержание программы 2 года обучения
|
Темы |
Содержание |
|
Вводное занятие |
Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование |
|
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОО в школе |
Нормативные документы. Международные, федеральные, региональные нормативные документы. Разработка Устава ДОО, различных положений мероприятий. |
|
Программное обеспечение деятельности детской организации |
Технология создания программ развития детских организаций. Содержание. Этапы реализации. Оформление. Паспорт программы. Вариативно-программный подход в деятельности общественных организаций. |
|
Детское и молодежное общественное движение |
Детские и молодежные общественные организации Чувашской Республики и России. Фестиваль ДОО. Государственная поддержка ДОО |
|
Лидерство. Работа с детским активом |
Теоретическое обоснование лидерства. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Проявления лидерства. Лидеры - созидатели. Лидеры – разрушители. Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные лидеры. Позиция актива в коллективе детей. Организаторские способности актива. Школа актива. Систематичность и традиции. Система поручений |
|
Социальное проектирование |
Теоретические основы метода проектов. Подготовка детей к работе над проектом. Выбор проблемы. Сбор информации. Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация плана действий. Подготовка к защите. Презентация проекта. Рефлексия |
|
Информационно-оформительская деятельность |
Школьная газета. Стенгазета. Объявления. Оформление комнаты школьника, тематических стендов. Летопись детской организации |
|
Общение. Искусство публичных выступлений |
Как говорить. Как слушать. Как понять собеседника. Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные средства общения. Культура речи. Ораторское искусство. Навыки выступления. Содержание. Тело и движения. Голос и интонация. Содержание. Юмор. Подготовка к выступлению. Презентация |
|
Толерантность и разрешение конфликтов |
Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание конфликтных ситуаций. Позиция вожатого |
|
Праздники и массовые мероприятия в школе |
Нестандартные формы проведения массовых мероприятий. Традиционные мероприятия. КВН в школе. Конкурсы и соревнования. Тематические дни. Календарные праздники |
|
Планирование работы старшего вожатого |
Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач. Виды планов: перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки конкретного дела. Требования к оформлению. |
|
Аналитическая деятельность старшего вожатого |
Различные виды анализа: Оперативный. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный. Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.). Итоговый. Разработка методических материалов по результатам анализа. |
|
ИКТ в деятельности старшего вожатого |
Возможности мультимедийной презентации. Создание фильмов. Видеосопровождение мероприятий. Наложение звука. Аудиофайлы. Работа с фотоматериалом |
|
Школа интересных каникул |
Программное обеспечение каникулярного периода. |
Обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо методическое и материальное обеспечение:
- Оборудование
Кабинет для занятий
Канцтовары
Компьютер, проектор
Столы, стулья
Флипчат (доска со сменными листами ватмана)
- Методическое обеспечение
Вспомогательная литература
Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
Список литературы.
- Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре
- для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
- Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
- Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Выпуск №3 из серии «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Нижний Новгород : ООО «Педагогические технологии», 2004.
- Лысюк Г.П. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
- Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел.
- Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
- Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
- Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
- Сердюкова О.А. Программа профильного курса «Школа вожатого» // Классный руководитель № 4/2007 г.
- Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
- Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
- Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
- Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
- «Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.
Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Москва «ВАКО», 2006.